Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 14:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ процессов управления занятостью, как системой, на уровне организации. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть кадровое планирование как основной способ управления занятостью персонала;
2) Рассмотреть теоретические вопросы регулирования занятости персонала по средствам высвобождение персонала.
3) Провести анализ состояния занятости в организации на примере МП г. Самара ТТУ.
С 1 января 1963 года в структуру Кубышевского ТТУ вошло третье по счету и самое
современное трамвайное депо - «Северное»
- на ул. Фадеева.
6 ноября 1942 года в городе состоялся пуск
троллейбусного движения с парком 5 машин
по маршруту «Железнодорожный вокзал
– пл. Революции» длиной 6,5 км. Строительство
вместо временных мест стоянки первого
настоящего троллейбусного депо было
завершено на ул. Чкаловской в 1956 году.
В конце 1960 года заработало второе троллейбусное депо на ул. Физкультурной.
17 мая 1978 года на ул. Фадеева открылось самое молодое, просторное и удобное троллейбусное депо № 3.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- пассажирские перевозки трамваями и троллейбусами;
- оказание сопутствующих услуг пассажирам (продажа транспортных карт «Электронный проездной») и организациям (энергоснабжение);
- выполнение ремонтно-строительных работ;
- оказание коммерческих услуг (реклама, подвеска волоконно-оптического кабеля, сдача металлолома);
- осуществление медицинской деятельности для работников предприятия (санаторий-профилакторий);
- создание условий для отдыха работников предприятия и членов их семей, а также жителей городского округа (база отдыха).
МП «ТТУ» представляет собой одно из крупнейших предприятий электротранспорта в России.
За 2009 год было перевезено 92,7 млн. пассажиров.
Пассажироперевозки осуществляются по 23 трамвайным и 15 троллейбусным маршрутам. Протяженность трамвайных линий составляет 168,2 км, троллейбусных – 213,7 км.
Парк подвижного состава состоит из 422 пассажирских трамвайных вагонов и 246 троллейбусов.
В 2009 году был приобретен новый подвижной состав: 43 трамвая и 12 троллейбусов.
В состав МП «ТТУ» входят 3 трамвайных и 3 троллейбусных депо, энергохозяйство с 34 тяговыми подстанциями и обширной контактной и кабельной сетью, служба пути, обслуживающая разветвленное рельсовое хозяйство, служба движения с 14 конечными станциями трамвая и троллейбуса, цех по ремонту трамвайных путей и зданий, аварийно-восстановительная служба, отвечающая за работу автомобильной и специальной техники.
Предприятие принимает активное участие в различных конкурсах:
1) с 1973 года предприятие участвует во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства водителей трамвая и троллейбуса и регулярно занимает призовые места;
во Всероссийских конкурсах мастерства бригад путейских рабочих;
2) с 2009 г. является участником отраслевого конкурса по энергосбережению, проводимого институтом «Гипрокоммунэнерго» (2009г. и 2010г. – вторые места);
3) постоянный участник соревнования рационализаторов и изобретателей (2009г. – первое и второе мест
Данное предприятие рассматривается как сложная организационная система, которая характеризуется иерархической структурой построения, наличием сложных взаимосвязанных подсистем. Эта система очень динамична, функционирование её во многом носит вероятностный характер, закономерности изменения её основных параметров имеют весьма высокую степень неопределённости, что отражается на достоверности прогнозов и качестве планирования.
На предприятии действует линейно-функциональная структура управления (Приложение 1) , наблюдается чёткая иерархия. Руководителю в разработке конкретных вопросов, подготовки решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных отделов, именуемых службами.
При расчёте количественной потребности в персонале, на данном предприятии основываются на нормативах численности городского электротранспорта. В таблице 2.2 было рассмотрено укомплектованность МП г. Самара ТТУ рабочей силой.
Таблица 2.1
Обеспеченность МП г. Самара ТТУ рабочей силой по группам работников
Группы работающих |
Количество, чел. | ||||||||
2009г. |
2010г. |
2011г. | |||||||
план |
отчёт |
% |
план |
отчёт |
% |
план |
отчёт |
% | |
Всего по предприятию 1. Производственный персонал, в том числе: -водители троллейбусов -водители трамвая -ремонтные и вспомогательные рабочие -кондуктора -энергохозяйство -автотранспортный участок -служба движения -агрегаторщики -профилакторий -депо -заготовительные работы -перегонщики -связь и СЦБ -ССУВ 2.Непромышленный персонал 3.Аппарат управления |
876 828
217 348 80 216 297 38 31 19 52 19 30 10 7 12 21 27 |
857 815
209 339 82 214 290 31 31 19 56 18 31 11 6 13 20 25 |
97,8 98,4
96,3 96,1 102,5 99 96,9 81,5 100 100 107,7 94,7 103 110 85,7 108 95,2 92,6 |
880 832
219 351 80 216 297 38 31 19 53 20 31 10 6 12 21 27 |
862 821
212 343 82 215 290 31 31 19 56 18 32 12 6 13 20 26 |
97,9 98,6
96,8 96,7 102,5 99,5 96,9 81,5 100 100 105,6 90 103,2 120 100 108 95,2 96,2 |
883 834
219 351 81 216 297 37 31 20 53 20 31 11 6 12 22 27 |
864 822
210 342 82 217 290 32 31 19 56 18 32 12 6 13 20 26 |
97,8 98,5
95,8 96.1 101,2 99,5 96,9 86,4 100 95 105,6 90 103,2 109 100 108 90,9 96,2 |
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о не выполнении плана по обеспечению предприятия кадрами. Выполнение и перевыполнение плана по укомплектованности персонала наблюдается в следующих группах работающих: ремонтные и вспомогательные рабочие – 102,5 %, служба движения – 100 %, агрегатный цех – 100 %, профилакторий – 107,7 %, заготовительные работы – 103 %, перегонщики – 110 %, ССУВ – 108 %. Это связано с гибким графиком работы, стабильной заработной платой, хорошими условиями труда.
В остальных группах работников наблюдается невыполнение плана по обеспечению предприятия кадрами. На это влияет, прежде всего, тяжелые условия труда, низкая заработная плата.
Однако сами по себе показатели укомплектованности не дают достаточного представления об обеспеченности предприятия кадрами. Показатели укомплектованности предприятия рабочей силой должны быть сопоставимы с выполнением производственной программы.
Так же необходимо отметить, что более важной величиной для кадрового планирования является фактическая потребность в персонале. Расчёт фактической потребности учитывает необходимость покрытия планового или внепланового выбытия персонала, а также его плановое поступление.
Проводя анализ обеспеченности предприятия рабочей силой мы выяснили, что с 2009 г. по 2011 г. наблюдается увеличение численности персонала с 857 чел. до 864 чел. Это объясняется тем, что происходит нехватка кадров (увеличиваются больничные листы, прогулы, нарушения трудовой дисциплины, которые препятствуют своевременному выходу на работу).
В МП г. Самара ТТУ наблюдается недостаток в обеспеченности водителями троллейбусов и трамваев. На этот факт влияют, во-первых, тяжелые условия труда; во-вторых, водители несут высокую ответственность; в-третьих, за малейшие провинности их лишают премии; в-четвёртых, низкая заработная плата; в-пятых, плохо оборудовано рабочее место. Так же необходимо отметить, что производится не качественное обслуживание подвижного состава, а вследствие этого простои.
Таблица 2.2
Текучесть кадров предприятия
Показатель |
Количество, чел. |
Темпы изменения, % | |||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
10г./ 09г. |
11г./ 10г. | |
1.Численность персонала на |
855 |
860 |
867 |
100,5 |
100,8 |
2.Принято всего, в том числе: -со стороны -переведено из других групп персонала |
170 154 16 |
157 147 10 |
170 151 19 |
92,3 95,4 62,5 |
108,2 102,7 100,4 |
3.Выбыло всего, в том числе: -по собственному желанию -за нарушение трудовой дисциплины -по инвалидности, болезни смерти -на учёбу, в армию и
другие причины |
165 71 15 4
75 |
150 82 11 6
51 |
169 90 13 3
63 |
90,9 115,5 73,3 105
68 |
112,6 109,7 118,1 50
123,5 |
4.Численность персонала на |
860 |
867 |
868 |
100,8 |
100,1 |
5.Среднесписочная численность |
857 |
862 |
864 |
100,5 |
100,2 |
6.Коэффициент оборота по |
0,2 |
0,18 |
0,2 |
90 |
111,1 |
7.Коэффициент оборота по выбытию персонала |
0,2 |
0,17 |
0,2 |
85 |
117,6 |
8.Коэффициент текучести кадров |
0,1 |
0,1 |
0,12 |
100 |
120 |
9.Коэффициент постоянства |
0,81 |
0,83 |
0,80 |
102 |
96,3 |
Данные таблицы 2.2 показывают, что численность работников предприятия не остаётся постоянной (одни поступают, другие выбывают, также происходит внутренние перемещение работников). Основная доля принятых, приходится на работников, которые предприятие набирает со стороны ( 90,5 % - 2009г.; 93,6 % - 2010г.; 88,8 % - 2011г.). Не значительная доля приходится на работников перевёденных из других групп персонала (9,5 % - 2009г.; 6.4 % - 2010г.; 11,2 % - 2011г.). Выяснилось, что в 2011г. самый высокий показатель работников переведённых из других групп персонала. Это объясняется тем, что стали принимать женщин на курсы водителей троллейбусов. Многие кондуктора были переведены на курсы подготовки водителей троллейбусов. На уровень текучести рабочей силы воздействует множество факторов, но в основном – род деятельности предприятия. Из проведенного нами анализа видно, что среди увольняющихся сотрудников наибольший удельный вес приходится на увольнения по собственному желанию (71 чел. – 2009г.; 82 чел. – 2010г.; 90 чел. – 2011г.). Наблюдается рост численности увольняющихся сотрудников (с 2009г. по 2011г. на 19 чел.). Добровольно увольняющиеся работники чаще всего не удовлетворены характером работы, заработной платой или условиями, не видят перспектив роста и надеются устроиться на лучшее место. Добровольные увольнения помимо финансовых потерь имеют и другую серьёзную опасность, для предприятия, так как они усугубляют плохую репутацию. Увольнения по инициативе администрации происходит из-за дисциплинарных проступков (систематические опоздания, прогулы, появление на работу в алкогольном опьянении…), профессиональной непригодности (неэффективность работы). Наблюдается уменьшение численности работников за нарушение трудовой дисциплины с 15 чел. до 11 чел в 2010г. и до 13 чел. в 2011г. Этот факт объясняется следующим: предприятие набирает более дисциплинированных сотрудников, некоторые работники, уволенные за нарушение трудовой дисциплины возвращаются на предприятие (они относятся к выполняемой работе более ответственно).
После анализа абсолютных показателей по приёму и выбытию персонала мы переходим к относительным показателям движения кадров.
Данные таблицы 2.2 позволяют сделать следующие выводы:
1.Коэффициент оборота по приёму работников: в 2010г. наблюдается снижение коэффициента на 2 % по сравнению с 2009г. и 2011г.
2.Коэффициент оборота по выбытию работников: в 2010г. наблюдается снижение коэффициента на 3 % по отношению к 2009г. и 2011г.
3.Коэффициент текучести
4.Коэффициент постоянства состава: в 2010г. составляет 0,83%, который на 0,02 % больше, чем в 2009г. и на 0,03 % больше, чем в 2011г.
Из выше изложенного мы можем сделать вывод о том, что в 2009г. на предприятии повысилась заработная плата, проводились мероприятия по улучшению рабочих мест. На основе проведённого анализа количественной потребности в персонале МП г. Самара ТТУ, можно сделать следующие выводы:
1) наблюдается не выполнение
плана по обеспечению
2) МП г. Самара ТТУ является предприятием со стабильной долгосрочной стратегией потребности в рабочей силе и поэтому численность не претерпевает серьёзных изменений (численность персонала с 2009г. по 2011г. увеличилась на 7 человек).
3) отмечается увеличение
4) за анализируемый период
Для оценки качественной потребности в персонале необходимо анализировать обеспеченность предприятия персоналом по уровню квалификации, стажу работы, полу, возрасту. [7, с 306]
Таблица 2.3
Состав рабочих по уровню квалификации МП ТТУ
Разряд рабочих |
Тарифные коэффициенты |
Численность рабочих, чел. |
Темпы изменения, % | |||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
10г./09г. |
11г./09г. | ||
1 2 3 4 5 6 7 |
1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 |
2 43 258 72 14 10 216 |
2 44 264 72 13 11 212 |
2 44 269 72 14 11 210 |
100 102,3 102,3 100 92,9 1,1 98,1 |
100 100 101,9 100 107,8 100 99 |
Средний тарифный коэффициент Средний тарифный разряд |
1,5 4,5 |
1,4 4,5 |
1,4 4,6 |
93,3 100 |
100 102,2 |
Информация о работе Проблемы управления занятостью в организации