Организация, самоорганизация и системология организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации, самоорганизации и системологии организаций.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и признаки организации;
2) выявить самоорганизацию в процессе управления;
3) рассмотреть понятие системологии и ее классификацию;
4) изучить структуру организации ОАО «Газпром»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, САМООРГАНИЗАЦИИ, СИСТЕМОЛОГИИ КАК ПРОЦЕССОВ……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие и признаки организации…………………………………..5
1.2. Самоорганизация в процессе управления………………………...12
1.3. Понятие системологии и ее классификация……………………...20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ И СИСТЕМОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………..30
2.1. Общая характеристика организации ОАО «Газпром»…………….30
2.2. Самоорганизация и системология
в организации ОАО «Газпром»……………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...42
ПРИЛОЖЕНИЯ...……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТО.doc

— 375.00 Кб (Скачать файл)

              Нормативно-правовая структура – совокупность  юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых для осуществления функции организации.

              Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз.

              На первой происходит ее создание, например на основе решения общего собрания учредителей, и осуществляются все связанные с этим мероприятия.

              На второй фазе организация стремительно растет в той сфере, в которой она изначально возникла.

              На третьей происходит дифференциация, поиск новых, а также качественное развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее деятельности.

              На четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации. Она прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца.

              Последний наступает на пятой, заключительной, фазе ее жизни. Здесь организация постепенно ослабевает, свертывает свою деятельность и, наконец, предотвращает существование.

              Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рис. 1.3. [15, стр. 416]

 

              Все организации отличаются друг от друга различными аспектами: функциями, методами, принципами управления, сложностью операций и т.д.

              Вместе с тем имеются общие для всех организаций характеристики:

1.      Ресурсы - людские, основные и оборотные средства, технологии, информация.

2.      Разделение труда - горизонтальное, вертикальное.

3.      Зависимость от внешней и внутренней среды: ни одна организация не существует изолированно. [15, стр. 416]

              Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации, которые являются результатом управленческих решений. Речь идет о целях, ресурсах, горизонтальном и вертикальном разделении труда, технологии, организационной структуре, системе коммуникаций и обмена информацией, поведении сотрудников и проч. Рассмотрим некоторые из них подробнее. [10, стр. 286]

              Элементом внутренней среды являются отношения участников организации. По содержанию они могут быть либо деловыми (устанавливаются между должностями в соответствии с разделением труда), либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях, по форме - отношениями силы или, наоборот, партнерства.

              Внутренняя среда характеризуется степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.

              Дифференциация означает такое распределение работ между отдельными субъектами, при котором каждая их них получает завершение в конкретном самостоятельном результате, не являющемся, однако, с точки зрения решения задач организации законченным целым. Поэтому дифференциация всегда должна дополняться интеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей. Ее необходимость обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных трудовых процессов.

              Внешняя среда - политика, технология, общество, нормы общественной жизни, рынок рабочей силы, конъюнктура‚ поставщики, банки, профсоюзы, клиенты, рабочие, конкуренты, владельцы, жители района, профессиональные группы, органы власти. Важен учет влияния каждого из этих факторов; необходимы эффективные способы воздействия на них. Она сложна, иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой.

              Внешняя среда по-другому называется организационным окружением, которое бывает деловым (микроокружением) и фоновым (макроокружением).

              Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них воздействие (например, поставщики, потребители, конкуренты). Оно постоянно меняется, в том числе и под влиянием деятельности самой организации.

              К фоновому окружению относятся политика государства, законодательство, конкуренция и многие другие обстоятельства, которые подавляющему большинству организаций неподвластны. На них нельзя влиять целенаправленно, а приходиться либо им подчиняться, либо уходить от их воздействия, либо пытаться нейтрализовать негативные последствия.

              Организации всегда приходиться действовать с учетом особенностей окружения. Ее руководство должно быстро улавливать изменения в нем, правильно оценивать их последствия и выбирать наилучший вариант реакции в пределах имеющихся ресурсов.

 

1.2. Самоорганизация в процессе управления

              Самоорганизация – свойство присущее любой системе. Под самоорганизацией понимается необратимый процесс, приводящий систему в более эффективную структуру. [14, стр. 375]

              Начало изучения данного процесса положил еще Аристотель. Любая макросистема допускает отклонения в поведении входящих в неё элементов, но в пределах заданной траектории развития. В конце Средневековья этой же проблемой занимались Френсис Бэкон, Рене Декарт и Людовик Молина введших в понятие самоорганизации термины «свободная воля» и «случай». В начале нового времени идеи самоорганизации восходят к работам Канта, Гегеля, Дарвина, а в 20 веке - Шредингера, Богданова, Винтера, Эйгена, Пригожина и др.

