Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:20, дипломная работа
Цель данной работы заключается в разработке и апробации системы упражнений с использованием песен при обучении фонетике с применением ИТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть:
понятия предмета фонетика и фонетического навыка;
этапы формирования фонетического навыка;
принципы отбора фонетического материала с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
роль музыкальной наглядности при обучении фонетике;
роль и место информационных технологий в обучении фонетике ИЯ;
виды используемых песен;
некоторые фонетические упражнения с использованием песен и информационных технологий.
Введение 3
Глава 1. Обучение фонетике 8
1.1. Общее понятие предмета фонетика 8
1.2. Понятие фонетического навыка 12
1.3. Формирование фонетического навыка на различных этапах обучения…. 16
1.4. Требования государственного стандарта к формированию фонетических навыков в 5-6 классах 23
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Использование песен при обучении фонетике с применением информационных технологий 26
2.1. Использование музыкальной наглядности при обучении фонетике 26
2.2. Виды песен используемые в процессе обучении фонетике 31
2.3. Упражнения с использованием песенной наглядности с применением информационных технологий 34
Выводы по II главе 38
Глава 3. Разработка упражнений на основе анализа современных УМК 39
3.1 Анализ УМК по английскому языку для 5 класса 39
3.2 Описание экспериментальной работы 52
3.3 Результаты экспериментальной работы 61
Выводы по третьей главе 63
Заключение 64
Список литературы 66
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Модуль 6 |
36 |
2 (5,5%) |
0 (0%) |
1. Listen and tick. Listen
again and repeat. Read out the sentences. Think of other words.
2. Listen and repeat. | |
Модуль 10 |
31 |
2 (6,4%) |
0 (0%) |
1.
Listen and tick. Listen again and repeat. Then read out the sentences.
2. Listen and repeat. Add two verbs to each catergory. |
Рис.
1 Анализ УМК «Spotlight-5» с позиции содержания
упражнений для формирования фонетического
навыка
Рис. 2 Анализ УМК «Spotlight-5» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка
В учебнике «Spotlight-5» количество упражнений для формирования фонетических навыков минимальное и явно недостаточное. Данные упражнения не разнообразны по своему содержанию, что значительно снижает интерес и мотивацию учащихся к их выполнению. В основном они направлены на повторение слов с определенными звуками.
В рассмотренном нами УМК для данного уровня, песни вовсе не используются для развития какого-либо из навыков.
II. М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина и др. «Enjoy English - 3» - этот учебно-методический комплект состоит из следующих компонентов:
Содержание курса полностью соответствует обязательному минимуму образования и возрастным особенностям и интересам учеников – стиль изложения материала современный и по сложности соответствует возрасту учащихся. Концепция, лежащая в основе данного УМК современна и научна, т.к. построена на следующих принципах:
Анализируемый УМК рассчитан
на трех часовое занятие в
неделю, что соответствует положениям
современного базисного плана,
и состоит из восьми разделов,
каждый из которых рассчитан
на одну четверть: уроки 1-4 изучаются
в 5-ом классе, уроки 5-8 в 6-ом
классе. В конце учебника имеется
словарь и грамматический
Рабочая тетрадь, содержит достаточное количество разнообразных упражнений.
В книге для учителя содержатся методические рекомендации, тексты для аудирования и сценарии внеклассных мероприятий.
Анализ УМК с позиции содержания упражнений для формирования фонетических навыков.
В учебнике «Enjoy English - 3» были рассмотрены следующие уроки:
Урок 1 (тематика: школьная жизнь, взаимоотношения, каникулы).
Урок 2 (тематика: моя семья, помощь родителям, профессии).
Урок 4 (тематика: в городе, достопримечательности).
Результаты
анализа приведены в таблице
ниже:
Название
учебника |
Раздел | Общее
кол-во упражнений |
Кол-во упражнений для формирования фонетического навыка | Кол-во упражнений для формирования фонетического навыка с использованием песен и ИТ | Типология упражнений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
«Enjoy English -3» |
Урок 1 |
64 |
2(3,1%) |
0 (0%) |
1.
Listen and repeat.
2. Listen, read and repeat. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Урок 2 |
59 |
1 (1,6%) |
0 (0%) |
1. Listen and repeat. | |
Урок 4 |
55 |
2 (3,6) |
0 (0%) |
1.
Listen and repeat.
2. Listen, read and repeat. |
Рис. 3 Анализ УМК «Enjoy English - 3» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка
Рис.
4 Анализ УМК «Enjoy English - 3» с позиции
содержания упражнений для формирования
фонетического навыка
Основными отличительными характеристиками УМК «Enjoy English-3» являются:
Подробно изучив данный УМК, мы пришли к выводу, что в учебнике не предусматривается работа с песней с использованием ИТ на этапе формирования фонетических навыков.
III. Printha Ellis и Mary Bowen “Way Ahead–4“-этот учебно-методический комплект состоит из следующих компонентов:
УМК “Way Ahead–4“ – шестиуровневый курс английского языка, реализующий личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего и среднего школьного возраста. Тематика, содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных (физических и психологических) особенностей.
Опыт использования УМК в
Особенности курса:
Темы, задания, упражнения, игры и песни красочно оформлены, что делает обучение легким и интересным и помогает детям использовать АЯ осознанно в различных контекстах.
Учебный план принимает во внимание образовательное и социальное развитие детей, так же как снабжение через охватывание и переработку ключевого словаря, функций, структур и навыков. Пошаговый подход делает данный учебник простым для использования и легким для обучения.
Учебник данного УМК состоит из 20 разделов, которые включают в себя по 4 урока. На протяжении первых трех уроков каждого раздела регулярно вводится и отрабатывается новый материал, тогда, как последний урок рассчитан на проверку усвоенного материала
Рабочая тетрадь к курсу “Way Ahead 4“ включает в себя дополнительный тренировочный материал для работы в классе или дома. В конце тетради содержится словарь.
Анализ УМК с позиции содержания упражнений для контроля лексики.
В учебнике “Way Ahead 4“ были рассмотрены следующие уроки:
Урок 4(тематика: посещение библиотеки);
Урок 16(тематика: горы, реки, леса);
Урок 20(тематика: рассказать о себе);
Результаты
анализа приведены в таблице:
Название
учебника |
Раздел | Общее
кол-во упражнений |
Кол-во упражнений для формирования фонетического навыка | Кол-во упражнений для формирования фонетического навыка с использованием песен и ИТ | Типология упражнений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
“Way Ahead 4“ |
Урок 4 |
10 |
0 (0%) |
0 (%) |
|
Урок 16 |
13 |
0(0%) |
0 (0%) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Урок 20
|
10 |
1 ( 10%) |
0 (0%) |
|
Рис.
6 Анализ УМК “Way Ahead – 4“
с позиции содержания упражнений для формирования
фонетического навыка
Рис. 7 Анализ УМК «Way Ahead - 4» с позиции содержания упражнений для формирования фонетического навыка
В
целом можно сделать вывод
о том, что современные УМК
не уделяют достаточного внимания формированию
фонетического навыка, что подтверждается
малым количеством фонетических
упражнений и все они однотипны
по своему содержанию. Результаты анализа
УМК привели нас у
В
данной части нашей выпускной
квалификационной работы мы представляем
последовательное описание проведенной
нами опытно-экспериментальной
Основным методом исследования является эксперимент, на различных этапах которого применяются и другие методы. Опишем последовательно ход эксперимента и проанализируем его результаты на каждом этапе.
Педагогический
эксперимент проводился в школе
№17 г. Тулы в период с 26 января по 1 марта.
В нем принимали участие
Главной
целью нашей экспериментальной
работы является разработка и пилотирование
заданий с использованием песен
и применением информационных технологий
при обучении фонетике, которые могут
применяться на уроках ИЯ, и которые
будут способствовать формированию
устойчивого фонетического
1. Констатирующий этап
На данном этапе проведения эксперимента мы использовали – анкетирование учителей на предмет использования песен на уроках ИЯ (Приложение 1). Анкета включала в себя 6 вопросов с вариантами ответов. Вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, как часто и с какой целью учителя включают работу с песней на уроках АЯ, испытывают ли какие-нибудь трудности при организации такой работы, разрабатывают ли задания сами учителя или используют уже данные в учебнике упражнения. И самым значимым для нас было выявление конкретного этапа работы с песней при обучении фонетике.