Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 11:02, курсовая работа
Актуальность – в данной работе я рассматриваю тему «Масленица: традиции, обычаи и современные тенденции». Блюда рассматриваемые мной можно включить в ассортимент блюд для новых предприятий.
Проблема – создаются новые предприятия, соответственно нужно расширять ассортимент продукции.
Цель – изучить ассортимент блюд на масленицу, разработать технико-технологическую карту на блюдо, произвести расчет рационализации
Введение…………………………………………………………………….2
1. Масленица: традиции, обычаи и современные тенденции…………..3-4
1.1 Характеристика обрядов масленичной недели………………………4-5
1.2 Ассортимент, технология приготовления, правила подачи блюд на Масленицу……………………………………………………………...6
1.2.1 Закуски………………………………………………………………6-7
1.2.2 Горячие блюда……………………………………………………...8-10
1.2.3 Сладкие блюда…………………………………………………..…11-12
1.2.4 Напитки………………………………………………………….…13-14
1.2.5 Мучные кулинарные изделия.………………………………….…15-23
2. Технологические карты…………………………………….…………24
2.1 Тыквенная каша……………………………………………….………24
2.2 Карп в сметане……………………………………………...…………25
2.3 Капуста тушеная………………………………………………………26
2.4 Творожная запеканка…………………………………………………27
2.5 Гречневые мини блины с копченым лососем и икрой……………..28
3. Технико-технологическая карта на «Блины морковные»……...……29-30
4. Расчет рационализации рецептуры блюда «Салат из редьки и огурцов»…………………………………………………………………..31-32
Заключение ………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………...…35
Главное управление образованием и молодежной политики Алтайского края КГБОУ «Барнаульский торгово-экономический колледж»
ПЦК организационно-технических
Дисциплина «Технология продукции общественного питания»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Масленица: традиции, обычаи и современные тенденции»
Выполнил студент _______ «___» _____________ 2013 г. А.В.Никольская
Специальность 260807 «Технология продукции ОП» Группа Т-101
Руководитель работы_______ «___» _____________ 2013г. Т.И.Захарьева
Работа защищена «___» _____________ 2013г. Оценка______________
Барнаул 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Тыквенная каша……………………………………………….………24
2.2 Карп в сметане……………………………………………...………
2.3 Капуста тушеная………………………………………………………26
2.4 Творожная запеканка…………………………………………………27
2.5 Гречневые мини блины с копченым лососем и икрой……………..28
3. Технико-технологическая карта на «Блины морковные»……...……29-30
4. Расчет рационализации рецептур
Заключение …………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список использованных источников………………………………...…35
Введение
Актуальность – в данной работе я рассматриваю тему «Масленица: традиции, обычаи и современные тенденции». Блюда рассматриваемые мной можно включить в ассортимент блюд для новых предприятий.
Проблема – создаются новые предприятия, соответственно нужно расширять ассортимент продукции.
Цель – изучить ассортимент блюд на масленицу, разработать технико-технологическую карту на блюдо, произвести расчет рационализации
Задачи исследования:
- должна узнать классификацию,
ассортимент блюд, рецептуры и
технологические процессы
- правила оформления, отпуска готовой продукции
Методы исследования – теоретический, эмпирический, математический
Структура:
В данной курсовой работе содержится:
Масленица - языческий праздник, но получил он свое название от церковного календаря. В этот период времени, последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается есть продукты животного происхождения (сливочное масло, молочные продукты, рыбу). Еще эта неделя в Православной Церкви именуется Сырной седмицей.
Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Чучело масленицы сжигают и символически его хоронят. В разных уголках России ритуалы в этот день немного отличались друг от друга. Например, в северных, центральных и поволжских районах организовывался масленичный поезд, который везли несколько сот лошадей. Чучело поджигали, и пока оно горело, в костер кидали традиционную поминальную пищу (блины, яйца). На юге и западе страны было принято после сожжения хоронить Масленицу. Популярна была и пародия на похороны. Выбирали «попа», «дьякона» с «дьячком» и группу плакальщиц, замыкающую похоронную процессию.
Как известно, церковный календарь заимствовал многие языческие праздники. Масленица – не исключение. Праздник радости и удальства, с пиром горой и кулачными побоищами, Масленица широкая, пьяная, разорительная — аналог латиноамериканского «карнавала» с танцами на площадях и демонстрациями откровенных нарядов. И Масленица, и карнавалы вот уже более тысячи лет подвергаются гонениям со стороны церкви, которая надеется обуздать их дикий нрав. Но только всё без толку…
Наши предки почитали солнышко, как Бога, и в благодарность за то, что оно начинало пригревать всё сильнее и сильнее, пекли сначала пресные лепёшки (круглые, как солнце), а когда узнали заквасное тесто, то в традицию вошло печь блины. Съедая блин, наши прапрапра… дедушки и бабушки верили, что с ним они получают частичку солнечного тепла и света.
После того, как Православная Церковь придала новый статус проводам зимы, Масленица стала неделей, предваряющей пост. По задумке церкви, в эти дни люди должны были заниматься примирением с ближними, прощением обид, подготовкой к «покаянному пути к Богу» — ведь до Великого Поста оставалось всё меньше дней.
Сегодня на
масленичную неделю в
Если на Руси можно было устраивать шумные гулянья на протяжении всей недели, то в современном мире это проблематично. Из-за того, что подавляющее большинство из нас работает, ритуалы каждого дня недели практически не соблюдаются.
Единственное, что делают практически все, так это пекут блины и приглашают к себе гостей на угощения. В некоторых семьях сохраняется традиция среды и пятницы (лакомки и тещины вечерки).
Обязательно просят друг у друга прощение. Обзванивают всех своих родственников, друзей, знакомых. Молодежь любит рассылать sms-сообщения в стихах, в которых заложена просьба забыть обиды и грехи. В социальных сетях знакомые также отправляют друг другу подобные послания.
Красивых масленичных традиций и обрядов на Руси существовало очень много. Естественно, что отдельные из них возродить уже не удастся. Современная Масленица «обрастает» новыми традициями, соответствующими реалиям наших дней. Но главное – она остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.
В понедельник, который назывался «Чистая Масленица – широкая боярыня», катали на санях Масленика и Масленицу, а после торжественно усаживали их на самом видном и высоком месте, как жениха и невесту. Прообразом Масленика был бог-громовик из языческих мифов. А «прототипом» Масленицы была Снегурочка – божество, дающее и забирающее жизнь.
Свёкор и свекровь с утра отправляли невестку к отцу и матери, чтобы вечером самим придти в гости к сватам. Тут, за чаркой и договаривались, каким образом проводить время масленичной недели, когда кататься по улицам, и кого звать в гости.
Во вторник, на «Заигрыш», на рассвете, Масленица вывозилась на центральную площадь, вокруг водились хороводы, молодёжь каталась на качелях и с гор, почтенные семейные пары ходили друг к другу в гости. По улицам гуляли группы одетых в маски ряженых, которые устраивали импровизированные концерты везде, где заблагорассудится. Отдельно стоит сказать о «позыватках» — людях, через которых одни семьи приглашали к себе в гости других. «Позываток» при встрече угощали вином и блинами, оказывая почёт и уважение, прося поклониться хозяевам с детками и всем домочадцам. Отказ от посещения звучал в виде выражения: « У нас у самих состроены горы и гости прошены». Такой отказ был, обычно истолкован тем, «дочку хотят выдать за другого». Здесь, как и во многих русских забавах и потехах заметны мотивы сватовства, ведь, при положительном развитии событий, по окончании Великого поста можно было сыграть на Красную горку свадьбу.
Среда – «Лакомка» — дала «путёвку в жизнь» поговорке «Не житьё, а масленица». В этот день ели столько, сколько приемлет душа, повсюду устанавливались палатки с горячим сбитнем, калёными орехами и медовыми пряниками. Начинали работу передвижные театры, проводились народные гуляния и ярмарки. В семьях накрывали столы с угощениями, среди которых на первом месте были блины.
«Разгульный четверток» имел ещё одно название «Четверг-перелом», которое напоминает о последствиях кулачных боёв, залихватских катаний с горок и провозов по улицам и спускам подожженных телег. Часто на улицах можно было видеть, как везли мужика-балагура, сидящего на специальных санях. У мужика было горящее колесо – один из символов праздника, а за санями шёл народ с прибаутками и песнями. Другим символом Масленицы был медведь – или настоящий, закованный в цепи, или переодетый медведем человек. Одной из забав русских мужиков была борьба с этим медведем, разумеется, с настоящим.
Пятница, «Тёщины вечерки» – день, в который наиболее ярко проявлялась особенность многих русских обрядов: содействовать знакомствам и свадьбам молодёжи. Молодожёны в этот день были в почёте: выезжали в нарядных и расписных санях, приходили в гости ко всем, кто был у них на свадьбе. Но главным событием являлись визиты зятей к тёщам, которые пекли блины специально для этого случая. Не придти к тёще считалось равносильным оскорблению, и такая обида могла быть источником вечной вражды между тёщей и зятем.
Суббота – «Золовкины посиделки», считалась семейным днём. В субботу невестки принимали у себя гостей, родных мужа. А если сёстры мужа – золовки – были ещё не замужем, то, в таком случае, невестка приглашала и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка одаривала подарками своих золовок.
Воскресенье, «Прощённое воскресенье», называли ещё «Целовальник». Люди ходили по дворам, целовали встречных и просили прощения друг у друга. Завидев знакомого, обычно говорили: «Прости меня, пожалуй», а другой отвечал: «Бог тебя простит». Смысл прощения – в очищении от грехов перед Великим постом. Также в прощеное воскресенье принято ходить на кладбище и оставлять на могилах блины.
Новобрачные проезжали на санях по своим родным, одаривая тестя и тёщу, дружек и сватов в ответ за свадебные подарки. В этот, кульминационный день празднества, многие рядились в шкуры животных, изображая злых духов. Жители деревни палками выгоняли их за околицу вместе с чучелом соломенной Масленицы, где инсценировалось избиение нечисти. В костёр бросали всё, что не пригодится в новом году, освобождаясь, таким образом, от хлама. Оставшийся от «хозяйки зимы» пепел развеивали по полям в честь будущего урожая. Детям выпекали «куликов» и «жаворонков» из теста. Ребятишки, с печёными «птицами» в руках забирались на крыши сараев и домов, зазывая раннюю и тёплую весну.
Перец фаршированный тунцом
Ингредиенты: 1300г. консервированного красного перца, 300 гр. консервированного тунца, 70г лука, 3 яйца, 50г майонез, 10г листиков капусты «Айсберг», 5г соли.
Выход: 1200г
Технология приготовления:
Ставим вариться яйца. Немного измельчаем рыбу. Мелко режем лук.
Остывшие яйца очищаем от кожуры и мелко режем квадратиками.
смешиваем тунец, лук и яйца. Кладем майонез и перемешиваем. Можно добавить немного уксуса. Красный консервированный перец мелко порезать и добавить в начинку. Извлекаем перец из банки, удаляем лишнюю влагу, а затем фаршируем его. На большое плоское блюдо, из капусты делается зеленая перинка, а сверху выкладываются фаршированные перчики. Фаршированный перец подаем охлажденным.
Информация о работе Масленица: традиции, обычаи и современные тенденции