              Основные научные предпосылки феномена изложены А.А. Богдановым в «Тектологии». Исследуя различные структуры и их эволюцию как целого с позиций информационно-управленческих процессов, он вывел определение самоорганизации как создание более устойчивой формы путем смены организационных форм. 

              Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур.

              Изначально самоорганизация возникает спонтанно, а затем постепенно формируется самоуправление и, наконец, профессиональное управление, которое создает организационные функции и структуру правления.

              Внутренние и внешние возмущающие воздействия приводят к нарушению гармонии. Вследствие этого возникают процессы, помимо воли и сознания людей стремящихся сформировать новые пропорции, ввести новые элементы в деятельность организации или вывести из нее устаревшие. Люди являются проводниками этих процессов. Кроме того, возмущающие процессы могут инициироваться и самоуправлением, профессиональным управлением, реализацией функций и структур управления (рис. 2.1.). Таким образом, может быть достаточно много циклов возникновения самоорганизации и вследствие этого самоуправление. [9, стр. 207]


 

Рис. 2.1. Циклы возникновения самоорганизации в системе

             

              В зависимости от объекта управления выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию (рис. 2.2.). [9, стр. 207]

 

Рис. 2.2. Направления самоорганизации

 

              Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смене алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация- это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования (например, набор дублирующих устройств, средств связи, пожаротушения и т.д.). Такая самоорганизация происходит в случае выхода из строя какого-либо устройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.

              Биологическая самоорганизация (как процесс) представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация – это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования. Например, в зонах сильного радиоактивного заражения наблюдались изменения внешнего вида некоторых деревьев и животных. Биологи не связывают это с болезнями растений и животных, а предполагают, что это приспособление к новым условиям.

              Социальная самоорганизация  (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентаций, мотивов и целей, относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация- это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

              Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей. Социальная ответственность является чертой характера человека, наряду с отзывчивостью, чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д. Она может быть врожденной или приобретаемой за счет воспитания и учета моральных норм общества. Таким образом, самоорганизация реализуется в следующих видах: самовоспитание, самообучение и самоконтроль (рис. 2.3.). [9, стр. 207]

 

 

              Самообучение- это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затрат собственного свободного времени и финансовых ресурсов на более полное удовлетворение потребностей и интересов в информации,  знаниях и общении. Самообучение может проводиться в обычных формах общественного обучения (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по индивидуальной методике. Самообучение также является следствием практики человека, его жизненного опыта, опыта окружающих его людей и организаций.

              Самовоспитание может относиться как к человеку, так и к организации. Цель самовоспитания - преодоление вредных или создания новых позитивных качеств личности или организации, в том числе формирование активной деловой политики, утверждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самостимулирование; преодоление отрицательных эмоций.

              Самоконтроль- это контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормами, правилами и стандартами. Для проведения самоконтроля применяются самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование по индивидуальному тесту, внутренний голос. По отношению к общественному контролю результаты самоконтроля могут быть: адекватными, завышенными или заниженными.

              Самоорганизация может быть личной и коллективной. [8, стр. 384]

Личная самоорганизация реализуется:

• в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.;

• в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха;

• в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события.

Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений. Как явление социальная самоорганизация представляет конкретные поступки человека или группы людей, лозунги, петиции и др. Коллективная самоорганизация может происходить в среде:

1.      внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.);

2.      внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний конференций, объединенных работ, при виртуальных контактах);

3.      рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей).

              Социальная самоорганизация – неизбежный процесс, как в формальных, так и в неформальных организациях. Социальная самоорганизация, прежде всего, должна быть оценена ее инициатором – человеком или коллективом. Эффективность самоорганизации имеет различные виды проявления: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, политическая, этическая, экологическая, правовая и т.п. Количественно можно оценить только экономическую, а остальные, не менее важные, – качественно по степени удовлетворения затрагиваемых потребностей и интересов инициатора этой самоорганизации. Известна общая формула оценки эффективности:

 

              Результатами социальной самоорганизации могут быть повышение авторитета, улучшение здоровья, приобретение неформальных источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д. [9, стр. 207]

              Эффективность социальной самоорганизации зависит от набора личностных качеств человека. К качествам, стимулирующим эффективность, относятся: инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность. К качествам, тормозящим эффективность проявления социальной самоорганизации, относятся: застенчивость, забывчивость, пассивность, отсутствие позитивной жизненной цели, низкий уровень образования и воспитания.

              Схемы коллективной самоорганизации определяются типом среды коммуникаций. Для внутренней среды характерны типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых узловым элементом является не руководитель, а неформальный лидер (НЛ). Для среды внешних коммуникаций в добавление к приведенным могут использоваться матричная и редко применяемая иерархическая схемы, а также сочетания всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в виртуальном виде (см. приложения 2).

Информация о работе Организация, самоорганизация и системология организаций