Организация программ адаптации новых сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:41, аттестационная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке путей совершенствования системы адаптации сотрудников в организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации сотрудников в организации;
- изучение особенностей управления адаптацией сотрудников;
- изучение опыта зарубежных и российских компаний по адаптации сотрудников;
- изучить систему управления сотрудников в МОУ Советской ООШ;
- проанализировать систему адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы управления адаптацией сотрудников 7
1.1 Сущность адаптации 7
1.2 Система управления адаптацией сотрудников 17
1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации сотрудников 19
2. Управление программой адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 24
2.1 Общая характеристика МОУ Советской ООШ Калачеевского района Воронежской области 24
2.1.1. История МОУ Советской ООШ 24
2.1.2. Общие положения МОУ Советской ООШ 25
2.2 Управление программой адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 26
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию программы адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 34
3.1 Рекомендации по совершенствованию программы адаптации сотрудников в МОУ Советской ООШ 34
3.2 Рекомендательные приёмы для наставников по адаптации новых сотрудников в школе 36
Заключение 38
Список литературы 42
Приложение А Программа адаптации сотрудников МОУ Советской ООШ 44
Приложение Б Рейтинговый лист оценки деятельности учителя МОУ Советской ООШ 54
Приложение В Карточка оценки педагога 57

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная аттестационная работа.doc

— 506.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным кадровым службам необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации.

Классификация системы  адаптации представлена в виде схемы, приведенной А.Я. Кибановым (см. схема 1).

 

 

 

 

 

Схема 1

 

 

Профессиональная адаптация (рис 1.) заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Рисунок 1. Профессиональная адаптация  сотрудника 

 

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и  разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния  профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

В процессе психофизиологической адаптации (рис.2) происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно – гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.)

          

Рисунок 2. Психофизиологическая адаптация сотрудника

 

В процессе социально-психологической адаптации (рис.3) происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы.

Рисунок 3. Социально-психологическая  адаптация сотрудника

Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой – либо формальной группой.

В процессе организационно – административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в  общей системе целей и в  организационной структуре. При  данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).

Экономическая адаптация  позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических  стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда  и различных выплат.

В процессе санитарно  – гигиенической адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической  дисциплины, правилами трудового  распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому  процессу в сложившейся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.

Несмотря на различие между видами адаптации, все они  находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

Условно процесс адаптации  можно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.

Если сотрудник имеет  не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных  подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонала - новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, дравидами поведения и т.д.

Этап 2. Ориентация. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые  к нему предъявляются со стороны  организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс  адаптации, он характеризуется постепенным  преодолением производственных и межличностных  проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

 

1.2 Система управления адаптацией сотрудников

 

Система адаптации представляет собой комплекс необходимых действий для новых сотрудников любого уровня. Вместе с тем процесс адаптации  сотрудника индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы. Существенные различия касаются объема и содержания представляемой в начальный период информации. Различия могут относится и к участникам самого процесса адаптации. Для рабочего наставником может быть коллега по подразделению. В адаптации и контроле руководителя среднего уровня необходимо активное участие руководителей более высокого уровня и сотрудников службы управления персоналом.

Адаптация новых сотрудников. Приход в новую организацию - психологически сложный момент для любого человека. Если он не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят ошибки в рабочем процессе, причины которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии человека.

Отношение новичка к  организации, к работе во многом зависит  от того, насколько реальность соответствует  его ожиданиям. Если в газетных объявлениях  или в личных беседах истинное положение дел на будущем месте работы было сознательно приукрашено, вряд ли стоит обижаться, если новый работник почувствует себя обманутым.

Тот, кто хочет привлечь новичка на свою сторону, должен знать: первые дни работы должны быть четко  расписаны.

Необходимо выяснить следующие вопросы:

  1. Подготовлено и оборудовано ли рабочее место.
  2. Были ли официально проинформированы коллеги о фамилии, образовании, предыдущей деятельности и будущих функциональных обязанностях нового работника.
  3. Подготовлены ли все документы, которые должны быть ему вручены при приветствии: описание рабочего места, план организации, список всех руководителей высшего и среднего звена, список ближайших сотрудников.
  4. Когда и в какой форме новый работник будет ознакомлен с задачами организации и основными принципами управления.
  5. Были ли четко определены и письменно зафиксированы его полномочия.
  6. К выполнению, каких задач сразу же подключить нового работника.
  7. Кто возьмет на себя задачу познакомить новичка с традициями предприятия (сюда относится и ненаписанный этикет, так как именно эти вопросы зачастую связаны с различными щекотливыми моментами).

Новый сотрудник также  заинтересован в том, чтобы его  как можно быстрее и без  каких-либо осложнений ввели в курс дела. Опыт показывает, что неплохо  бы на первые несколько месяцев выбрать сотрудника, который взял бы над новичком шефство, чтобы было, у кого спросить о нормах и традициях организации.

Довольно быстро проявляются  сильные и слабые стороны нового сотрудника. Желательно поговорить с  ним о возможностях повышения квалификации. Чем раньше это произойдет, тем безболезненней для организации будет его отсутствие в течение нескольких недель. Если новичок увидит, какой интерес проявляет организация к углублению и совершенствованию его знаний и навыков, он постарается оправдать ожидания руководства.

Организации приходится тратить немало средств, чтобы подобрать  способного специалиста, но его потеря обходится еще дороже. Тот, кто  считает, что новичок должен найти  в себе силы, чтобы завоевать свое место, должен иметь в виду, что он может найти в себе силы и для того, чтобы его покинуть.

Если новый сотрудник  хорошо проинструктирован, он будет  испытывать доверие к руководителю, организации, усвоит их требования, будет  комфортно себя чувствовать, эффективно и с желанием работать.

Адаптация работника  на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой  организационной работы. Поэтому  на многих предприятиях страны создаются  специализированные службы адаптации  кадров. Однако организационно это  делается по-разному, в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.

Для новых работников организуется специальные курсы обучения и  воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к  стилю и методам работы в организации  или подразделении. Формами адаптации  могут быть лекционные и семинарские  занятия непосредственно в организации; выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.

 

1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации персонала

 

В изучении данной проблемы целесообразно рассмотреть опыт зарубежных компаний.

Интересен в отношении  адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой  спецификой. Учащиеся японской школы  до перехода на вторую ступень среднего образования (10—12 классы) практически  не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то, во всяком случае, без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации.

Это, однако, мало смущает  руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах — неотъемлемая часть японской системы управления кадрами.

Руководство компаний стремится  привлечь молодых людей непосредственно  со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки — адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода — двух месяцев.

В Японии после окончания  университета за каждым молодым специалистом, принятым на работу, закрепляется так  называемый «крестный отец» - наставник  с широкими полномочиями. Наставник, как правило, выпускник того же университета, что и новичок, помогает ему адаптироваться на рабочем месте, разрешать возможные конфликты, бывает у своего подчиненного дома, знакомиться с его семьей, хобби и т.д.

Все вопросы о перемещении  молодого специалиста решаются при участии наставника. Такое наставничество осуществляется до 35 лет.

Особое внимание в  социальной и профессиональной адаптации  в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию.

В таблице 1 приведено содержание ориентационной программы, принятой во многих японских компаниях и призванной ознакомить новых работников с максимально широким кругом сведений об организации и ее деятельности.

 

Таблица 1. Типичная тематика ориентации новых работников в японских компаниях

Тема

Содержание 

Информация о компании

Основная информация, оргструктура и основные направления  деятельности компании, долгосрочные и краткосрочные планы, бюджет и  финансовая ситуация, отношение работников и работодателя, профсоюзы, условия труда и трудовой распорядок, структура зарплаты, социальное обеспечение и дополнительные льготы.

Продукция

Основная номенклатура продукции фирмы, цена и пользователи основной продукции, ее конкурентоспособность в сравнении с продукцией конкурентов.

Производство

Структура производства, принципы работы, производственные потоки, действующая система управления производством, основные принципы, обеспечивающие эффективность производственного  процесса.

Продажи

Реклама и доля, которую занимает на рынке продукция компании, перспективы и тенденции конкурентной борьбы, организация продаж, техника и методы продаж.

Основные трудовые навыки

Овладение необходимыми профессиональными знаниями и основными  рабочими навыками на уровне, отвечающем требованиям к должности. Установление рабочих связей, правильная организация рабочего места.

Информация о работе Организация программ адаптации новых сотрудников