Совершенствование организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является разработка проекта совершенствования организационной культуры исследуемого предприятия в целях повышения эффективности менеджмента ОАО «Сибнефть».

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:


осветить теоретические аспекты анализа организационной культуры организации – получить представление о понятии организационной культуры, рассмотреть её структуру, уровни и существующие типы, а также диагностику, развитие и изменение;


дать краткую характеристику рассматриваемой организации;

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

 На основе этих характеристик  можно сделать вывод об особенностях организационной культуры и организации в целом. ОАО «Сибнефть» – компания, в которой уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эту компанию можно назвать достаточно демократичной, так как давление руководителя на подчиненных не ощущается.

 

 Глава III. управление организационной культурой

III.1.Управление культурой в ОАО «Сибнефть». Осуществление изменений

 

 Компания «Сибнефть» имеет  сложившуюся организационную культуру. Однако перед менеджерами компании стоит задача не только сохранить имеющиеся в компании плюсы организационной культуры, но и изменить и улучшить ее.

 

 В компании «Сибнефть» для  управления организационной культурой  используются следующие подходы:

 

 

через публичные заявления, личный пример высшего руководства;

 

 

через манипулирование символами  и вещами материального мира организации.

 

 Первый подход предполагает  работу руководителя–лидера, показывающего  на своем примере сотрудникам  ценности, которых следует придерживаться. Применение второго подхода начинается «с низов» компании. Руководители также принимают участие, но несколько в другом плане, они отслеживают процессы, которые протекают в компании и на основании проведенного анализа управляют культурой организации.

 

 Первый подход осуществляется посредствам публичных выступлений руководителя как непосредственно перед сотрудниками, так и по радио, телевидению, в печатных изданиях и других средствах массовой информации. Средствами второго подхода является манипулирование символами и вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия.

 

 Для улучшения культуры в  организации необходим системный  подход, который подразумевает:

 

 

анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;

 

 

разработку специальных предложений  и мер.

 

 Для перемен в организационной  культуре необходимо выбрать благоприятный период времени, а также условий внешней среды, которая включает экономическую обстановку в стране, государственное регулирование, конкуренцию т.д.

 

 Создание новой культуры  в организации – сложный путь, который предполагает системный методичный подход, поскольку имеющаяся культура укоренилась в сознание работников, а принятие новой предполагает полную разработку новых миссии, целей, идеологии организации, которые будут учитывать все достоинства и недостатки имеющейся культуры.

 

 На изменения культуры оказывают различное влияние следующие факторы: уровень имеющейся культуры организации, ее возраст, размер, наличие субкультур, кризисы различных видов, смена руководства, стадии жизненного цикла организации и т.д.

 

 На данном этапе развития «Сибнефти» сложившаяся в ней организационная культура более или менее отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.

 

 Можно отметить, что при проведении  любых изменений в культуре  менеджмент компании столкнется  с рядом трудностей. Так как  менять культуру легче в молодой  организации с еще не устоявшимися  ценностями. Также руководству «Сибнефти»  стоит понимать, что процесс становления новой культуры займет достаточно большой промежуток времени, поскольку это тяжелый и длительный процесс.

 III.2.Рекомендации по изменению организационной структуры

 

 Компания не может функционировать,  если ее работники помимо собственных установок не ориентированы на определенны свод писанных и неписаных правил и норм организации, в которой они работают. Именно эти правила, которые включают в том числе знания, навыки, способности, отношение к работе сотрудников, климат в коллективе и создают корпоративную культуру. ОАО «Сибнефть» в своей корпоративной культуре стремится к расширению оказываемых услуг, мировым стандартам в области работы с клиентами, к развитию систем обучения и т.д.

 

 Сильная корпоративная культура  для компании – это не пустой звук, это прежде всего успешность компании. Такая культура ускоряет процесс принятия решений, процесс адаптации новых сотрудников, помогает им определиться со своими целями в организации, а так же соотнести цели компании с целями всех сотрудников.

 

 Нашими предложениями по  улучшению корпоративной культуры  в ОАО «Сибнефть» прежде всего  являются:

 

 

введение поощрений и льгот  для сотрудников, который отдали компании более определенного числа  лет;

 

 

расширение спектра услуг, оказываемых  для своих сотрудников бесплатно или со скидкой, расширение социального пакета;

 

 

введение нематериального поощрения, выявлению лучших специалистов путем  создания конкурсов среди профессионалов, размещение лучших сотрудников на досках почета и т.д.;

 

 

оказание помощи работникам в работе с пенсионными и социальными фондами;

 

 

увеличение количества подарочных сувениров с символикой компании, как в рекламных целях, так  и для поднятия корпоративного духа у сотрудников;

 

 

установление Дня рождения компании со статусом выходного дня для сотрудников (по возможно­сти);

 

 

учет пожеланий, просьб и предложений  сотрудников путем проведения постоянного  анкетирования.

 

 Это примерный перечень возможных  мероприятий, главной целью которых  является поднятие корпоративного  духа, желания у сотрудников долго и качественно работать в организации, а так же создания благоприятного образа компании.

 

 Выводы: управление организационной  культурой должно носить целенаправленный  характер. Управление культурой  необходимо для ее поддержания, развития, изменения. Оно включает усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре.

 

 В «Сибнефти» управление  организационной культурой осуществляется  через публичные заявления, личный  пример высшего руководства; через  манипулирование символами и вещами материального мира организации. В данном разделе дается ряд рекомендаций по проведению изменений в культуре компании, осуществление которых может способствовать усилению корпоративного духа.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В курсовой работе были  освещены важнейшие аспекты проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации, а также предпринята попытка оценить организационную культуру компании «Сибнефть» на основе главных её параметров.

 

 

 Организационная культура –  это система общественно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

 

 ОАО «Сибнефть» – демократическая  компания, нацеленная на создание  комфортного климата в коллективе, благоприятных условий работы в компании и т.д.

 

 Компания «Сибнефть» имеет  неплохую организационную культуру, однако в нее можно внести  ряд доработок. В то же время  стоит понимать, что любые изменения  организационной культуры не  проходят незамеченными, а зачастую  и не проходят безболезненно. В связи с этим этот шаг требует серьезной подготовки руководства менеджеров, которые будут осуществлять изменения в организационной культуре, а также самих сотрудников. Именно от этого зависит на сколько спокойно пройдет данный процесс.

 

 В работе произведен анализ  культуры компании «Сибнефть», предложены  практические рекомендации по  использованию результатов исследований. Менеджменту предприятия необходимо  осуществить следующие изменения  в организационной культуре: организовать  конкурсы профессионального мастерства среди работников компании; установить льготы и поощрения для сотрудников, работающих в компании длительное время; расширить ассортимент услуг, оказываемых службами организации, своим сотрудникам; расширить выпуск рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников компании и др.

 СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Бурнс Т.Ф., Сталкер Г.М. Культура менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 

 

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2005 – 416 с.

 

 

Данилов П. Место и роль организационной  культуры // http://www.emsi.ru

 

 

Добролюбова В. Действенное изменение  организационной культуры // Банковские технологии №1, 2002.

 

 

Занковский А.Н. Организационная  культура // http://www.socioego.ru/teoriya/

 

 

Менеджмент организации. Учебное  пособие. / Под ред. З.П. Румянцевой и  Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2005.

 

 

Организационное поведение. Учебник  для вузов. / Под ред. проф. Э.М. Короткова  и проф. А.Н. Силина. – Тюмень: Вектор Бук, 2008 - 308 с.

 

 

Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных  культур в российско-американских совместных предприятиях // Менеджмент № 1, 2008 – с. 60-77.

 

 

Родин О. Концепция организационной  культуры: происхождение и сущность // Менеджмент № 7, 2008 – с. 67-77.

 

 

Рюттингер Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.). - М.: ЭКОМ, 2002 - 240 с.

 

 

Семеняченко Е. Проблемы “новых шариковых” или как повысить корпоративную  культуру российских компаний? // Новая  биржевая газета, № 40, 2006.

 

 

Смит Д. Организационная культура и управление. – М.: Высшая школа, 2002.

 

 

Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001.

 

 

Чаплина А.Н. Культура организации: Учебное  пособие. - Красноярск: Красноярский коммерческий институт, 2006.

 

 

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – С-Пб.: Питер, 2002, с. 14

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Опросник по диагностике корпоративной  культуры

 

1. Насколько ясно Вы представляете  себе цели своей организации?

 

 а) представляю ясно

 

 б) в принципе

 

 в) смутно

 

 г) не представляю

 

2. Откуда Вы получили информацию  о целях организации?

 

 а) из беседы с руководителем

 

 б) из документов

 

 в) из бесед с коллегами

 

 г) нет информации

 

 д) мз других источников _____________________________________

 

3. Насколько ясно Вы представляете себе структуру организации?

 

 а) представляю ясно

 

 б) в принципе

 

 в) смутно

 

 г) не представляю

 

4. Проходили ли Вы испытательный  срок в начале работы на  данном предприятии?

 

а) да

 

 б) нет

 

5. Помог ли вам испытательный  срок лучше освоится на рабочем месте?

 

 а) да

 

 б) нет

 

6. Есть ли в вашей организации  чёткий ритуал приёма новых  сотрудников (вручение в день  приёма на работу буклета с  необходимой информацией, пропуска, справочных телефонов; организация  адаптации новичков к условиям  работы, включая закрепление наставников; обучение новичков)?

 

 а) да

 

 б) нет

 

7.   Согласны ли Вы с тем,  что в каждой фирме должна  быть своя организационная куль­тура?

 

 а) да

 

 б) нет

 

 в) не знаю

 

8. Для Вас организационная культура  – это:

 

 а) совместный отдых с руководством

 

 б) социальная помощь в  фирме

 

 в) наличие знаков Вашей  фирмы

 

 г) комплекс традиций и  обрядов

 

 д) другое _____________________

 

9.Существует ли в вашей организации  закрепленные письменно правила  поведения, этикет?

 

 а) да

 

 б) Нет

 

 в) не знаю

 

10. Слагаются ли какие-либо легенды  о деятельности вашей организации,  о её основа­телях?

 

 а) да

 

 б) дет

 

11. Есть ли у вас в организации  какие-либо обряды по поводу  окончания обучения, стажировки (торжественное  вручение дипломов)?

 

 а) да

 

 б) нет

 

12. Есть ли у вас в организации какие-либо обряды по поводу увольнения с работы, по­нижения в должности (объявление на доске)?

 

 а) да

 

 б) нет

 

13. Есть ли у вас традиция  отмечать День рождения организации?

 

 а) да

 

 б) нет

 

14. Ведётся ли у вас летопись  основных событий, дел?

 

 а) да

 

 б) нет

 

15. Организуются ли у вас конкурсы  профессионального мастерства среди  работников, установлен ли особый  ритуал поощрения лучших по  профессии?

 

 а) да

 

 б) нет

 

16. Существует ли у Вас в  организации традиция отмечать  Дни рождения сотрудников?

 

 а) да

 

 б) нет

 

17. Есть ли у вашей организации  определённая символика?

 

 а) да

 

 б) нет

 

18. Проводятся  ли мероприятия по совместному  отдыху?

 

 а) да

 

 б) нет

 

 в) не  знаю


Информация о работе Совершенствование организационной культуры