Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Обучение фонетике 8

1.1. Общее понятие предмета фонетика 8

1.2. Понятие фонетического навыка 12

1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16

1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26

2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26

2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31

2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34

Выводы по II главе 38

Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39

3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39

3.2 Описание экспериментальной работы 52

3.3 Результаты экспериментальной работы 61

Выводы по третьей главе 63

Заключение 64

Список литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

Департамент образования Тульской области.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)
    1. Результаты  экспериментальной  работы
 
 

     3. Контролирующий этап

     На  данном этапе были проанализированы результаты проделанной нами работы и подведены итоги.

     Во  время пилотирования упражнений при обучении фонетике в экспериментальной  группе были использованы флеш-мульты: “Once I caught a fish alive”, ”What’s the weather?”, “Polly, put the kettle on”,  
Build snowman”, “Picking apples”, “Humpty Dumpty”, “Rain, rain go away”, “Jobs song”; видеозапись: “ Johnny works with one hammer”; аудиозапись: “What are you wearing?”.

     Для подтверждения успешности нашего эксперимента, было создано контрольное задание, как для экспериментальной группы, так и для контрольной. Учащимся предлагалось прочитать следующие  стихотворения: “Weather Poem”, “What makes weather?”. Таким образом, инструментом исследования  послужило сравнение двух подгрупп.

     При выполнении задания в экспериментальной  группе учащиеся показали более успешные и высокие результаты, чем в  контрольной. Это в большей степени  объясняется тем, что дети уже  не раз работали с подобными упражнениями, чего нельзя сказать о ребятах  в контрольной группе. Для проверки достижения поставленной цели, нам  необходимо было оценить уровень  сформированности фонетического навыка. Для этого мы разработали специальный  лист параметров оценки:

  • Владение техникой произношения английских звуков;
  • Умение транскрибировать слова;
  • Правильное произношение слов;
  • Владение правильной интонацией;

     Во  время пилотирования упражнения, мы оценили выполнение задания учащимися  в каждой группе (Приложение 12). Экспериментальная  группа, довольно быстро справилась с заданием на чтение вслух стихотворений и транскрибирование слов. Это свидетельствует о том, что учащиеся были уверены в правильности произношения слов. Также отмечена лучшая артикуляция звуков и употребление правильной интонации.

     Что касается контрольной группы, то детям  потребовалось больше времени на выполнение заданий. Во время самостоятельного воспроизведения предложенных стихотворений, возникли трудности с правильностью  воспроизведения слов и соблюдение интонации было не так ярко выражено, как у ребят в экспериментальной  группе.

     Подводя итог выше сказанному, мы можем говорить о том, что экспериментальным  путем нам удалось доказать возможность  использования учителем песен при  обучении фонетике, так как именно они способствуют формированию устойчивых фонетических навыков, делая процесс  обучения фонетике более эффективным  и повышению мотивации школьников, а это значит, что наша гипотеза доказана.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по третьей главе

 

     Значимость  изучения ИЯ на современном этапе  развития общества возрастает, что  способствует появлению большого количества учебных пособий по их изучению. При выборе УМК учитель должен учитывать все преимущества и  недостатки предлагаемого материала; количество и качество упражнений должно соответствовать современным стандартам и учебной программе. Также необходимо учитывать возрастные  и индивидуальные особенности учащихся.

     Исходя  из объекта и предмета исследования, проведенный нами анализ показал, что  применение такого средства обучения ИЯ как песни на этапе формирования фонетического навыка не находит  отражения в рассмотренных нами УМК.

     Таким образом, на основе анализа учебных  пособий нами была выстроена экспериментальная  работа, касающаяся использования песен  на этапе формирования фонетического  навыка. Проведенное на начальном  этапе анкетирование и наблюдение помогло нам разработать ряд  упражнений, которые отвечают возрастным и психологическим особенностям учащихся. Пилотирование разработанных  нами заданий позволило в наиболее интересной форме осуществить обучение фонетике, а так же способствовало развитию познавательного интереса и творческого потенциала у учащихся. 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Обучение  произношению всегда было и остается актуальным аспектом в обучении ИЯ. На начальном этапе главное заложить основы владения правильного английского  произношения, а на дальнейших этапах их совершенствование.

     В данной работе нами была предпринята  попытка изучить фонетику в целом, а также использования песен  на этапе формирования фонетического  навыка. Актуальность нашей работы неиспорима, чем еще и определяется методику применения информационных технологий. Однако в русле рассматриваемой  концепции многое еще не ясно и  требует исследования. Так, в частности, не разрабатывается достаточное  количество заданий, которые целесообразно  использовать в процессе формирования фонетических навыков, не определены требования к ним и критерии их отбора, остается нерешенным вопрос о том, как и  когда они должны включаться в  педагогический процесс.

     Для доказательства выдвинутой гипотезы был  поставлен эксперимент перед  началом которого, нами было проведено  анкетирование учителей на предмет  использования песен при обучении фонетике, по результатам которого было подтверждено, что  на уроках АЯ песни используются крайне редко, и  в основном это тот песенный материал, с представленными к нему заданиями, который содержится в УМК.

     На  основе  современных УМК и с  учетом требований государственного образовательного стандарта нами были разработаны  и апробированы свои собственные  упражнения, направленные на формирование фонетического навыка с использованием песен и применением информационных технологий. Данные, полученные в ходе проведенного эксперимента, показали, что использование песенного  материала, прежде всего, создавало  устойчивую мотивацию в обучении, позволило разнообразить деятельность учащихся, а так же способствовало развитию творческих способностей.

     Доказав необходимость и важность использования  песен при обучении фонетике мы можем  с полным правом утверждать, что  выдвинутая нами гипотеза о том, что  процесс обучения фонетике будет проходить более успешно при условии использования песен совместно с информационными технологиями была полностью подтверждена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
 
     
  1. Артемов В.А. Психология обучения ИЯ. – М.: Просвещение, 2001. - 279с.
  2. Беляева Л.А., Иванова Н.В.  Презентация PowerPoint и ее возможности  при обучении иностранным языкам. – ИЯШ. - №4. -  2008 – 36с.
  3. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении           иностранным языкам. - Учитель в шк. – № 3. – 2009 - 108с.
  4. Гальскова Н.Ю. Современная методика обучения ИЯ. – М.: Глосса, 2002. – 165с.
  5. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Теоретические основы обучения ИЯ в средней школе. – М.: Высшая школа. - 2000 – 373с.
  6. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса. - М.: Просвещение. - 2002 – 234с.
  7. Ефременко В.А. Применение информационных технологий
 

                    на уроках иностранного языка. - ИЯШ. - №8. – 2007 – 65с.

  1. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. – СПб.: «Комета». – 2003 – 204с.
  2. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога. - М. -  2005 – 187с.
  3. Перетрухин В.Н., Введение в языкознание, М: ЛКИ, 3-е изд.- 2007 -360с.
  4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие. - М.: Гуманит.   Изд. Центр ВЛАДОС. - 2000 - 192 с.
  5. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения ИЯ в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. - 287с.
  6. Руденко-Моргун О. И. Компьютерные технологии как новая форма обучения. -  ИЯШ. - № 5. -  2001 – 32с.
  7. Соколов А.Н., Внутренняя речь при изучении иностранного языка, «Вопросы психологии», М.,- 2001- 123с.
  8. Harmer J. The practice of English lsnguage teaching. – Longman, 1994
  9. Ur P. A course in Language Teaching. – Cambridge University Press, 1996.- 375p.

Информация о работе Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий