Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:45, курсовая работа
Знания учащихся по машиноведению широко используются при изучении обработки материалов на станках, и, наоборот, при формировании понятий по машиноведению учитель опирается на знания учащихся по обработке материалов на станках. Поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в чередовании учебного материала, чтобы избежать относительного опережения или отставания. Это достигается лишь в том случае, если учитель систематизирует учебный материал. Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.
Введение
Глава I. Анализ взаимосвязи технологического образования и элементов машиноведения
1.1 Сущность понятий технология и технологическое образование
1.2 Методика обучения школьников элементам машиноведения
Глава II. Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии
2.1 Методы обучения и их классификация
2.2 Развернутые сценарии уроков
2.3 План - конспекты уроков
Заключение
Литература
VI. Подведение итогов урока
Учитель: Молодцы! Все сегодня отлично поработали.
VII. Домашнее задание
Учитель: Открываем тетради и записываем домашнее задание: прочитать параграф, почитать дополнительную литературу ответить на вопросы после параграфа.
Если у вас нет ко мне вопросов, то на этом все. Все свободны.
До свидания!
Сценарий урока № 3
Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
Тема урока: Точение конических и фасонных деталей.
Класс: 6
Трудовое задание (объект труда): Изготовление ручки напильника.
Время работы: 90 минут
Образовательные цели урока: учащиеся должны освоить следующие понятия:
1. Ознакомить с технологией
изготовления конических и
2. Ознакомить учащихся
с технологией изготовления
3. Ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе на токарном станке.
Развивающие цели урока: учащиеся должны овладеть следующими видами действий:
Учиться технологии точения конических и фасонных деталей;
Учить создавать различные объекты труда на токарном станке;
Учиться технике безопасности при работе на токарном станке.
Воспитательные цели урока: убедить учащихся в том, что:
Знание технологии изготовления конических и фасонных деталей из древесины на токарном станке позволит создавать различные объекты труда;
Знание техники безопасности при работе на токарном станке, позволит избежать несчастных случаев.
Тип урока: Урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий.
Основной метод ведения урока: Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.
Оборудование:
- оборудование школьных мастерских;
- доска, мел;
- эталон изготовляемой детали.
Литература:
Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
1. Организационный момент;
2. Мотивационный момент;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Этап актуализации знаний;
5. Изучение нового материала;
6. Этап применения нового материала;
7. Подведение итогов урока;
8. Домашнее задание.
Сценарии урока
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте! Садитесь!
(Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный, кто отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап.
Учитель: Ребята! Все вы работали на токарном станке, и делали различные изделия из древесины.
- Скажите, пожалуйста, какие детали возможно сделать из древесины на токарном станке?
Ученики: Скалку, вазу, стакан, тарелку…
Учитель: Правильно! А какую форму нужно придать заготовке до получения фасонных поверхностей?
Ученики: Нужно придать заготовке цилиндрическую форму, обтачивая ее полукруглой стамеской.
III. Тема и цели урока.
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока «Точение конических и фасонных деталей», обратите внимание на доску, где она записана.
Сегодня вы будете изготовлять ручки напильника и дополнительным заданием будет изготовление школьной указки.
IV. Подготовка к выполнению трудового задания.
1) Трудовое задание.
Учитель: От вас требуется изготовление ручки напильника. Откройте учебники, на странице 47 в таблице 2 дана технологическая карта, где имеется последовательность изготовления ручки напильника.
На первом этапе изготовления ручки напильника нужно разметить центры торцов, затем просверлить один торец O3 мм на глубину 6 мм (O3X6). Для этого вам потребуется линейка, карандаш, шило, коловорот и сверло.
Далее необходимо прострогать ребра рубанком до восьмигранника и пропилить под трезубец паз глубиной 5 мм.
На следующем этапе следует закрепить заготовку на станке и точить цилиндр O40 по всей длине. Затем разметить заготовку по размерам заданным в технологической карте.
Протачивать цилиндры необходимо под диаметры O27X37 и O30X5.
Потом фасонную поверхность точить в направлении от а к в от с к в до O25 и подрезать левый торец детали на O10 и точить фасонную поверхность от а к d. Правый торец заготовки подрезать до O10, далее проточить фаски 2X45? и потом нужно шлифовать деталь.
Наконец необходимо снять деталь и зачистить торцы.
Учитель: Следующим заданием является изготовление школьной указки.
На доске даны необходимые размеры.
Сначала следует разметить заготовку по размерам, а затем закрепить заготовку на столе. Заготовку следует закрепить за один конец и вставить упор в виде бруска. Далее прострогать ребра рубанком. Ровность заготовки следует на глаз, сравнивая начало и конец указки.
2) Планирование работы
учащимися с опорой на
3) Повторение знакомых приемов работы.
4) Возможные ошибки.
а) при обтачивании цилиндрических поверхностей:
часть поверхности детали осталась необработанной;
причины: недостаточные размеры заготовки (мало припуска на обработку), кривизна заготовки, неправильная ее установка и неточная выверка;
неправильные размеры обточенной поверхности;
причины: неточная установка заготовки.
5) Повторение техники
включать станок только с разрешения учителя;
перед началом работы проверить исправность станка, наличие ограждений вращающихся частей, наличие и исправность инструментов и приспособлений, подготовить все необходимое для работы;
работать в головном уборе. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и не иметь свисающих концов;
во время работы прочно и надежно закреплять заготовки в патроне.
нельзя осматривать, трогать руками или измерять заготовку не выключив станка;
обо всех неисправностях в работе станка немедленно сообщать учителю.
V. Проверка готовности рабочих мест.
VI. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания.
VII. Подведение итогов урока с привлечением учащихся к оценке работ.
Учитель: Молодцы! Все сегодня отлично поработали.
VIII. Уборка рабочих мест.
(за 10 минут до звонка)
VII. Домашнее задание
Учитель: Открываем тетради и записываем домашнее задание: прочитать параграф, почитать дополнительную литературу ответить на вопросы после параграфа.
Если у вас нет ко мне вопросов, то на этом все. Все свободны.
До свидания!
2.3 ПЛАН КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Урок №1
Раздел программы: Элементы машиноведения
Тема: Этапы создания изделий из древесины.
Класс: 6
Время: 45 мин.
Образовательные цели уроков:
1. Ознакомить учащихся с ходом действий в создании изделий из древесины;
2. Дать понятие сборке;
3. Дать понятие о специальных
инструментах и
4. Рассказать о технологических переходах
Развивающие цели урока:
1. Уметь правильно подобрать заготовку;
2. Уметь проверять на
прочность изготавливаемые
3. Научиться четко, распределять переходы;
4. Формировать умение правильно
составлять технологические
Воспитательные цели уроков:
1. Воспитывать бережное обращение с инструментами;
2. Воспитывать уважение к людям труда;
3. Воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: заготовка, сборочная единица, инструкционная и технологическая карта.
Литература:
Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса / под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
1. Организационный этап;
2. Мотивационный этап;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Этап актуализации знаний;
5. Изучение нового материала;
6. Этап применения нового материала;
7. Подведение итогов урока;
8. Домашнее задание.
Урок №2
Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Разметка заготовок из древесины
Класс: 6
Время: 45 мин.
Образовательные цели уроков:
1. Ознакомить с предварительной разметкой;
2. Ознакомить с технологией
пользования угольником при
3. Дать понятие рейсмуса;
4. Дать представление о
правильном пользовании
Развивающие цели урока:
1. Научиться осуществлять предварительную разметку;
2. Уметь с помощью угольника указывать разметки;
3. Уметь пользоваться рейсмусом, циркулем;
4. Научиться правильно, экономично применять рейсмус.
Воспитательные цели уроков:
1. Воспитывать бережное обращение с инструментами;
2. Воспитывать аккуратность;
3. Воспитывать любовь к труду
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: угольник, линейка, рейсмус, циркуль, шаблон.
Литература:
Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
1. Организационный этап;
2. Мотивационный этап;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Этап актуализации знаний;
5. Выполнение учащимися трудового задания;
6. Подведение итогов урока;
7. Домашнее задание.
Урок №3
Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Пиление столярной ножовкой.
Класс: 6
Время: 45 мин.
Образовательные цели уроков:
1. Дать представление о
пилении и указать
2. Ознакомить с разновидностями
пил и их правильным
3. Ознакомить с правилами безопасности;
4. Дать определение понятию стусло и его применение.
Развивающие цели урока:
1. Уметь различать виды пиления;
2. Научиться работать с разными видами пил;
3. Научиться соблюдать
правила безопасности при
4. Уметь пользоваться стуслом при распиливании.
Воспитательные цели уроков:
1. Воспитывать бережное отношение к инструментам;
2. Воспитывать аккуратность
3. Воспитывать любовь к труду
4. Воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: беседа
Оборудование: ножовка, стусло, виды пил.
Литература:
Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
1. Организационный этап;
2. Мотивационный этап;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Этап актуализации знаний;
5. Выполнение учащимися трудового задания;
6. Подведение итогов урока;
7. Домашнее задание.
Урок №4
Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Строгание древесины.
Класс: 6
Время: 45 мин.
Образовательные цели уроков:
1. Дать понятие струга;
2. Ознакомить учащихся с устройством рубанка;
3. Обучать обработке детали при помощи рубанка;
4. Ознакомить с правилами безопасности.
Развивающие цели урока:
1. Уметь различать виды струга;
2. Знать устройство рубанка;
3. Научиться закреплять заготовку и обрабатывать;
4. Создавать знания о
правилах безопасности при
Воспитательные цели уроков:
1. Воспитывать бережное отношение к инструментам;
2. Воспитывать уважение к людям труда;
3. Воспитывать любовь к труду
4. Воспитывать аккуратность.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: беседа
Оборудование: рубанок, фуганок, ножи, колодка.
Литература:
Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 6 класса /под ред. В.Д.Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
1. Организационный момент;
2. Мотивационный момент;
3. Сообщение темы и цели урока;
4. Подготовка к выполнению трудового задания;
5. Организация и подготовка рабочего места;
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания;
7. Подведение итогов урока;
8. Домашнее задание.
Урок №5
Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения
Тема: Соединение деталей на шурупах.
Класс: 6
Время: 45 мин.
Образовательные цели уроков:
1. Дать понятие шурупа;
2. Ознакомить учащихся с инструментами, необходимыми для соединения деталей;
3. Ознакомить с правилами ввинчивания шурупов;
4. Ознакомить учащихся с техникой безопасности.
Развивающие цели урока:
1. Усвоить понятие шурупа и различать по видам;
Информация о работе Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии