Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:45, курсовая работа
Знания учащихся по машиноведению широко используются при изучении обработки материалов на станках, и, наоборот, при формировании понятий по машиноведению учитель опирается на знания учащихся по обработке материалов на станках. Поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в чередовании учебного материала, чтобы избежать относительного опережения или отставания. Это достигается лишь в том случае, если учитель систематизирует учебный материал. Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.
Введение
Глава I. Анализ взаимосвязи технологического образования и элементов машиноведения
1.1 Сущность понятий технология и технологическое образование
1.2 Методика обучения школьников элементам машиноведения
Глава II. Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии
2.1 Методы обучения и их классификация
2.2 Развернутые сценарии уроков
2.3 План - конспекты уроков
Заключение
Литература
Изучить сущность и структуру технологического образования школьников.
Изучить основные направления модернизации технологического образования.
Проанализировать раздел: «Элементы машиноведения» 7 класс и разработать план-конспекты уроков этого раздела.
Проанализировать учебники и учебные пособия по разделу: «Элементы машиноведения» 7 класс.
Разработать перспективно-тематический план раздела: «Элементы машиноведения» 7 класс.
1.1 Понятие технологического образования
В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития. Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие.
На рубеже перехода человечества в XX век научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от природы, что привело к нарушению естественного равновесия в мире.
Проблема отчужденного человека стала рассматриваться в философии экзистенциализма (НА. Бердяев, А. Камю, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Марсель, Ж.П. Сартр). Это была реакция на кризис гуманизма, проявившегося в начале XX столетия. Проповедовался бунт как способ существования человека, обретения им свободы и смысла существования в мире, человеку было необходимо найти в себе силы жить в гармонии с природой и техносферой.
Технологическое развитие общества осуществлялось в два этапа. На первом из них (1-я половина XX в.) основное внимание уделялось индустриализации и механизации производства. Это был этап научно-технического прогресса и технократической идеологии. Технократия (греч. techne - мастерство, искусство, kratos - власть) буквально означает власть техники как средства (а не способа) производства.
В начале XX века господствовали технократические философские теории, согласно которым техника и ее планомерное развитие сами по себе, независимо от других факторов, могут разрешать все социальные проблемы. Поэтому власть и управление в капиталистическом обществе должны перейти от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции (технократии), выступающей якобы в виде главной движущей силы прогресса.
Технократические теории отразили возросшее значение науки и техники для производства и общества, но они недооценили роль таких факторов, как политика, культура, классовые и национальные интересы и др.
К началу 40-х годов XX века технократические философские теории потеряли свою актуальность.
Во второй половине XX века человечество вступило в научно-технологический этап развития. Появление новых технологий привело к тому, что в 1950-1990 годы мировое общественное производство выросло примерно в 7 раз. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий.
Еще в 70-е годы широко использовался термин «научно-техническая революция», в котором особо выделялась роль техники в ущерб технологии. Однако с появлением универсальной техники способы производства стали различаться своими технологиями, которые начали доминировать.
Страны, которые своевременно поняли приоритет научно-технологического способа производства, в настоящее время составляют мировое технологическое ядро (Англия, США, Франция, Германия, Япония, Южная Корея и др.), обеспечивают более высокое качество жизни своих сограждан за счет инвестиционного и инновационного развития. Они получают научно-технологическую и другие ренты. Государства, которые стоят на позициях развития только научно-технического прогресса, постепенно отстают в темпах развития. Это явление не обошло и Россию. Отсталые технологии во многих сферах производства явились причиной неконкурентности нашей продукции на мировом рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем для российской экономики присущ ресурсный способ производства.
Если раньше существенное внимание уделялось созданию техноградов, то в конце XX века достаточно активно развиваются технополисы, которых и мире уже насчитывается свыше 60, около половины из них приходится на Японию. Технополисы - это города новейших, высоких, наукоёмких технологий, но технология - это не только место, это состояние ума, философия перемен и творчества.
Академик П.Р. Атутов справедливо отмечает: "Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его экстенсивной, технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат). Новый - технологический - этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и исследований".
Мы согласны с авторами, которые считают, что современный этап общественного развития связан с технологической культурой, которая определяет мировоззрение и самопонимание человека и общества.
Эта культура зародилась в недрах антропологической культуры. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникли новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые уже перестали быть просто посредником между мыслью и природой. Началось активное вмешательство человека в естественные процессы.
При характеристике технологического этапа общественного развития необходимо учесть два момента.
Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широкие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.
В технологической культуре человек осознает себя властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.
Подкрепленная современными технологическими средствами (в том числе биотехнологическими) человеческая активность диффундирует в сфере действия еще не открытых законов природы.
Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические "организмы" - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.
Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.
Для каждой универсальной культуры существует базовое, ключевое понятие: сверхъестественная сила (мифологическая культура), природа, космос (космологическая культура); человек (антропологическая культура).
Для современной - технологической - культуры таким базовым понятием является "технология".
Наиболее распространенным является утверждение, что слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Таким образом, под технологией понимается наука о мастерстве, способах взаимодействия человека, орудий и предметов труда.
Ранее термин "технология" употреблялся только применительно к производственным процессам. Так, в словаре "Научно-технический прогресс" технология определена как "совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в сфере производственной деятельности".
Технология играла важную роль в развитии всех цивилизаций, но, несмотря на это, объектом теоретического анализа она стала относительно недавно. На рубеже XIX-XX веков философской мыслью стала изучаться одна из сторон технологии - техника как средство производства. Большинство исследователей и простых людей в англоязычном мире понимают технологию как технические объекты: машины, компьютеры, оборудование и т.п. Другие составляющие этого понятия (знания, качества человека, процесс преобразовательной деятельности) не изучаются, что приводит к искажению сущности технологии. Этот разрыв между сложностью понятия "технология" и узкой его трактовкой является одним из источников непонимания необходимости, целей и основ технологического образования, хотя с конца 80-х годов оно и стало составной частью учебных планов во многих странах мира.
В современных условиях, когда технология проникает во все области производственной и непроизводственной сфер экономики, пронизывает все формы жизнедеятельности человека (учебную, профессиональную, досуговую, управленческую, коммуникативную, игровую деятельность), есть основания утверждать, что технология является многоаспектным и многоуровневым понятием и должно изучаться философскими, психологическими, экономическими, педагогическими и другими науками.
В настоящее время можно говорить о всеобщности технологии, которая присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам: например, технология роста растений и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.
Поэтому технология - это, прежде всего, философская категория, обозначающая процесс преобразования единичного и особенного во всеобщее и наоборот.
Введение.
Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Слово “Технология” произошло от двух греческих слов: “техно” – мастерство и “логос” – наука, т.е. технология – это наука о мастерстве.
В разделе “Технология обработки конструкционных материалов” предусмотрено изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.
Учебной программой уделяется внимание обучению учащихся станочным операциям и сообщению им начальных общих сведений о машине. Одна из главных задач трудового обучения состоит в том, чтобы дать учащимся правильное представление о характере современного производства и о путях его дальнейшего развития. Наиболее показательным в этом отношении является замена ручного труда механизированным и автоматизированным. Опыт показывает, что многие пятиклассники на основании жизненного опыта имеют представления о машине, механизме, детали. Это свидетельствует о том, что сама жизнь требует ознакомления учащихся V – VII классов с элементами машиноведения на научной основе.
При обучении учащихся станочным операциям и при ознакомлении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем технологии, кроме общих учебно – воспитательных задач трудового обучения, ставятся следующие основные задачи:
1). раскрыть преимущества машинного труда по сравнению с ручным;
2). познакомить с общим устройством сверлильного, токарного и фрезерного станков и дать на этой основе представление о технологической машине;
3). сформировать основные понятия о детали, механизме, машине. Дать представление о классификации машин;
4). обучить работе на деревообрабатывающих и металлорежущих станках. Дать представление об обработке материалов снятием стружки;
5). Познакомить на базе деревообрабатывающих и металлорежущих станков с типовыми деталями машин, видами их соединений и механизмов.
В учебно – методической литературе встречаются различные, подчас противоречивые определения понятий “машина”, “механизм” и “деталь”, а также разночтение в устройстве станков (основных частей и механизмов).
Разработанный мною материал решает эти проблемы, при изучении образовательной программы “Технология”, трудовое обучение, раздела “Элементы машиноведения” V –VII классы.
1. Элементы машиноведения.
1.1. Сведения по истории развития техники.
Общеизвестно, что наличие исторического материала в учебном предмете активизирует познавательную деятельность школьников, вызывает потребность в самообразовании, развивает творческие качества личности. При изучении элементов машиноведения учащимся можно дать некоторые сведения исторического характера.
Примитивный человек питался дарами природы, занимаясь охотой, рыболовством, сбором плодов, зёрен и т. п. При этом он применял сначала подручные средства (камень, палку и т. п.), а потом различные орудия, производимые собственными руками. Первые из них были примитивными. Например, простая палка, слегка заострённая с одного конца, чтобы выкапывать корень; слегка обработанный камень для разбивания твёрдой скорлупы орехов. Длившееся тысячелетиями совершенствование заострённой палки привело к создания мотыги, лопаты, плуга и подобных орудий труда. Камень, привязанный к палке, постепенно превратился в молот и топор.
Со временем человек научился пользоваться огнём, а затем и получать его искусственным путём (трением, высеканием искры с помощью камней). Огонь защищал людей от холода и нападения, диких зверей.
Человек научился получать с помощью огня металл, позволяющий создавать орудия такой твёрдости и остроты, которыми не обладал ни один камень. Нагрев металла облегчал его обработку, изготовление сложных изделий. Появление железа привело к созданию новых орудий труда (ножи, топоры, плуги, мотыги и т. д.), что в свою очередь способствовало его разделению, возникновению земледелия, скотоводства, различных ремёсел. В течение веков идёт непрекращающийся прогресс в изготовлении ручных орудий труда из железа и его сплавов. При этом применяются литьё, обработка давлением (ударная), термическая. Работа ведётся в основном в кузницах, а главной фигурой является кузнец – одна из древнейших профессий.
Информация о работе Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии