Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:18, курсовая работа
Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ……………………………………………...6
ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ…………………………………………………………..12
ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………………………....20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях товарного производства связь между производством и личным потреблением (индивидуальным и общественным) осуществляется через торговлю, которая, будучи опорной составляющей экономических отношений, во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению растущих разносторонних потребностей людей. Торговля, являясь самостоятельной отраслью национальной экономики, взаимодействует с другими отраслями народного хозяйства.
Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.
В отечественной торговле, лучше других отраслей приспособленной к рыночной экономике, за последние годы произошла существенная структурная перестройка: была проведена демонополизация отрасли, многие организации получили самостоятельность, появилось около 200 тыс. предпринимателей, занимающихся торговой и посреднической деятельностью, что способствует созданию конкурентной среды на потребительском рынке.
Замедление реализации товаров населению удлиняет процесс воспроизводства и в конечном счете снижает его эффективность. Затягивание оборачиваемости и скопление товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только замораживает средства, вложенные в товар, но и вызывает дополнительные расходы на обеспечение его сохранности. Средства отвлекаются из общественного оборота и не могут использоваться для дальнейшего расширения производства. Следовательно, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства, определяет его ритмичность.
В торговой отрасли сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Нерациональные расходы, связанные с реализацией произведенного общественного продукта, непосредственно отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку они покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходует общество на доведение товаров до потребителей, тем меньшая часть чистого дохода будет направлена на развитие производства товаров и выпуск продукции сельского хозяйства.
На интенсификацию торговли, повышение ее эффективности влияет множество факторов и условий: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, организационные и др. Среди них особую роль играют факторы внешней среды и внутриотраслевые.
Для выполнения своих функций торговля должна обладать обширной материально-технической базой, которая представляет собой совокупность средств и предметов труда, используемых для осуществления торгового процесса. Материально-техническая база торговли играет важную роль в повышении эффективности деятельности потребительской кооперации. Она способствует осуществлению не только производственных функций, но и функций, связанных с непосредственной реализацией товаров населению.
Потребительская кооперация располагает широкой сетью розничных торговых организаций. Розничная торговая сеть создает необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей; создает определенные условия для труда работников торговли; способствует росту основных экономических и финансовых показателей торговли (производительности труда, розничного товарооборота, прибыли и рентабельности), снижению расходов на реализацию товаров; обеспечивает экономию времени покупателей на приобретение товаров; улучшает качество обслуживания покупателей; способствует улучшению материальных, культурных и бытовых условий жизни населения; предоставляет различного рода услуги.
Розничная торговая сеть является основной частью материально-технической базы торговли и выступает материальной основой удовлетворения потребностей всех социальных слоев населения, проживающих как в городах, так и в небольших населенных пунктах. Развитие и размещение розничной торговой сети потребкооперации осуществляется с учетом Постановления Совета Министров Республики Беларусь №724 от 30.05.2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» и Методических указаний по составлению перспективных планов развития и размещения сети организация розничной торговли и общественного питания для административных районов.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной, так как позволяет более глубоко осветить вопросы розничной торговой сети как составной части материально – технической базы розничной торговли.
Цель исследования курсовой работы - оценка эффективности использования розничной торговой сети Кличевского райпо.
В связи с этим задачами курсовой работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети, дать краткую характеристику ее видам;
- раскрыть сущность типизации и специализации розничной торговой сети как элементов управления розничной торговой сетью;
- выявить подходы к размещению розничной торговой сети;
- дать оценку эффективности использования розничной торговой сети.
Объектом исследования курсовой работы является розничная торговая сеть Кличевского райпо.
Предметом изучения - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети Кличевского райпо.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: группировка данных, факторный анализ, метод синтеза и анализа, индексный, абсолютных разниц и др.
При написании курсовой работы использовалась учебная литература и литература периодической печати.
Информационной базой для проведения исследования курсовой работы послужили: бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, статистическая отчетность по труду, отчеты о розничной торговле за 2011 - 2012 гг. Кличевского райпо.
Данная курсовая работа содержит в себе следующие главы:
Введение.
Заключение.
Список используемых источников.
Приложения.
1. Понятие розничной торговой сети, краткая характеристика ее видов.
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.
Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.д. [3, с. 110-117]
Магазины, имеющие статус торгового предприятия, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками:
Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам – торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения.
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети и составляет основу материально-технической базы торговли и представляет собой совокупность торговых предприятий.
Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.
Основные торговые функции магазинов следующие:
К технологическим функциям (операциям) относят:
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).
Объем и характер
выполняемых магазином функций
будут зависеть от его типа
и размера, хозяйственной
Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.
Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные объекты).
С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на:
Основным видом розничной торговой сети является стационарная.
Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы). [3, с. 110-117].
Основу розничной торговли составляют магазины – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, (на их долю приходится примерно 90% всей сети), применяют различные формы продажи товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги, обеспечивают высокую культуру торговли.
Мелкорозничная торговая сеть организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и так далее) через:
Павильоны – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения торгового запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Палатки – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Киоски и ларьки – оснащенные торговым оборудованием строения, не имеющие торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Сюда же относят
и торговые автоматы, устанавливаемые
на улицах, площадях, в местах
отдыха населения, на вокзалах. В
отличие от магазинов эти