Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Обучение фонетике 8

1.1. Общее понятие предмета фонетика 8

1.2. Понятие фонетического навыка 12

1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16

1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26

2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26

2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31

2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34

Выводы по II главе 38

Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39

3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39

3.2 Описание экспериментальной работы 52

3.3 Результаты экспериментальной работы 61

Выводы по третьей главе 63

Заключение 64

Список литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

Департамент образования Тульской области.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Использование  песен при обучении фонетике с применением информационных технологий

    1. Использование музыкальной наглядности  при обучении  фонетике
 

     В настоящее время перед школой и перед каждым учителем в частности  стоит основная задача - формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности (к изучению иностранного языка в  частности), такой мотивации, которая  побуждала бы их к упорной, систематической  учебной работе.

     Как свидетельствует теория и практика преподавания иностранных языков, перспективным  и эффективным на уроке иностранного языка является использование в  качестве опоры музыкальной наглядности, в частности современного популярного  песенного материала. Выбор современной  зарубежной музыки обуславливается  его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей жителей стран  изучаемого языка. Кроме того, использование  музыкального материала на занятиях способно усилить мотивационный  фактор, создать благоприятный психологический  климат на уроке, повысить эффективность  учебной деятельности школьников, так  как музыка является «…одним из наиболее эффективных способов воздействия  на чувства и эмоции школьников»[5: 45].

     В  качестве  подобных  текстов могут  выступать песни на английском языке, представляющие  собой образец  звучащего  аутентичного  текста,  содержащего активную лексику и  наиболее распространенные в языке  грамматические формы и структуры  и адекватно  отражающего  особенности  жизни  и культуры народов,  говорящих  на английском языке. Песни на  английском языке – универсальный материал для развития всех видов речевой деятельности в совокупности. Они  успешно  используются  для  введения, закрепления и активизации лексических единиц и грамматических форм, а также для формирования и  развития  слухо-произносительных  навыков  и коммуникативных умений обучающихся.

     Песни способствуют овладению навыками иноязычного  произношения, развитию музыкального слуха. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи  с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить  правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности  ритма, мелодики и т. д.;

     Музыка  как вид искусства обладает эстетической и нравственной ценностью, а также  является совокупностью слуховой, образной, частично зрительной языковой наглядностью. Музыкальная наглядность, безусловно, перцептивна и театрализовано-поступочна (в песне часто воссоздаются различные  аспекты жизни, реакция на которые  выражается в образах, впечатлениях от прослушанного) [16: 11].

     Таким образом, с точки зрения методики песня на английском языке может  рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности  жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать  и духовную культуру учащегося, соединять  в единое целое его разум и  душу.

     При объяснении описания и произнесения звука, преподаватель дает ему целый  ряд эмоциональных оценок. Эти  оценки могут быть как качественного, так и сравнительного плана  («мечтательный», «холодный», «развязный», «милый», «строгий», «скучный», «живой»; «красный», «синий», «желтый», а также: «как цыпленок», «как орешек», «как бархат» и т. д.). Законченный же образ звука складывается у школьника после прослушивания песни, а на более позднем этапе и после пения песни вместе с учителем или исполнителем (записанным на  пленку).

     Песенный  материал, используются лишь как яркое  средство эмоционального воздействия, способствующее восприятию и адекватному  воспроизведению звука. Песни могут  успешно применяться и при  отработке так называемых трудных  фонетических сочетаний, а также  при работе над ритмом. Особо следует  выделить использование на уроках песен, посвященных какому-либо конкретному  звуку.

     Заметим, что прослушивание и пение  песен эффективны не только при введении того или иного звука, но и при  дальнейшей работе над английским произношением. Это может быть:

     1) целенаправленная тренировка какого-либо  гласного звука в песне;

     2) пение песни с целью исправить  спонтанно допущенную кем-либо  из учащихся ошибку при произнесении  звука;

     3) просто пение как совершенно  необходимый на уроке момент  релаксации.

     По  сравнению с речью, песня оказывается  более эмоционально окрашенной, что  способствует повышению активности учащихся и снижению усталости. Лад  и тональность в песне помогают передать эмоциональное состояние, раскрывают переживания, оттенки чувств и настроения. Более того, сама структура  мелодии оказывается интонационно более выразительной и доступной, чем реальная речь: в музыкальном  произведении обязательны чёткие кульминационные  моменты, тактические акты. В качестве музыкальной наглядности возможно использование видеоклипов. Так  как видеоклипы представляют собой  специфический учебный материал, их отбор в целях обучения фонетике учащихся, также заслуживает особого  рассмотрения.  Отбирая видеоклипы для процесса обучения, необходимо руководствоваться следующими критериями:

     1) видеодорожка должна иллюстрировать  содержание песни (видеоклип,  состоящий из ряда бессмысленных  кадров или описывающий историю, не связанную со смыслом песни, для использования в качестве музыкальной наглядности не подойдёт);

     2) видеоряд должен быть ясным  и понятным для старшеклассников (часто сценарии современных видеоклипов  претендуют на оригинальность  и, спады и подъёмы, в соответствии  с текстом песни, содержат в  себе много неясности и двусмысленности);

     3) видеоклип должен соответствовать  интересам и возрасту учащихся (содержание и смысл как аудио-, так и видеодорожки в видеоклипе  должны стимулировать учащихся  к коммуникации, вызывать дискуссию  и активизировать мыслительные  процессы учащихся; также видеоклип  должен реализовать свою эмоционально-эстетическую  функцию, повышая мотивацию учащихся  к процессу обучения и создавая  благоприятный климат на уроке);

     4) желательно присутствие поющего  исполнителя в кадре (его артикуляция  улучшит понимание учащимися  текста песни);

     5) желательно наличие культурологического  фона в видеоклипе (предпочтительными  являются видеодорожки, показывающие  реалии культуры страны изучаемого  языка, иллюстрирующие определённые  традиции и обычаи, дающие представление  о положении отдельных социальных  слоёв населения и т.д.);

     При отборе музыкального материала следует  также учитывать некоторые особенности  музыкального восприятия и использовать общемузыкальные критерии отбора песен: ритмический рисунок, темп, характер музыкальной партии, характер аккомпанемента, критерий стилевой и жанровой принадлежности [8; 182].

        Можно сделать вывод, что используя  музыкальную наглядность, следует  помнить о специфике музыкального  восприятия – музыкальный образ  раскрывается и формируется одновременно  с экстрамузыкальными мыслительными  и перцептивными образами: у каждого  школьника-слушателя возникает своё  оценочное восприятие данной  музыки, своя «эмоциональная реакция» на прослушанное [ 53], не последнюю роль играют личные предпочтения школьников, их темперамент, фоновые знания о музыке вообще. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Виды песен используемые  в процессе  обучении  фонетике

 

           Песня на уроках английского  языка может использоваться в  самых разных целях: для развития  аудитивных, произносительных и  грамматических навыков, пополнения  словарного запаса, отработки речевых  навыков, а так же для ознакомления  учеников с элементами культуры  страны изучаемого языка. Но  для того, чтобы песня сыграла  свою положительную роль, нужно  придерживаться определенного алгоритма  ее использования. Начинать нужно  с тщательного отбора песни.  [1, 13].

       Критериями отбора песен могут  быть следующие: 

     - песня должна быть приятной, ритмичной,  не слишком длинной, иметь припев;

     - она должна мотивировать, заинтересовать  обучающихся;

     - соответствовать возрасту и степени  обученности учащихся;

     - отражать страноведческую специфику;

     - голос исполнителя должен быть  понятным. [2; 28]

     Можно сделать вывод, что отбор музыкального материала представляет собой достаточно трудоемкую и серьезную методическую деятельность.

     Говоря  о музыке, можно проводить аналогии. Если мы хотим использовать музыку и песенный материал на уроках, то нужно  помнить, что они могут быть самыми разнообразными, например, рождественские песни, рок или поп-музыка, в настоящее  время можно использовать и направление  в стиле рэп. В любом случае цель музыки  и песен – сделать  урок привлекательным и плодотворным.

     Для занятий можно использовать следующие  практичные советы по отбору песенного  материала:

      1. Фолк, блюз, джаз, кантри, опера, мюзикл  — это жанры, наиболее приспособленные  для образовательных целей, несмотря  на то, что в современной жизни  они менее востребованы;

     2. Важно обращать внимание на  содержание песни. Ведь во многих  из них могут пропагандироваться  неприемлемые вещи;

     3. Песни, исполняемые сольно, как  правило, воспринимаются легче,  чем те, которые исполняются большим  числом вокалистов;

     4. Тяжелые ударные, наличие второстепенных  голосов, шумов также затрудняют  понимание текста песни.

     5. Текст песни легче воспринимается, если он носит повествовательный  характер, то есть если в песне  присутствует какой-то динамичный  сюжет.

     Несмотря  на все преимущества использования  песни в обучении иностранному языку, учебно-методические комплексы не содержат достаточного количества песенного  материала. На начальном и среднем  этапах обучения необходим отбор  учителем песенного материала, соответствующего практическим целям данного этапа  обучения и возрастным особенностям учащихся.

             Как известно, начальный этап изучения иностранного языка является самым трудным и ответственным, так как на этом этапе необходимо не только научить правильной артикуляции и произношению, но и показать учащимся, как эти звуки соединяются и взаимодействуют между собой. Произношение-это базовая характеристика речи, основа для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к коммуникативным ошибкам.

     Формирование  фонематического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции  на основе установления сходства и  различий в произнесении звуков в  родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также  овладение техникой произнесения иноязычных звуков. Все это на начальном этапе  возможно только путем подражания и  повторения, лучше хором, вслед за учителем, аудио- или видеозаписью. Анализировать услышанные звуки  и осознанно управлять своими органами речи младшие школьники могут в очень ограниченном объеме. Психологически, дети воспринимают и запоминают песни и скандирование под музыку гораздо лучше, чем любой другой текст.

         Кроме того, учащимся более понятно  и привычно такое занятие как  пение хором, нежели просто  повторение хором отдельных фраз. Авторы многих учебных пособий  используют традиционные английские  песенки и рифмовки при постановке  звуков в начальной школе. Помимо  формирования произносительных  навыков на первом этапе обучения  очень важна изначально правильно  поставленная интонация. Овладение  иноязычной интонацией предполагает  формирование аудитивных навыков  восприятия интонационного рисунка  и его адекватное воспроизведение.  Учащиеся легче воспринимают  интонационный строй английских  предложений, слушая и воспроизводя  интонации стихов и песен, таких  как “Why do you cry Willy?”, “Simple Simon”,  “Little Jack Horner” и многих других. В них восклицательные, утвердительные  и различные виды вопросительных  интонационных конструкций сочетаются  в доступном и близком контексте.  Ритмичная музыка детских стихов  и песен помогает быстрейшему  усвоению этих аутентичных произведений, а вместе с ними и правильной  интонации, которая воспринимается  в дальнейшем как естественная  при воспроизведении английской  речи.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий