Организация как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить организацию как субъект управления Ивацевичского райпо и определить пути совершенствования форм и способов данного управления.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организации системы управления организацией.
2. Определение методологической основы управления.
3. Проанализировать организацию системы управления организацией.
4. Предложить пути совершенствования системы управления организацией.
5. Оптимизировать систему управления исследуемой организации.

Содержание

Введение ……………………………………………….……………………………3
1 Элементы организации и процесса управления ………………………………..5
1.1 Понятие организации, ее виды (формальные и неформальные, простые и сложные) …………………………………………………………………………….5
1.2 Сущность управленческой деятельности, объект и субъект управления ….11
1.3 Зарубежный опыт управления организацией ………………………………..18
2 Анализ управления организацией ……………………………………………..28
2.1 Общая характеристика Ивацевичского райпо………………………..………28
2.2 Составляющие успеха организации и их анализ ……………………………34
3 Пути совершенствования управления организацией
в современных условиях …………………………………………………………..43
3.1 Оценка эффективности управления организацией ………………………….43
3.2 Совершенствование системы управления организацией при переходе к рыночным отношениям ……………………………………………………………46
Заключение ………………………………………………………………………....48
Список использованных источников ……………………………………………..50

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 448.89 Кб (Скачать файл)

Иностранное предприятие — организация, капитал которой принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Иностранные организации образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных организаций, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.

Смешанные организации — организации, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного организации осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные организации — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу организации называются совместными в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Многонациональные организации — организации, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля [7, c. 87].

В современных условиях крупнейшие промышленные организации делают упор на создание совместных организаций, а  также организаций для осуществления  научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного  использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о  кооперации и специализации торговли. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений. Совместные организации создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

Сложные организации имеют, как правило, не одну цель, а набор  взаимосвязанных целей, реализация которых обеспечивается в результате взаимодействия различных частей организации.

Ключевая, внутренне присущая любой реально действующей организации  цель — собственное воспроизводство. Если у организации цель самовоспроизводства утрачена или сознательно подавлена, то она может прекратить существование. Организация, у которой нет внутренней ориентации на выживание, может сохраниться только под воздействием достаточно мощных внешних сил. Но в этом случае на воспроизводство потребуется гораздо больше усилий. Ресурсы организации

Цели большинства организаций  предполагают преобразование некоторых  ресурсов для достижения результатов. Ресурсы, которые использует организация, можно классифицировать по-разному. Например, в составе ресурсов, используемых организациями, можно выделить: людей (человеческие ресурсы), капитал, материальные ресурсы, технологии, информацию. Ниже мы отдельно рассмотрим роль различных ресурсов в деятельности организации.

Сложные организации, как  правило, тесно увязаны с окружающей средой. Организации зависят от окружающего  мира потому, что они получают из него ресурсы, потому что именно там  находятся потребители их продукции  или услуг, потому что они связаны  с этим миром тысячами формальных и неформальных связей и отношений.

Под внешней средой организаций принято понимать ту часть окружающего мира, с которой  организация активно взаимодействует. В составе внешней среды принято выделять разнокачественные компоненты: экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Все эти факторы постоянно изменяются.

Большое значение имеет то, что, хотя организация зависит от внешней среды очень сильно, среда эта, как правило, находится вне пределов непосредственного влияния менеджеров. С каждым годом руководству современных организаций приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды.

 

 

1.2 Сущность управленческой деятельности, объект и субъект управления

 

 

Управление  организацией представляет собой процесс, в основе которого лежит воздействие на коллектив организации и все стороны ее деятельности с целью получения максимальных результатов. Такое воздействие в каждой организации оказывают управленческие кадры. Следовательно, чем эффективнее процесс управления в организации, тем выше оказывается результативность деятельности всей организации. Однако, процесс управления осуществляют люди. В связи с этим эффективность процесса управления зависит от эффективности деятельности управленческого персонала организации, которая, в свою очередь, складывается из эффективности деятельности отдельных работников и групп работников различного уровня образования, квалификации и т.д. Все эти работники составляют управляющую систему организации. Поэтому, прежде чем рассматривать вопросы, связанные с эффективностью управления организацией, по нашему мнению, следует раскрыть содержание управленческой деятельности и отличить необходимые качества работников, которые её осуществляют [13, c. 99].

Менеджмент  организации, работающей в рыночной среде, предъявляет высокие требования к управленческому персоналу. Современный  управленец - это человек, владеющий  и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инновации, маркетинга, управления персоналом и торговлей.

Чтобы выполнять  свои сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению организацией. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области как менеджмент. Они включают:

а) умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая  динамичность и неопределённость;

б) высокую  информированность (информация- это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция. динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;

в) знакомство с опытом менеджмента в других организациях и в разных отраслях;

г) способность  управлять ресурсами, планировать  и прогнозировать работу организации, владеть способами повышения  эффективности управления;

д) умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи [1, c. 75].

Эти и многие другие знания и умения приобретаются  в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А  так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает  и разрабатывает все новые  идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает  непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области  процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность  хозяйствования.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции  менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями. Чтобы работать с людьми, столь резко различавшимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:

• высокое  чувство долга и преданность  делу;

• честность  в отношениях с людьми и доверие  к партнерам;

• умение четко  выражать свои мысли и убеждать;

• уважительное и заботливое отношение к людям  вне зависимости от их положения  в иерархии организации;

• способность  быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать  собственную деятельность.

От ошибок в работе не застрахованы даже самые  опытные и квалифицированные  менеджеры, но настоящие профессионалы  вырабатывают в себе способность  сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над  исправлением положения, а не искать виновных.

До недавнего  времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают  их в процессе многолетней работы, методом проб и ошибок. Однако последние  достижения науки (в том числе  социологии, психологии и др.) позволяют  изучать природу человеческих взаимоотношений  и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь  только на собственный опыт.

Важным фактором повышения результативности менеджмента  является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение  их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное  разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих  одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, контроль и т.д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д.

Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная  структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная  специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное  разделение труда, оно специфично для  каждой организации. В то же время  можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное  разделение труда построено на выделении  трех уровней управления - низшего, среднего и высшего.

К низшему  уровню относятся менеджеры, имеющие  в своем подчинении работников преимущественно  исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень - самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности  управленческого персонала организации, включает менеджеров, ответственных за ходом торгового процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления организации, его филиалов и отделений, а также руководство торговли, целевых программ и проектов.

Высший уровень - это администрация организации, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и торгово-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала.

Фактическое число уровней в организациях характеризуется большим разнообразием  и колеблется от одного-двух на малых  организациих до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы организации, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы организации.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает  виды и сложность выполняемых  работ. По этим критериям в составе  аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Если рассматривать их труд с точки зрения технологии процесса управления, то задачи руководителей прежде всего сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.

Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, которым должны отвечать менеджеры  при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие основные должности  управленческого персонала на организациих: руководители и их заместители (из них мастера); главные специалисты, инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал, юридический персонал, другие работники. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

Информация о работе Организация как субъект управления