Анализ запасов сырья на предприятии общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в разработке путей оптимизации товарных запасов кафе «Cool Cafe».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) раскрыть понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания;
2) раскрыть методику анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания;
3) раскрыть методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании;
4) провести анализ товарного обеспечения кафе «Cool Cafe»;

Содержание

Введение
1.Экономическая сущность сырья и товаров в общественном питании
1.1 Понятие, сущность товарного обеспечения организации общественного питания
1.2 Методика анализа товарных запасов и товарооборачиваемости организации питания
1.3 Методические аспекты планирования товарных запасов в общественном питании
2. Анализ товарного обеспечения кафе «Cool Café»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности кафе «Cool Café»
2.2 Анализ товарного обеспечения кафе «Cool Café»
2.3 Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость
3. Пути оптимизации товарных запасов кафе «Cool Café
3.1 Планирование и нормирование запасов как один из путей их оптимизации
3.2 Ускорение товарооборачиваемости - условие оптимизации товарных запасов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Громов Никита Сергеевич.docx

— 159.46 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ товарного обеспечения кафе «Cool Cafe»

 

Закупочная политика кафе «Cool Cafe» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Руководством кафе не проводятся серьезных мероприятия по поиску и привлечению новых поставщиков. Также не формируется база поставщиков, которых можно привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что не редко приводит к ситуациям, когда в продажу вовремя не поступает необходимый товар. Поставка товара в ресторан «Леонидас» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками, к договору поставки прилагается свидетельство о регистрации поставщика. Приемка товаров по количеству осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, к ТТН прилагается протокол согласования отпускных цен на товары. Приемка товаров по качеству осуществляется на основании удостоверения о государственной гигиенической регистрации.

Данные о поставщиках товаров в кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. в зависимости от формы собственности приведены в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2. Данные о поставщиках товаров в кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг., %

Поставщики

На 01.01.2008 г.

На 01.01.2009 г.

Отклонение (+/-)

1

2

3

4

Поставщики государственной формы собственности

74

79

+5

Поставщики негосударственной формы собственности

26

21

-5

Итого:

100

100

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Данные таблицы 2.2. свидетельствуют о том, что основными поставщиками товаров в кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. являются поставщики государственной формы собственности, их удельный вес на 01.01.2014 г. составлял 79 %, и увеличился по сравнению с 2012 г. на 5 %. В общем объеме поставок продукции поставщикам негосударственной формы собственности на 01.01.2014 г. принадлежало 21 % поставок, следует отметить снижение на 5 % поставок продукции в ресторан «Леонидас» от поставщиков негосударственной формы собственности.

Кафе «Cool Cafe» использует два вида каналов распределения товаров (см. рисунки 2.2 - 3.2).

 

Рисунок 2.2. Прямой канал (нулевого уровня)

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Рисунок 2.3. Косвенный (одноуровневый) канал

Примечание. Источник: собственная разработка

 

По прямому каналу нулевого уровня в кафе «Cool Cafe» поступают такие товары как, молочные продукты, колбасные изделия, хлебобулочные изделия, маргариновая продукция и др. виды товаров, которые поступают в ресторан непосредственно с заводов-изготовителей. Канал такого уровня позволяет оперативно, без удорожания доставлять в ресторан «Леонидас» продукцию предприятий-производителей.

По косвенному каналу распределения в ресторан «Леонидас» поступают товары российских и украинских производителей, это в основном такие товары, как вино-водочные товары, в незначительном количестве мясные товары и морепродукты. По каналу такого уровня в ресторан «Леонидас» поступает лишь 5 % реализуемых товаров, поскольку в основном ресторан «Леонидас» работает с отечественными производителями.

Данные о поставщиках кафе «Cool Cafe» в зависимости от условий оплаты приведены на рисунках 2.4 - 2.5.

 

Рисунок 2.4. Данные о поставщиках кафе «Cool Cafe» в зависимости от условий оплаты за 2012 г.

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Рисунок 2.5. Данные о поставщиках кафе «Cool Cafe» в зависимости от условий оплаты за 2013 г.

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Данные рисунков 2.4 - 2.5 свидетельствуют о том, что кафе «Cool Cafe» работает с поставщиками в основном с отсрочкой платежа, причем следует отметить положительную тенденцию в увеличении количества поставщиков, предоставляющих большую отсрочку, в частности: удельный вес поставщиков предоставляющих отсрочку от 10 до 20 дней увеличилось на 0,9 %, предоставляющих отсрочку от 30 до 60 дней увеличилось на 2,4 %.

Кафе «Cool Cafe» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.

Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, а также прочие бакалейные и сопутствующие товары, которые по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.

Изучая источники закупок товаров, ресторан «Леонидас» ведет журнал, где на каждого поставщика составляет его данные (наименование организации, его юридический адрес и почтовый адрес, Ф.И.О. и телефон директора, гл. бухгалтера, режим работы), сведения о количестве и ассортименте продовольственных товаров и другие сведения интересующие кафе «Cool Cafe»

 

2.3 Оценка факторов, влияющих на товарные запасы и товарооборачиваемость

 

 

Данные таблицы 2.4 характеризуют структуру товарных запасов кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.

 

Таблица 2.4. Структура товарных запасов кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.

Товарная группа и товар

2007 год

2008 год

Отклонение (+/-)

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

Мясо и птица

2681,8

13,2

2440,5

13,0

-241,3

-0,2

Колбасные изделия

2153,5

10,6

1971,2

10,5

-182,3

-0,1

Рыба и рыбопродукты

1787,9

8,8

1708,3

9,1

-79,6

+0,3

Масло

2275,4

11,2

1933,6

10,3

-341,8

-0,9

Маргарин

1869,1

9,2

1764,7

9,4

-104,4

+0,2

Молоко и молочная продукция

1340,9

6,6

1257,8

6,7

-83,1

+0,1

Сахар

853,3

4,2

807,2

4,3

-46,1

+0,1

Мука

325,1

1,6

319,1

1,7

-6,0

+0,1

Сыр

1076,8

5,3

976,2

5,2

-100,6

-0,1

Хлеб и хлебобулочные изделия

1361,2

6,7

1182,7

6,3

-178,5

-0,4

Картофель

325,1

1,6

319,1

1,7

-6,0

+0,1

Макаронные изделия

690,8

3,4

657,1

3,5

-33,7

+0,1

Алкогольные напитки

1950,4

9,6

1821

9,7

-129,4

+0,1

Прочие группы товаров

1625,2

8,0

1614,5

8,6

-10,7

+0,6

Итого

20316,5

100,0

18773

100,0

-1543,5

-


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Как свидетельствуют данные таблицы 2.4, сильных изменений в структуре товарных запасов кафе «Cool Cafe» не наблюдалось. Среди наиболее больших сдвигов можно отметить снижение на 0,9 % удельного веса мяса; на 0,4 % - хлеба и хлебобулочных изделий и увеличение на 0,6 % прочих групп товаров и на 0,3 % рыбы и рыбопродуктов. В стоимостном выражении следует отметить снижение товарных запасов в разрезе каждой товарной группы.

Продуктовый баланс кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. приведен в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5. Продуктовый баланс кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.

Показатели

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+/-)

Влияние на динамику товарооборота

1

2

3

4

5

Товарные запасы на начало года, тыс. руб.

17097

21136

+4039

+4039

Поступление товаров,

275356

314819,2

+39562,2

+39562,2

тыс. руб.

       

Товарооборот, тыс. руб.

259536

309287,2

+49751,2

+49751,2

Прочее выбытие товаров, тыс. руб.

9381

10258

+877

-877

Товарные запасы на конец года, тыс. руб.

23536

16410

-7126

+7126


Примечание. Источник: собственная разработка

 

Увеличение товарооборота по организации в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+39562,2 тыс. руб.), остатков на начало периода (+4039 тыс. руб.), увеличения запасов на конец периода (+7126 тыс. руб.) и прочего выбытия товаров (-877 тыс. руб.).

Определим средние товарные запасы:

На 01.01.2008 г.:

 

(17097 + 23536) / 2 = 20316,5 тыс. руб.

 

На 01.01.2009 г.:

 

(21136 + 16410) / 2 = 18773 тыс. руб.

 

Проведем анализ товарооборачиваемости кафе «Cool Cafe» за 2012-2013 гг. (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6. Анализ товарооборачиваемости «Cool Cafe» за 2012-2013 гг.

Показатель

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Товарооборот, тыс. руб.

259536

309287,2

+49751,2

119,2

Средние товарные запасы, тыс. руб.

20316,5

18773

-1543,5

92,4

Товарооборачиваемость, дни

28,18

21,85

-6,33

-

Скорость оборота, обор.

12,77

16,48

+3,71

-


Примечание. Источник: собственная разработка

 

В кафе «Cool Cafe» товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 6,33 дн. и за 2013 г. составила 21,85 дн. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, увеличилось с 12,77 до 16,48, или на 3,71 оборота.

На размер изменения среднего товарного запаса оказали влияние 2 фактора: рост объема товарооборота; ускорение товарооборачиваемости.

Товарооборот кафе «Cool Cafe» в динамике возрос на 19,2 %, а средние товарные запасы снизились на 7,6 %. Товарные запасы в данном случае вследствие роста товарооборота увеличились на 3900,77 тыс. руб. (20316,5 × × (+19,2) / 100), а за счет ускорения товарооборачиваемости средние товарные запасы снизились на 5444,27 тыс. руб. (-1543,5 тыс. руб. - 3900,77 тыс. руб.).

С увеличением товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, то есть в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. Следовательно, в связи с ростом товарооборота на 19,2 % товарные запасы должны были возрасти только на 4,38 % ( ) и составить за 2008 г. 21206,36 тыс. руб. (20316,5 × 104,38 / 100).

Для ускорения товарооборачиваемости в ресторане «Леонидас» следует применять следующие мероприятия: улучшать коммерческую работу по закупке товаров; улучшать товарные запасы, которые длительные сроки не реализуются; эффективно использовать механизм ценообразования (уменьшать торговые надбавки); применять прогрессивные формы обслуживания; постоянно изучать спрос потребителей. Более подробно данные мероприятия будут рассмотрены в следующее главе курсовой работы

 

 

3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ кафе «Cool Cafe» 

 

3.1 Планирование и нормирование запасов как один из путей их оптимизации

 

Проведем планирование товарных запасов кафе «Cool Cafe»

1) экономико-статистическим методом с использованием скользящей средней, для чего воспользуемся формулами (1.20) - (1.21).

 

Таблица 3.1. Исходные данные для расчета норматива товарных запасов кафе «Cool Cafe» на 2014 год методом скользящей средней

Год

Условные обозначения

Среднедневной товарооборот за год, тыс. руб.

Средние запасы

в сумме, тыс. руб.

в днях

1

2

3

4

гр.4 / гр. 3 = гр. 5

2005 год

K1

568,42

17163

30,19

2006 год

K2

625,56

19125,6

30,57

2007 год

K3

720,93

20316,5

28,18

2008 год

К4

859,13

18773

21,85

Информация о работе Анализ запасов сырья на предприятии общественного питания