Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:18, курсовая работа
Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ……………………………………………...6
ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ…………………………………………………………..12
ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………………………....20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36
Принцип централизованного, или группового размещения: характерна группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров, преимущество которых заключается, прежде всего, в комплексном удовлетворении спроса населения, как на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. При этом их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений. Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.
Принцип децентрализованного, или рассредоточенного, размещения сложился в городах исторически, когда магазины открывались в отдельных районах города без комплексного плана, по мере застройки.
В данном случае торговое предприятие максимально приближено к жилой застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов.
Основной недостаток такого размещения заключается в том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.
Функциональное (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.
Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади продовольственных магазинов и :’5 % — непродовольственных, т.е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.
Для централизованного, или группового, размещения характерна группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров, преимущество которых заключается прежде всего в комплексном удовлетворении спроса населения к: а к на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений. Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.
Торговые центры делятся на местные и общегородского значения.
Местные торговые центры предназначены для обслуживания населения жилой зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минимальные затраты времени покупателей.
В состав местного торгового центра, как правило, включаются такие предприятия, как универсам, предприятие общественного питания (столовая, закусочная, магазин кулинарии), комплексный приемный пункт с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи и др.
Ведущим предприятием является универсам, вокруг которого группируются остальные объекты. Местные торговые центры в настоящее время проектируют в виде кооперированных (все предприятия под одной крышей) и сблокированных зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий торгового центра.
Торговые центры городского значения призваны предоставить населению широчайший выбор товаров и услуг как стандартного, так и избирательного характера. В состав таких центров включаются крупные универмаги, универсамы, специализированные магазины, рестораны и кафе, комбинаты бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения являются основными структурными элементами общегородской сети торгово-бытового обслуживания.
Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые.
Учитывая высокую социальную и экономическую эффективность торговых центров, расширение их строительства является важнейшим направлением в формировании сети торгово-бытового обслуживания в городах. При этом в средних и малых городах может создаваться один общегородской центр. В средних и крупных городах с расчлененной планировочной структурой наряду с общегородским могут иметь место и торговые центры планировочных районов, связанные маршрутами транспорта с общегородским.
С целью упорядочения развития и размещения мелкорозничной торговли наиболее целесообразным считается функционирование самостоятельных объектов мелкой розницы в составе торговых комплексов.
Торговый комплекс — это совокупность торговых объектов, реализующих универсальный ассортимент товаров с широким набором услуг, с централизацией функций хозяйственного обслуживания.
Такие комплексы, создаваемые в настоящее время повсеместно во всех городах страны с целью придания мелкорозничной торговле цивилизованных форм обслуживания, должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе с условием благоустройства обслуживаемой территории, соблюдения и поддержания архитектурного облика города.
Рассмотрим принципы размещения торговых предприятий на территории городов. Следует отметить, что существуют особенности в размещении торговых предприятий на территории поселений городского типа в зависимости от их размера (крупнейшие, крупные, средние, малые города и поселки городского типа). Конкретные типы магазинов по их размеру и специализации должны быть «привязаны» к районной планировке и особенностям различных городов и поселений, характеру распределения и состава населения и т.д.
Для успешного выбора месторасположения розничного магазина необходимо знать основные типы торговых пространств города.
Традиционно сложилось представление о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации розничной торговли и размещения торговых предприятий дает и весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.
Рационализация размещения розничных торговых предприятий по городам и районам должна, как минимум, включать в себя следующие шесть основных этапов:
1. Анализ развития торговой деятельности и размещения торговых предприятий: разработка торгового реестра предприятий розничной торговли всех форм собственности и определение этапов развития торговой деятельности на территории муниципального образования.
2. Формирование картографической модели размещения торговых предприятий: составляется картографическая модель фактического размещения торговых предприятий в городах и районах по состоянию на 1 января года. Для этого консалтинг – безопасность на карту города или района для соответствующего периода времени наносятся торговые объекты с соответствующей цветовой гаммой (продовольственные, непродовольственные и смешанные магазины) и маркировкой минимаркеты, супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры местного и городского значения).
3. Разработка теоретической
графической модели
4. Определение целесообразности
организации новых торговых
Экономическая целесообразность расширения числа новых предприятий на соответствующей конкретной территории (участке, улице, микрорайоне) еще не определяет полную заинтересованность предпринимателей в этом, т.к. торговые объекты должны позволять получать необходимую прибыль.
5. Оценка экономической эффективности организации новых торговых предприятий: выполняется оценка экономической эффективности организации новых торговых предприятий. Этот этап является очень важным, но в то же время очень трудоемким из-за необходимости сбора и обработки достаточно большого объема информации. Результаты реализации этого этапа представляют еще большую значимость для предпринимателей, поэтому подобная информация может являться даже предметом аукционной продажи. Соответственно для ее формирования потребуется привлечение соответствующих специалистов в области маркетинговых исследований, демографии, уровня жизни, экономического анализа и т.п. на договорной основе.
6. Формирование мероприятий
по развитию торговой
На заключительном, шестом, этапе результаты предыдущих двух этапов трансформируются в перечень конкретных мероприятий по развитию торговой деятельности и размещению торговых объектов на определенной территории (улице, микрорайоне, поселке и т.п.). При этом формируется список перспективных торговых объектов с краткой их характеристикой и основными расчетными экономическими показателями. Затем приводится перечень конкретных работ по каждому крупному торговому объекту, реализация которых позволит обеспечить ввод в эксплуатацию этого объекта в намеченные сроки.
Разработка плана развития и размещения розничной торговой сети по области, городу или району должна производится с учетом заявок торговых организаций и предприятий.
Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно выделить два подхода:
тяготение к центральным районам города;
размещение крупнейших по размеру торговых предприятий на окраине.
По моему мнению, процесс планирования включает:
- анализ состояния розничной сети;
- анализ экономических условий развития города;
- определение необходимой дополнительной потребности в торговых площадях;
- выбор типов магазинов
и их размещение; определение
экономической эффективности
Основными направлениями повышения эффективности использования розничной торговой сети являются [19, с. 122]:
- рациональное размещение
торговой сети с учетом
- создание торгово-бытовых центров;
- развитие сети комплексных организаций: магазинов с пунктами закупок сельскохозяйственной продукции, магазинов с кулинарными цехами;
- увеличение показателей
сменности и непрерывности
- улучшение оснащенности
организаций средствами
- расширение сети действующих торговых организаций за счет сданной в аренду и временно закрытой сети.
В условиях конкуренции хозяйствующие субъекты заинтересованы в обеспечении непрерывной работы организаций торговли в течение дня и месяца. Так, в Беларуси успешно функционируют магазины с круглосуточным режимом работы в городах, в районных центрах, рабочих поселках и в крупных сельских населенных пунктах. Увеличивается количество магазинов, осуществляющих реализацию товаров без выходных.
4. Оценка эффективности
использования розничной
В рыночных условиях важное значение приобретает оценка экономической эффективности организаций торговли в целом, отдельных сторон их деятельности, в том числе и эффективности использования розничной торговой сети.
Экономическая эффективность основных средств торговой сети потребительской кооперации представляет собой экономическую категорию, показывающую, с каким размером прибыльности, доходности используются основные средства торговых организаций.
Эффективность является многогранной категорией и характеризуется системой обобщающих и частных показателей. Основными обобщающими показателями, характеризующими эффективность использования основных средств, являются фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, доходность, затратоемкость основных средств и интегральный показатель их использования.
Потребительская кооперация Кличевского района – многоотраслевое хозяйство, которое наряду с основной задачей – торговым обслуживаем населения, занимается производством продукции, заготовками сельхозпродукции и сырья, оказанием платных услуг и осуществлением доставки товаров в объекты торговли и общественного питания района.
Кличевское районное потребительское общество является не коммерческой организацией, основанной на частной форме собственности, и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей под № 700263736 на основании решения Могилевского областного исполнительного комитета от 30 сентября 1999 года № 25-15.