Проблемы управления занятостью в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ процессов управления занятостью, как системой, на уровне организации. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть кадровое планирование как основной способ управления занятостью персонала;
2) Рассмотреть теоретические вопросы регулирования занятости персонала по средствам высвобождение персонала.
3) Провести анализ состояния занятости в организации на примере МП г. Самара ТТУ.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

С 1 января 1963 года в структуру Кубышевского ТТУ вошло третье по счету и самое современное трамвайное депо - «Северное» - на ул. Фадеева. 
6 ноября 1942 года в городе состоялся пуск троллейбусного движения с парком 5 машин по маршруту «Железнодорожный вокзал – пл. Революции» длиной 6,5 км. Строительство вместо временных мест стоянки первого настоящего троллейбусного депо было завершено на ул. Чкаловской в 1956 году.

В конце 1960 года заработало второе троллейбусное депо на ул. Физкультурной.

17 мая 1978 года на ул. Фадеева открылось  самое молодое, просторное и удобное троллейбусное депо № 3.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- пассажирские перевозки трамваями и троллейбусами;

- оказание сопутствующих услуг пассажирам (продажа транспортных карт «Электронный проездной») и организациям (энергоснабжение);

- выполнение ремонтно-строительных работ;

- оказание коммерческих услуг (реклама, подвеска волоконно-оптического кабеля, сдача металлолома);

- осуществление медицинской деятельности для работников предприятия (санаторий-профилакторий);

- создание условий для отдыха работников предприятия и членов их семей, а также жителей городского округа (база отдыха).

МП «ТТУ» представляет собой одно из крупнейших предприятий электротранспорта в России.

 За 2009 год было перевезено 92,7 млн. пассажиров.

 Пассажироперевозки осуществляются по 23 трамвайным и 15 троллейбусным маршрутам. Протяженность трамвайных линий составляет 168,2 км, троллейбусных – 213,7 км.

 Парк подвижного состава состоит из 422 пассажирских трамвайных вагонов и 246 троллейбусов.

 В 2009 году был приобретен новый подвижной состав: 43 трамвая и 12 троллейбусов.

В состав МП «ТТУ» входят 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, энергохозяйство с 34 тяговыми подстанциями и обширной контактной и кабельной сетью, служба пути, обслуживающая разветвленное рельсовое хозяйство, служба движения с 14 конечными станциями трамвая и троллейбуса, цех по ремонту трамвайных путей и зданий, аварийно-восстановительная служба, отвечающая за работу автомобильной и специальной техники.

Предприятие принимает активное участие в различных конкурсах:

1) с 1973 года предприятие участвует во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства водителей трамвая и троллейбуса и регулярно занимает призовые места;

во Всероссийских конкурсах мастерства бригад путейских рабочих;

2) с 2009 г. является участником отраслевого конкурса по энергосбережению, проводимого институтом «Гипрокоммунэнерго» (2009г. и 2010г. – вторые места);

3) постоянный участник соревнования рационализаторов и изобретателей (2009г. – первое и второе мест

Данное предприятие рассматривается как сложная организационная система, которая характеризуется иерархической структурой построения, наличием сложных взаимосвязанных подсистем. Эта система очень динамична, функционирование её во многом носит вероятностный характер, закономерности изменения её основных параметров имеют весьма высокую степень неопределённости, что отражается на достоверности прогнозов и качестве планирования.

На предприятии действует линейно-функциональная структура управления (Приложение 1) , наблюдается чёткая иерархия. Руководителю в разработке конкретных вопросов, подготовки решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных отделов, именуемых службами.

 

 

 

2.2 Анализ количественной  потребности в персонале на предприятии

 

При расчёте количественной потребности в персонале, на данном предприятии основываются на нормативах численности городского электротранспорта. В таблице 2.2 было рассмотрено укомплектованность МП г. Самара ТТУ рабочей силой.

Таблица 2.1

Обеспеченность МП г. Самара ТТУ рабочей силой по группам работников

Группы работающих

Количество, чел.

2009г.

2010г.

2011г.

