Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:45, курсовая работа
Знания учащихся по машиноведению широко используются при изучении обработки материалов на станках, и, наоборот, при формировании понятий по машиноведению учитель опирается на знания учащихся по обработке материалов на станках. Поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в чередовании учебного материала, чтобы избежать относительного опережения или отставания. Это достигается лишь в том случае, если учитель систематизирует учебный материал. Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.
Введение
Глава I. Анализ взаимосвязи технологического образования и элементов машиноведения
1.1 Сущность понятий технология и технологическое образование
1.2 Методика обучения школьников элементам машиноведения
Глава II. Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии
2.1 Методы обучения и их классификация
2.2 Развернутые сценарии уроков
2.3 План - конспекты уроков
Заключение
Литература
Обобщению подлежат также знания учащихся об инструменте, применяющемся для резания материалов. В связи с этим целесообразно, знакомя учащихся с новыми операциями, сопоставлять режущие инструменты по конструкции, показывая, что в них есть общего и различного. Так, например, токарный резец может быть рассмотрен в сравнении с зубилом. При этом делается вывод, что режущая часть резца, как и всех других режущих инструментов, имеет форму клина. Но форма режущей части токарного резца, если ее сравнить с режущей частью зубила, является более сложной, что объясняется более трудными условиями работы, в которых находится станочный инструмент. Опираясь на знания учащихся об устройстве сверла и токарного резца, можно объяснить, что фреза представляет собой как бы несколько резцов, сложенных вместе для повышения производительности труда, и предложить учащимся самостоятельно найти на зубьях фрезы режущую кромку, переднюю и заднюю поверхности. Опыт показывает, что такое задание посильно, оно активизирует учащихся, учит их находить общие признаки во внешне различных технических объектах.
Последним среди металлорежущих инструментов рассматривается шлифовальный круг. Учитель обращает внимание учащихся на то, что внешне шлифовальный круг ничем не напоминает токарный резец. Однако если рассмотреть под микроскопом отдельные зерна, из которых он состоит, то легко убедиться, что они представляют собой маленькие резцы, только геометрическая форма их не такая правильная, как у специально заостренных резцов. Наряду с сущностью процесса резания металлов учитель объясняет его основные достоинства и недостатки как одного из способов изготовления деталей машин.
Говоря о преимуществах обработки материалов резанием по сравнению с другими способами изготовления деталей, применяющихся на современных промышленных предприятиях, следует указать, в первую очередь, на следующие из них:
возможность достижения любой практически необходимой точности;
возможность получения детали любой конфигурации;
относительная дешевизна.
В качестве недостатка указать на отходы металла в стружку, которые составляют в среднем 10% от массы заготовки.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
2.1 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. При случайном обучении, которое, мы помним, опережало организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением школ родились методы словесные, которые долго доминировали.
Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.
Понятно, что в разные периоды развития образования тем иным методам придавалось более существенное значение. Вместе тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему в технологии успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.
Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером. В ней выделяют следующие методы.
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т. п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря нему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.
Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.
Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты. Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащихся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.
В технологии все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам - в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Кроме того, существуют четкие, выработанные практикой рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство, о котором уже упоминалось ранее: названные методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве. Для определения рациональности их сочетания необходимо знать дидактические особенности каждой группы и методические аспекты их использования при занятиях со школьниками по технологии.
2.2 РАЗВЕРНУТЫЕ СЦЕНАРИИ УРОКОВ
Сценарий урока №1
Раздел программы: Элементы машиноведения
Тема: Вводное занятие.
Класс: 6
Время: 45 мин.
Образовательные цели урока:
Учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с содержанием программы «Технология»;
2. Научить правильной
3. Ознакомить с безопасностью и гигиеной труда
Развивающие цели урока:
Учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать о цели и содержании программы «Технология»;
2. Знать правила поведения в школьной мастерской;
3. Учить технику безопасности.
Воспитательные цели урока:
Знание правил поведения в школьной мастерской позволят правильной организации труда;
Знание техники безопасности позволят избежать несчастных случаев.
Тип урока: изучение нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:
- оборудование школьных мастерских;
- доска, мел;
- эталон изготовляемой детали.
Литература:
1. Симоненко В.Д. «Технологи - 6 класс. М.: - 2004.
2. Миркин Б.М., Л.Г. Наумова, Экология России - М. - 1995.
Место проведения: учебные мастерские
Ход урока
1. Организационный момент;
2. Мотивационный момент;
3. Изучение нового материала;
4. Подведение итогов урока;
5. Домашнее задание.
Сценарий урока
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте! Садитесь!
(Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
Мотивационный этап
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Элементы машиноведения».
Какие технологии вы знаете?
Ученик: (Технология обработки древесины, технология обработки металла, технология ремонтно-строительных работ).
Учитель: Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
III. Изучение нового материала
Учитель: Теперь рассмотрим, что входит в рабочее место столяра:
1. Столярный верстак.
2. Стул.
3. Стеллажи, ящики, полки.
4. Тумбочки для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.
Давайте вспомним из курса 5 класса, из чего состоит столярный верстак.
Рис. 2. Столярный верстак: 1 - предплечье; 2 - крышка с отверстиями; 3 - клинья лотка; 4 - передний зажим; 5 - выдвижные и поворотные пальцы.
Учитель: Далее давайте вспомним, как правильно подобрать верстак для удобства работы?
Ученики: …
Учитель: Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку, значит, верстак подобран правильно.
Учитель: Далее разберем основные правила техники безопасности
1. Работы выполняются в специальной одежде:
> халат;
> комбинезон или фартук;
> берет.
2. Основные правила техники безопасности при работе на верстаке.
Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.
Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
Не ударять молотком по крышке верстака.
Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
По окончании работы очищать верстак только щеткой.
IV. Практическая часть.
1. Подобрать верстак в соответствии с ростом.
2. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.
V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест и помещения мастерской.
VI. Задание домашнего задания
Запишите домашнее задание: прочитать дополнительный материал.
Вопросы есть по сегодняшней теме?
Ученик: ………
Учитель: урок закончен. До свидания!
Сценарий урока №2
Раздел программы: Элементы машиноведения.
Тема: Понятие о технологическом процессе и технологической карте
Класс: 6
Время: 45 мин.
Образовательные цели урока:
Учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомить с понятием технологический процесс;
2. Научить читать
3. Ознакомить с техникой безопасности.
Развивающие цели урока:
Учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Усвоить понятие
2. Учить читать технологическую карту;
3. Учить технику безопасности.
Воспитательные цели урока:
Умение разрабатывать технологическую карту позволит изготавливать изделия по указанным в карте технологическим операциям.
Знание техники безопасности позволят избежать несчастных случаев.
Тип урока: изучение нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:
- оборудование школьных мастерских;
- доска, мел;
Литература:
1. Симоненко В.Д. «Технологи - 6 класс. М.: - 2004.
2. Миркин Б.М., Л.Г. Наумова, Экология России - М. - 1995.
Место проведения: учебные мастерские
Ход урока
1. Организационный момент;
2. Мотивационный момент;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Этап актуализации знаний;
5. Изучение нового материала;
6. Этап применения нового материала;
7. Подведение итогов урока;
8. Домашнее задание.
Сценарий урока
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте! Садитесь!
(Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный, кто отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
Мотивационный момент
Учитель: Что же такое технологический процесс?
Ученики: … .
Учитель: Это часть всего производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделий.
III. Сообщение темы и цели урока
Запишите тему сегодняшнего урока «Понятие о технологическом процессе и технологической карте». (ученики записывают тему урока в тетради, учитель контролирует, чтобы все писали).
Целью нашего урока является ознакомление с понятием технологический процесс и технологическими картами. И вы сегодня научитесь читать технологическую карту.
IV. Изучение нового материала
Технологический процесс осуществляют на различном технологическом оборудовании:
станках;
приспособлениях;
инструментах.
Учитель: а что называют технологической картой?
Ученики:???
Учитель: Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологических операций. Теперь давайте поподробнее разберем технологическую карту изготовления разделочной доски.
Технологическая карта
Изготовление кухонной разделочной доски
№ п.п. |
Последовательность выполнения переходов |
Графическое изображение |
Инструменты и приспособления |
|
1 |
Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10…12 и разметить контур изделия по шаблону |
Шаблон, карандаш |
||
2 |
Выпилить контур изделия |
Ножовка столярный верстак |
||
3 |
Наколоть шилом центр отверстия, высверлить отверстие. |
56
Шило, сверло, коловорот или дрель |
||
4 |
Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы |
56
Верстак, шлифовальная колодка, тиски. |
|
V. Этап применения нового материала
Учитель: А теперь я вам предлагаю самостоятельно разработать технологическую карту простейших деталей (брус, скалку, угольник и др.)!
Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.
Пользуясь таблицей, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой детали вашими одноклассниками.
Информация о работе Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии