Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической базы розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ……………………………………………...6
ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ…………………………………………………………..12
ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………………………....20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсавая.docx

— 96.45 Кб (Скачать файл)

Торговые автоматы применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны. Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы), установки отдельных автоматов на улицах, на вокзалах.

Увеличение численности торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием покупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.

Передвижная розничная торговая сеть.

Она имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников, используется для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной  торговой сети.

Передвижную розничную торговую сеть делят на:

  • Развозную;
  • Разносную.

 Развозная сеть включает сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет большое значение для населения отдаленных районов, сельской местности, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данном случае формируется с учетом спроса определенного контингента покупателей.

Торговля через автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сети автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах,

 Разносная торговля осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее организуют для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого, кондитерских и табачных изделий.

Передвижная торговая сеть обладает большой мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может быть организована стационарная торговля.

Розничная посылочная торговля.

 Является дополнительной формой торгового обслуживания населения, осуществляется предприятиями – изготовителями, оптовыми базами, оптово – торговыми фирмами через почту.  Это удобная для населения форма продажи товаров, и  в перспективе   она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, в которых представлены чаще всего фотоснимки, реже чертежи и схематические изображения, предлагаемых товаров.

Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований, и т.д.), цена за единицу, возможные схемы скидок и т.д.

То же можно сказать и о проспекте или буклете, с той лишь разницей, что каталог, как правило, посвящен: большей группе товаров — в отличие от проспектов или буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного до десятка товаров. К каталогам прилагаются купонные книжки или: вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются: продавцу. Может быть предусмотрена и возможность заказа товара по телефону. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте. В проспектах также приводятся телефоны либо «ввёрстываются» отрывные купоны. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей.

  В перспективе намечается строительство крупных посылочных предприятий, оснащенных современным технологическим оборудованием и электронно-вычислительной техникой. Посылочная торговля продовольственными товарами занимает незначительное место.

Также различают розничную торговую сеть:

Непосредственная продажа товаров на дому у покупателя – физическое лицо, независимо от того, как его называют (коммивояжер, торговый агент, менеджер по продажам, и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся у него товар. Но вместе с тем и предложение приобрести товар, и непосредственная передача товара происходят в месте нахождения покупателя.

Телевизионная  торговля. К ней можно относится как угодно. Но она существует, и ее товарные обороты заслуживают уважения. В отличии от зарубежной телевизионной торговли, которая существует в виде специальных торговых каналов, отечественная занимает «эфирные ниши» на телевизионных каналах - например, телевизионные магазины «Спасибо за покупку», «Магазин на диване» и т.д. зрителю посредством демонстрации товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой.

Электронная торговля. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля в Белоруссии только начинает развиваться. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. Вряд ли здесь приходиться говорить о большой покупательской массе. В настоящее время широко распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения - достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого.

Таким образом розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Розничная торговая сеть осуществляется через торговые объекты ( магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные объекты).

С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.

Основными показателями, характеризующими розничную сеть, являются:

  • Фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей;
  • Плотность розничной торговой сети ( количество магазинов на 100 км2 территории);
  • Уровень специализации;
  • Средний размер магазинов ( по площади, по товарообороту);
  • Пропускная способность магазинов;
  • Радиус обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типизация  и  специализация розничной торговой  сети как элементы управления  розничной торговой сетью.

 

 

Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.

Специализация в торговле – процесс эволюционный. В связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации – по потребительским комплексам («Детский мир», «Товары для дома»). [18, с. 117]

Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения. [4, с. 124-127]

Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние на все стороны организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

 Специализация розничной  торговой сети может осуществляться  по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

 При специализации  по товарно-отраслевому признаку  деятельность магазинов ограничивается  продажей товаров определенных  групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:

  • предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.);
  • предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);
  • предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);
  • предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.);
  • прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По степени специализации магазины делятся на:

  • узкоспециализированные, ассортимент которых сформирован из групп или  отдельного вида товаров(«Мужские сорочки», «Носки», «Хлеб», «Молоко», «Зонты» и т.д.);
  • специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы («Книги», «Ткани», «Рыба», «Кондитерские товары», « Мебель», «Книги» и др.);
  • комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса («Галантерея—парфюмерия», «Мясо—рыба», «Овощи— фрукты»);
  • универсальные — торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг («Дом торговли», «Универмаг», «Универсам», «Гипермаркет»);
  • неспециализированные (смешанные) магазины — это не большие по площади, торгующие отдельными группами продовольственных (непродовольственных) товаров, а также товарами повседневного спроса (магазин «Товары повседневного спроса», «Промтовары», «Мини-маркет», «Продукты»).

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

 При специализации  по комплексности спроса ассортимент  реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам», «Все для садовода» и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако необходимо отметить, что при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.

 Перспективными направлениями  специализации розничной торговой  сети в нашей стране и за  рубежом являются:

  • в продовольственной торговле — существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (минимаркетов);
  • в непродовольственной торговле — возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).

  Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам, и на него влияет ряд факторов:

  • характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);
  • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
  • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
  • местные условия развития товарооборота;
  • размеры помещений магазина;
  • численность населения городов и т.д.

Информация о работе Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической базы розничной торговли