план

отчёт

%

план

отчёт

%

план

отчёт

%

Всего по предприятию

1. Производственный персонал, в том числе:

-водители троллейбусов

-водители трамвая

-ремонтные и вспомогательные  рабочие

-кондуктора

-энергохозяйство

-автотранспортный участок

-служба движения

-агрегаторщики

-профилакторий

-депо

-заготовительные работы

-перегонщики

-связь и СЦБ

-ССУВ

2.Непромышленный персонал

3.Аппарат управления

876

828

 

217

348

80

216

297

38

31

19

52

19

30

10

7

12

21

27

857

815

 

209

339

82

214

290

31

31

19

56

18

31

11

6

13

20

25

97,8

98,4

 

96,3

96,1

102,5

99

96,9

81,5

100

100

107,7

94,7

103

110

85,7

108

95,2

92,6

880

832

 

219

351

80

216

297

38

31

19

53

20

31

10

6

12

21

27

862

821

 

212

343

82

215

290

31

31

19

56

18

32

12

6

13

20

26

97,9

98,6

 

96,8

96,7

102,5

99,5

96,9

81,5

100

100

105,6

90

103,2

120

100

108

95,2

96,2

883

834

 

219

351

81

216

297

37

31

20

53

20

31

11

6

12

22

27

864

822

 

210

342

82

217

290

32

31

19

56

18

32

12

6

13

20

26

97,8

98,5

 

95,8

96.1

101,2

99,5

96,9

86,4

100

95

105,6

90

103,2

109

100

108

90,9

96,2


 

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о не выполнении плана по обеспечению предприятия кадрами. Выполнение и перевыполнение плана по укомплектованности персонала наблюдается в следующих группах работающих: ремонтные и вспомогательные рабочие – 102,5 %, служба движения – 100 %, агрегатный цех – 100 %, профилакторий – 107,7 %, заготовительные работы – 103 %, перегонщики – 110 %, ССУВ – 108 %. Это связано с гибким графиком работы, стабильной заработной платой, хорошими условиями труда.

В остальных группах работников наблюдается невыполнение плана по обеспечению предприятия кадрами. На это влияет, прежде всего, тяжелые условия труда, низкая заработная плата.

Однако сами по себе показатели укомплектованности не дают достаточного представления об обеспеченности предприятия кадрами. Показатели укомплектованности предприятия рабочей силой должны быть сопоставимы с выполнением производственной программы.

Так же необходимо отметить, что более важной величиной для кадрового планирования является фактическая потребность в персонале. Расчёт фактической потребности учитывает необходимость покрытия планового или внепланового выбытия персонала, а также его плановое поступление.

Проводя анализ обеспеченности предприятия рабочей силой мы выяснили, что с 2009 г. по 2011 г. наблюдается увеличение численности персонала с 857 чел. до 864 чел. Это объясняется тем, что происходит нехватка кадров (увеличиваются больничные листы, прогулы, нарушения трудовой дисциплины, которые препятствуют своевременному выходу на работу).

В МП г. Самара ТТУ наблюдается недостаток в обеспеченности водителями троллейбусов и трамваев. На этот факт влияют, во-первых, тяжелые условия труда; во-вторых, водители несут высокую ответственность; в-третьих, за малейшие провинности их лишают премии; в-четвёртых, низкая заработная плата; в-пятых, плохо оборудовано рабочее место. Так же необходимо отметить, что производится не качественное обслуживание подвижного состава, а вследствие этого простои.

Таблица 2.2

Текучесть кадров предприятия

Показатель

Количество, чел.

Темпы изменения, %

2009г.

2010г.

2011г.

10г./ 09г.

11г./ 10г.

1.Численность персонала на начало  года

855

860

867

100,5

100,8

2.Принято всего, в том числе:

-со стороны

-переведено из других  групп персонала

170

154

16

157

147

10

170

151

19

92,3

95,4

62,5

108,2

102,7

100,4

3.Выбыло всего, в том числе:

-по собственному желанию

-за нарушение трудовой  дисциплины

-по инвалидности, болезни  смерти

-на учёбу, в армию и  другие причины предусмотренные  законом

165

71

15

4

 

75

150

82

11

6

 

51

169

90

13

3

 

63

90,9

115,5

73,3

105

 

68

112,6

109,7

118,1

50

 

123,5

4.Численность персонала на конец  года

860

867

868

100,8

100,1

5.Среднесписочная численность персонала

857

862

864

100,5

100,2

6.Коэффициент оборота по приёму  персонала

0,2

0,18

0,2

90

111,1

7.Коэффициент оборота по выбытию персонала

0,2

0,17

0,2

85

117,6

8.Коэффициент текучести кадров

0,1

0,1

0,12

100

120

9.Коэффициент постоянства состава  персонала

0,81

0,83

0,80

102

96,3


 

Данные таблицы 2.2 показывают, что численность работников предприятия не остаётся постоянной (одни поступают, другие выбывают, также происходит внутренние перемещение работников). Основная доля принятых, приходится на работников, которые предприятие набирает со стороны ( 90,5 % - 2009г.; 93,6 % - 2010г.; 88,8 % - 2011г.). Не значительная доля приходится на работников перевёденных из других групп персонала (9,5 % - 2009г.; 6.4 % - 2010г.; 11,2 % - 2011г.). Выяснилось, что в 2011г. самый высокий показатель работников переведённых из других групп персонала. Это объясняется тем, что стали принимать женщин на курсы водителей троллейбусов. Многие кондуктора были переведены на курсы подготовки водителей троллейбусов. На уровень текучести рабочей силы воздействует множество факторов, но в основном – род деятельности предприятия. Из проведенного нами анализа видно, что среди увольняющихся сотрудников наибольший удельный вес приходится на увольнения по собственному желанию (71 чел. – 2009г.; 82 чел. – 2010г.; 90 чел. – 2011г.). Наблюдается рост численности увольняющихся сотрудников (с 2009г. по 2011г. на 19 чел.). Добровольно увольняющиеся работники чаще всего не удовлетворены характером работы, заработной платой или условиями, не видят перспектив роста и надеются устроиться на лучшее место. Добровольные увольнения помимо финансовых потерь имеют и другую серьёзную опасность, для предприятия, так как они усугубляют плохую репутацию. Увольнения по инициативе администрации происходит из-за дисциплинарных проступков (систематические опоздания, прогулы, появление на работу в алкогольном опьянении…), профессиональной непригодности (неэффективность работы). Наблюдается уменьшение численности работников за нарушение трудовой дисциплины с 15 чел. до 11 чел в 2010г. и до 13 чел. в 2011г. Этот факт объясняется следующим: предприятие набирает более дисциплинированных сотрудников, некоторые работники, уволенные за нарушение трудовой дисциплины возвращаются на предприятие (они относятся к выполняемой работе более ответственно).

После анализа абсолютных показателей по приёму и выбытию персонала мы переходим к относительным показателям движения кадров.

Данные таблицы 2.2 позволяют сделать следующие выводы:

1.Коэффициент оборота по приёму работников: в 2010г. наблюдается снижение коэффициента на 2 % по сравнению с 2009г. и 2011г.

2.Коэффициент оборота по выбытию работников: в 2010г. наблюдается снижение коэффициента на 3 % по отношению к 2009г. и 2011г.

3.Коэффициент текучести кадров: самый высокий показатель в 2011г. (0,12).

4.Коэффициент постоянства состава: в 2010г. составляет 0,83%, который на 0,02 % больше, чем в 2009г. и на 0,03 % больше, чем в 2011г.

Из выше изложенного мы можем сделать вывод о том, что в 2009г. на предприятии повысилась заработная плата, проводились мероприятия по улучшению рабочих мест. На основе проведённого анализа количественной потребности в персонале МП г. Самара ТТУ, можно сделать следующие выводы:

1) наблюдается не выполнение  плана по обеспечению предприятия персоналом (план выполнен в 2009г. на 98,1 % , в 2010г. на 98,5 % , в 2011г. на 98,3 %). Это объясняется тем, что в соответствии с производственной программой требуется меньше персонала, чем по нормативной численности.

2) МП г. Самара ТТУ является предприятием со стабильной долгосрочной стратегией потребности в рабочей силе и поэтому численность не претерпевает серьёзных изменений (численность персонала с 2009г. по 2011г. увеличилась на 7 человек).

3) отмечается увеличение текучести  кадров (в основном среди водителей троллейбусов и кондукторов). Необходимо разработать комплекс мероприятий по повышению мотивации к труду, так как от водителей и кондукторов во многом зависит прибыль предприятия.

4) за анализируемый период происходит  снижение постоянства состава  персонала потому, что на предприятии  низкая заработная плата, неудовлетворительные  условия труда, нет перспективы  роста, частые нарушения трудовой дисциплины. Нужно добиваться стабильности коллектива, которая из года в год должна возрастать.

2.3 Анализ качественной  потребности в персонале на предприятии

 

Для оценки качественной потребности в персонале необходимо анализировать обеспеченность предприятия персоналом по уровню квалификации, стажу работы, полу, возрасту. [7, с 306]

 

 

 

Таблица 2.3

Состав рабочих по уровню квалификации МП ТТУ

Разряд

рабочих

Тарифные

коэффициенты

Численность рабочих, чел.

Темпы изменения, %

2009г.

2010г.

2011г.

10г./09г.

11г./09г.

1

2

3

4

5

6

7

1,00

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2

43

258

72

14

10

216

2

44

264

72

13

11

212

2

44

269

72

14

11

210

100

102,3

102,3

100

92,9

1,1

98,1

100

100

101,9

100

107,8

100

99

Средний тарифный коэффициент

Средний тарифный разряд

1,5

4,5

1,4

4,5

1,4

4,6

93,3

100

100

102,2

Информация о работе Проблемы управления занятостью в организации