Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:18, курсовая работа
Развитие торговли зависит от общей экономической ситуации в стране: состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, уровня денежных доходов населения, реализации программ социально-экономического развития общества, а также степени инерционности в формировании темпов и пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли, ее инфраструктуры. На характере отрасли отражаются временное запаздывание результатов принимаемых решений, их адекватность и дифференциация в зависимости от зрелости экономической системы, восприимчивость торговли к нововведениям, экономическим преобразованиям, инновациям.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ВИДОВ……………………………………………...6
ТИПИЗАЦИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ…………………………………………………………..12
ПОДХОДЫ К РАЗМЕЩЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………………………....20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ……………………………………………………26
ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….36
На 1 января 2013г. Кличевское районное потребительское общество объединяет 4158 пайщиков, что составляет 25,7 процента от общей численности населения района. За 2012 г. закооперировано 195 человек и принято паевых взносов на сумму 39,0 млн.руб.
Торговая отрасль райпо представлена 58 магазинами торговой площадью 6223 кв.м., что составляет 374,9 кв.м. в расчете на 1000 жителей. Из общего количества магазинов в настоящий момент 30 магазинов осуществляют торговлю продовольственными товарами, 10 магазинов – непродовольственными товарами, 18 магазинов «Товары повседневного спроса», 37 магазинов или 63,8 процента общего количества расположены в сельской местности. Обслуживание жителей 92 малонаселенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети с численностью менее 2,2 тыс. чел., осуществляют 3 автомагазина.
Для постоянного поддержания достаточного ассортимента товаров торговая отрасль райпо располагает складскими помещениями в количестве 5 единиц, общая площадь которых составляет 2672 кв.м., объем 7889 куб.м.
Результатом этого является достижение за 2012г. удельного веса районного в товарообороте района 68 процентов. потребительского общества
Развитие этих показателей в Кличевском райпо характеризуется данными таблицы 4.1.
Таблица 4.1 - Показатели эффективности использования основных средств Кличевского райпо за 2011-2012 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста, % | ||
2011 |
2012 | |||
Розничный товарооборот в действующих ценах, млн. р. |
111328,0 |
145000,0 |
130,2 | |
Доходы торговли, млн. р. |
20514,0 |
27353,0 |
133,3 | |
Расходы торговли, млн. р. |
15644,0 |
19735,0 |
126,6 | |
Прибыль отчетная, млн. р. |
2160,0 |
2673,0 |
123,8 | |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. р. |
48352,0 |
59658,0 |
123,4 | |
Фондоотдача, р. |
2,3 |
2,4 |
104,3 | |
Фондоемкость, р. |
0,5 |
0,4 |
80 | |
Доходность основных средств, р. |
2,35 |
2,51 |
106,8 | |
Расходоемкость основных средств, р. |
1,66 |
1,96 |
118,1 | |
Рентабельность основных средств (убыток),% |
0,66 |
0,83 |
125,8 |
Примечание – Источник: составлено автором по данным прил.
Как видно из таблицы 4.1, за 2011-2012 гг. в Кличевском райпо наблюдался рост товарооборота.
Доходы торговой деятельности в 2012 году по сравнению с предшествующим возросли на 33,3%. В 2012г. расходы на реализацию товаров возросли по сравнению с предшествующим годом на 26,6% и составили 4091,0 млн. р. Более высокие темпы роста расходов в 2012 г. способствовали и высокой затратоемкости основных средств.
Фондоотдача основных средств увеличилась на 4.3%. Однако увеличение фондоотдачи до 4,3% позволило снизить фондоемкость в Кличевском райпо, до 20%.
Такое изменение в развитии указанных показателей в отчетном году по сравнению с предшествующим годом повысило финансовое состояние Кличевского райпо. В 2012 г. сумма прибыли в отчетном году по отношению к предшествующему году увеличилась на 16,5% и составила 2516 млн. р., что более эффективно использовать основные средства.
Расчеты, проведенные по данным Кличевского райпо и отраженные в таблице 4,1 свидетельствуют о том, что в отчетном году организация повысила свои показатели эффективности, что позволило значительно улучшить свою деятельность, и дало возможность снизить убыточность реализации.
На показатели экономической эффективности использования основных средств оказывают влияние многие факторы: объективные и субъективные; зависимые и независимые от деятельности работников торговли; внутренняя и внешняя среда и т. д. Но на каждый из показателей оказывают влияние свои специфические факторы.
Таблица 4.2 – Влияние фондовооруженности и производительности труда на фондоотдачу Кличевского райпо
Показатели |
Годы |
Влияние всего |
В том числе | ||
2011 |
2012 |
фондовооруженности |
Производительности труда | ||
Фондовооруженность, млн.р. |
119,9 |
149,1 |
149,1 |
* |
* |
Производительность труда, млн.р. |
276,2 |
362,5 |
276,2 |
* |
* |
Фондоотдача, р. |
2,3 |
2,4 |
1,9 |
-0,4 |
0,5 |
Примечание – Источник: составлено автором по данным прил.
Фондоотдача определяется по следующей формуле:
ФО = Пт / Фв, (1.)
где ФО - фондоотдача, р.;
Пт - производительность труда работников;
Фв - фондовооруженность.
Рост производительности груда работников при неизменной фондовооруженности способствует повышению фондоотдачи и наоборот, рост фондовооруженности обратно пропорционально оказывает влияние на фондоотдачу.
Рост фондовооруженности, не ведущий к повышению производительности труда, отрицательно сказывается на фондоотдаче. Согласно данным таблицы 4.2 фондоотдача за счет указанного фактора снизилась на 0,4р. (1,9 - 2,3 = 0,4). В то же время рост производительности труда на 86,3 млн. р. в отчетном году по сравнению с предшествующим годом увеличил фондоотдачу по организации на 0,1р. (2,4 – 2.3 = 0,1).
Эффективность использования основных средств характеризуется и таким показателем, как фондоемкость. Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и характеризует размер основных средств, приходящихся на 1 р. товарооборота, поэтому на нее оказывают влияние те же факторы, что и на фондоотдачу, только в обратной зависимости. На фондоемкость оказывает влияние изменение суммы основных средств и розничного товарооборота. Рост основных средств способствует повышению фондоемкости, а рост розничного товарооборота - ее снижению.
Таблица 4.3 – Показатели эффективности использования розничной торговой сети Кличевского райпо за 2011-2012гг.
Показатели |
Годы |
Темп изменения, % |
Отклонение, (+,-) | |
2011 |
2012 |
2012 к 2011 |
2012 от 2011 | |
Розничный товарооборот, млн. р. |
111328,0 |
145000,0 |
130,2 |
33672 |
Среднегодовая торговая площадь, м2. |
6077 |
6223 |
102,4 |
146 |
Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади(п.1/ п.2) |
18,3 |
23,3 |
127,3 |
5 |
Данные таблицы 4.3.свидетельствуют о том, что темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах (130,2%) выше темпа развития розничной торговой сети (102,4%).
Из-за расширения торговой площади организации на 146м2 розничный товарооборот увеличился на 33672 млн. р. или на 30,2%.
Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади так же увеличился на 5 млн. р. или на 27,3%.
Анализ состояния розничной торговой сети - исходный важнейший этап планирования. Основная цель такого анализа - выявление уровня развития торговой сети и изыскание резервов для эффективного использования ее в будущем. В процессе анализа состояния розничной торговой сети определяются и анализируются следующие показателями:
1. Коэффициент плотности торговой сети характеризует отношение количества торговых предприятий к численности населения или размеру обслуживаемой территории. Коэффициент плотности, как видим, не учитывает размеров торговых предприятий, поэтому не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или района торговой сетью. Он может примениться только при ориентировочных расчетах.
Исходя из данных приложения
Коэффициент плотности торговой сети Кличевского райпо = 58/2200*1000=26, что свидетельствует о том, что на 1000 жителей приходится в среднем 26 магазинов
2. Показатель обеспеченности населения розничной торговой сетью выражается в показателе торговой площади приходящейся на 1000 жителей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.
Данный показатель по Кличевскому райпо составляет 374,9 кв.м. в расчете на 1000 жителей. Приложение
3. Уровень специализации розничной торговой сети, как правило определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам. На его влияет ряд факторов:
Характер покупательского спроса;
Степень сложности ассортимента;
Размеры торговых предприятий;
Местные условия развития товарооборота;
Размеры помещения магазина;
Численность городов и т.д.
Торговая отрасль райпо представлена 58 магазинами из общего количества магазинов в настоящий момент 30 магазинов осуществляют торговлю продовольственными товарами, 10 магазинов – непродовольственными товарами, 18 магазинов «Товары повседневного спроса», 37 магазинов или 63,8 % общего количества расположены в сельской местности.
4. Средний радиус действия магазинов. Этот показатель имеет важнейшее значение при размещении магазинов по территории застройки. Например, при размещении продовольственной торговой сети он должен быть не более 400-500 м.
Таким образом, прирост розничного товарооборота достигнут за счет интенсивных факторов использования материально-технической базы Кличевского райпо. За 2012г. Кличевским районным потребительским обществом обеспечено выполнение всех доведенных показателей.
В частности розничный товарооборот в 2012г. по сравнению с 2011г. возрос на 30,2% процентов в сопоставимых ценах, что выше прогноза на 9,5 процентов; это в сумме составило 145000,0 млн.руб.
За 2012г. по системе райпо получена прибыль в размере 2673 млн.руб.
Обеспечили рентабельную работу все отрасли.
В 2012г. собственные оборотные средства возросли на 1028 млн.руб. и по состоянию на 01.01.2013г. их наличие составило 1385 млн.руб.
И всю эту работу в Кличевском райпо осуществляют 400 человек, в том числе в торговле – 245,35 человека, общественном питании – 21,5 человек, заготовках – 15, промышленности – 50 человек, транспорте – 34, текущий ремонт – 11, прочие – 3.
Средняя заработная плата за 2012 возросла на 200,7 процента, что по сумме составило 2514,2 тыс.руб. Производительность труда 1 торгового работника в 2011 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 31,2% или с 276,2 до 362,5 млн. р. В 2012 г. данный показатель увеличился на 31,2% и составил 362,5 млн. р. на 1 торгового работника в год. Среднегодовая стоимость основных средств в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 23,4% или с 48352,0 до 59658,0 млн. р. Фондоотдача в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизилась на 4,3% . Фондоемкость розничного товарооборота в 2012г. по сравнению с 2011 г. Снизилась на 20% .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В состав розничной торговой сети включаются магазины, палатки, ларьки и киоски, магазины на дому, автомагазины. В потребительской кооперации из общего количества выделяются магазины - заготовительные пункты, которые наряду с продажей товаров осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции и сырья у населения.
В Беларуси востребованы различные форматы торговли, которые активно развиваются в условиях кризиса:
- формат «Магазин у дома». Учитывая большое количество проектов в сфере жилищного строительства, они будут иметь стабильный покупательский поток;
- дискаунтеры;
- cash & carry. Формат cash & carry предполагает продажу не только продуктовой группы, но и ряд групп, связанных с одеждой, бытовой техникой и другими позициями. Бич розничной торговли - недостаток приспособленных площадей.
Для повышения эффективности использования розничной торговой сети является разработка и использование программ лояльности покупателей, политики скидок, программ стимулирования покупателей - программ с аукционами, скидками, бонусами, дисконтными картами.