Проблемы управления занятостью в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ процессов управления занятостью, как системой, на уровне организации. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть кадровое планирование как основной способ управления занятостью персонала;
2) Рассмотреть теоретические вопросы регулирования занятости персонала по средствам высвобождение персонала.
3) Провести анализ состояния занятости в организации на примере МП г. Самара ТТУ.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория организации»

 

Проблемы управления занятостью в организации

 

Содержание

 

 

Введение

 

В изменившейся политической и экономической ситуации, рынок ставит организацию в принципиально новые условия: жесткость конкуренции, быстро меняющиеся потребности, достаточно высокая нестабильность внешней среды. Персонал действительно стал силой и наиважнейшим ресурсом в сложившихся условиях деятельности фирм, предприятий, заводов.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что хотя оценка масштабов проблемы занятости является важной задачей, главная проблема заключается в понимании природы этого явления, которое невозможно без проведения специальных исследований на том уровне, где это явление зарождается, на уровне предприятия. Процесс формирования рыночных отношений и мировые тенденции в разделении труда за последнее десятилетие оказали существенное влияние на систему занятости в российских организациях. Проблемность состояния системы занятости определяется и тем, что подчас игнорируются представления о занятости как о сложной системе и необходимости комплексного воздействия на ее формирование и развитие.

Объектом исследования данной работы является система занятости, сложившаяся в организациях и процессы управления занятостью в организации.

Предметом исследования являются способы, методы, формы рационального регулирования кадровой занятости в организации.

Системные представления о занятости формировались и развились на уровне фундаментальных трудов А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, Л. Вальраса, К. Маркса, Дж. М. Кейнса. Большой вклад в развитие теории занятости внесли также отечественные ученые: Б.Д. Бреев, А.Э. Котляр, Э.Р. Саруханов, СВ. Андреев, Н. Гаузер, B.C. Боровик, Е.С. Ермакова, В.А. Похвощев, О.А. Кацук.

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ процессов управления занятостью, как системой, на уровне организации. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть кадровое планирование  как основной способ управления занятостью персонала;

2) Рассмотреть теоретические вопросы  регулирования занятости персонала  по средствам высвобождение персонала.

3) Провести анализ состояния занятости в организации на примере МП г. Самара ТТУ.

          4) Разработать  мероприятия, для улучшения управления занятостью на рассматриваемом предприятии.

Структурно данная работа «Проблемы управления занятостью в организации» построена так: в первой главе раскрыты способы управления занятостью в организации, во второй – проведен анализ состояния занятостью в организации; в третьей главе рассмотрены пути улучшения управления занятостью в организации.

Источниками для написания курсовой работы послужили журналы и методические рекомендации, а также периодическая и научная литература.

 

Глава 1. Способы и пути управления занятостью в организации

1.1 Эффективная занятость персонала как фактор роста продуктивности труда

 

Подъем отечественной экономики, повышение продуктивности труда и качества жизни граждан предполагают эффективное использование всех видов производственных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы. Трудовой потенциал общества определяется количеством экономически активного населения, уровнем занятости, профессиональной подготовки (квалификации) лиц, реально участвующих в трудовой деятельности, производительности их труда.

Эффективность использования человеческого потенциала страны зависит от того, как соотносятся показатели занятости на макро- и микроэкономическом уровне. В первом случае оценивается занятость трудоспособного населения в целом, во втором - занятость работников на конкретных производствах. Другими словами, следует различать полную занятость населения и полную занятость персонала.

Полная занятость населения означает наличие подходящей работы у каждого трудоспособного и желающего трудиться человека. Непременное условие ее достижения - соответствие числа имеющихся рабочих мест количеству трудоспособного населения. Однако этого условия при всей его важности недостаточно. Полная занятость возможна только при эффективном использовании персонала на имеющихся рабочих местах. Таким образом, занятость населения на макроуровне теснейшим образом связана с использованием каждого работника на микроуровне.

Эффективная занятость означает ее соответствие определенным рыночным ожиданиям, нормативам, стандартам. Эффективность определяется соотношением полученного эффекта, т.е. степени достижения выбранной цели и затрат на ее осуществление. Стало быть, при эффективной занятости производственный потенциал, соответствующий реальному объему продукции, которую в состоянии произвести вся экономика или отдельное предприятие, будет использован в полной мере.

При оценке эффективной занятости необходимо учитывать экономические интересы не только работодателя, но и самого работника, поскольку они существенно различаются по своему содержанию, ожиданиям и показателям. Так, для работодателя конечным результатом являются трудовая отдача каждого работника, продуктивность труда, валовая выработка, загрузка оборудования, уровень использования производственных ресурсов, влияющие на величину его доходов и прибыли. Для работников - размер оплаты труда и уровень доходов, включая социальные блага, которые ему предоставляет администрация предприятия. И если зарплата окажется ниже реального прожиточного минимума, то, естественно, такую занятость нельзя признать эффективной, ибо человеку придется искать дополнительный источник доходов (вторичную занятость).

В условиях свободной конкуренции на рынке труда каждый работник может примерно определить ожидаемый уровень оплаты с учетом своей квалификации, сложности и других факторов. Критерием эффективной занятости персонала правомерно, видимо, считать рыночную стоимость рабочей силы. Эта величина весьма подвижна, но, колеблясь в определенных пределах, она не должна слишком сильно отклоняться ни в одну, ни в другую сторону. В противном случае баланс спроса и предложения на рынке труда нарушится, а занятость будет далека от эффективной. Иными словами, существует определенная зависимость между уровнем занятости (и безработицы) и величиной оплаты труда.

Своего рода ориентиром могут быть соотношения, сложившиеся в США, где при нормальном уровне занятости 95% (и соответственно при уровне естественной безработицы в 5%) минимальная оплата труда составляет 5,35 долл. в час.

Если эти соотношения "примерить" к Самарской области, где за десять пореформенных лет уровень занятости населения снизился до 72%, то приходится констатировать, что он ниже эффективного на 22 процентных пункта. Что касается уровня оплаты труда, то он явно занижен. Другого, собственно, ждать не приходится, если учесть масштабы сокращения численности занятых, которое произошло в сфере материального производства. Если же сопоставить динамику этих показателей, то в среднем по области при падении производства на 43,6% занятость уменьшилась только на 30,9%. Это свидетельствует о сохранении скрытой безработицы.

Чем выше степень занятости персонала, тем выше эффективность использования рабочей силы, средств производства и предметов труда, лучше показатели оборачиваемости экономических ресурсов, объема продаж товаров и т.д. Из этого следует, что от степени занятости персонала самым непосредственным образом зависит уровень труда и капиталоотдачи на каждом предприятии. При известных производственных ресурсах, технологии и организации производства процесс их взаимодействия будет тем эффективнее, чем меньше полезных затрат времени на единицу продукции. Поэтому минимальные затраты рабочего времени на единицу продукции могут одновременно служить критерием эффективной занятости персонала и максимальной производительности труда.

Для аналитической оценки занятости персонала на производстве необходимо значительно расширить систему применяемых показателей. К примеру, при анализе затрат рабочего времени и уровня занятости на производстве можно рекомендовать такие расчетные показатели, как коэффициенты использования рабочего времени, нерегламентированных потерь времени, занятости рабочего, загрузки оборудования, возможного повышения производительности труда и др.

Коэффициент использования рабочего времени определяется отношением полезно затраченного времени к продолжительности смены: КИР = Траб/Тсм.

Коэффициент эффективной занятости персонала можно рассчитать как соотношение фактических и нормативных показателей занятости: КЭФ = КФ/КП.

Особое место занимают показатели нормативной занятости при выполнении различных видов работ. Их сравнение с фактической занятостью позволяет достаточно объективно оценить, где затраты труда, связанные с его условиями, интенсивностью и производительностью, должны быть компенсированы.

 

1.2 Кадровое планирование как основной способ управления занятостью на предприятии

 

В системе управления персоналом кадровое планирование занимает значимое место. Так как оно включает в себя прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале, изучение рынка труда, анализ системы занятости персонала, и, соответственно, играет важную роль в управлении занятостью в организации.

Сущность кадрового планирования - предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости. В результате интересы работодателя и работника уравновешиваются.

Кадровое планирование создается на базе целей организации и состоит из 4 частей:

1) кадровые стратегии (разработка  будущей кадровой политики организации; создание возможности должностного  и профессионального роста; обеспечение  развития кадров для выполнения  работ новой квалификации и  адаптации их знаний к изменяющимся условиям);

2) кадровые цели (определение конкретных  целей организации и каждого  работника, вытекающих из кадрового  стратегии; достижение максимального  сближения целей организации  и индивидуальных целей работников);

3) кадровые задачи (обеспечение  организации в нужное время, в нужном месте, в необходимом количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для достижения целей);

4) кадровые мероприятия (разработка  плана кадровых мероприятий для  реализации конкретных целей и задач организации и каждого работника; определение затрат на реализацию плана кадровых мероприятий).

При осуществлении кадрового планирования организация преследует следующие цели:

- получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве;

- наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;

- уметь предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала;

- организовать эффективную занятость  персонала на предприятии.

Этапами процесса планирования целей являются: поиск, анализ и ранжирование целей, выбор и реализация целей, контроль и их проверка.

Начальной ступенью процесса кадрового планирования является планирование потребности в персонале. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.

Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование:

1. Действующий персонал;

2. Новички;

3. Потенциальные сотрудники;

4. Персонал, покинувший организацию.

В отношении каждой из этих категорий менеджмент компании должен принимать разные действия.

Категории работников

Управленческие действия

Действующий персонал

Оценка производительности труда  Распределение работников

Обучение и развитие

Оплата и мотивация 

Карьерный рост

Новички

Методы найма

Процедуры отбора 

Введение в должность

Условия заключения договоров  Процесс адаптации

Обучение

Потенциальные сотрудники 

 

Методы найма

Внешние связи

Уровень оплаты труда 

Бонусы дня персонала

Персонал, покинувший организацию

Увольнение по инициативе администрации 

Выход на пенсию

Текучесть персонала


 

Планирование привлечения и адаптации персонала - планирование мероприятий по найму и приему персонала для удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников.

 

Планирование использования персонала осуществляется за счет разработки плана замещения штатных должностей.

Информация о работе Проблемы управления занятостью в организации