Организация общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов организации обслуживания в индустрии общественного питания.
При этом ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику предприятий общественного питания.
2. Изучить специфику сервисной деятельности предприятий общественного питания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. История возникновения общественного питания………………………….5
1.2. Современное состояние и тенденции развития предприятий общественного питания в России………………………………………………8
1.3. Характеристика предприятий общественного питания…………………..13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГ ПИТАНИЯ
2.1. Организационная характеристика предприятия……………………….…19
2.2. Организация работы производства………………………………………..20
2.3. Определение мощности и производственной программы……………….23
ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Контроль за работой предприятия и качеством выпускаемой продукции…………………………………..…………………………………….43
3.2. Организация рабочих мест, охрана труда и техника безопасности в цехе………………………………………………………………………….……45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….50

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2)11.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. История возникновения общественного питания………………………….5

1.2. Современное состояние и тенденции развития предприятий общественного питания в России………………………………………………8

1.3. Характеристика предприятий  общественного питания…………………..13

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ  ОБЩЕСТВЕННОГ ПИТАНИЯ

2.1. Организационная характеристика  предприятия……………………….…19

2.2. Организация работы производства………………………………………..20

2.3. Определение мощности и производственной  программы……………….23

ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ  И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Контроль за работой предприятия и качеством выпускаемой продукции…………………………………..…………………………………….43

3.2. Организация рабочих мест, охрана труда и техника безопасности в цехе………………………………………………………………………….……45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….50

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..51

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Массовое питание играет важную роль в жизни общества. Оно наиболее полно удовлетворяет потребности людей в питании.

Общественное питание  выполняет три взаимосвязанные  функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления.

Питание является необходимой  жизненной потребностью большинства  рабочих, служащих, учащихся и значительного  количества других групп населения  страны.

Индустрия массового  питания находится в процессе развития – растет как число заведений, так и качество обслуживания.

Основными задачами предприятий  общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов  населения, улучшение качества выпускаемой  продукции, повышение культуры обслуживания.

Сейчас оказанием услуг  общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.

Большую роль в предприятиях общественного питания играет организация сервисной деятельности и высокая культура обслуживания посетителей. На сегодняшний день это является одним из главных факторов при выборе того или иного заведения общественного питания. А, следовательно, повышает конкурентоспособность предприятия, что очень важно при рыночных отношениях.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов организации обслуживания в индустрии общественного питания.

При этом ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть характеристику предприятий общественного питания.
  2. Изучить специфику сервисной деятельности предприятий общественного питания.
  3. Изучить современное состояние и тенденции развития предприятий общественного питания в России.
  4. Рассмотреть структуру общественного питания в России.
  5. Изучить организацию обслуживания на предприятиях общественного питания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

 

    1. История возникновения общественного питания

 

Существуют доказательства, что племена в Дании приготавливали пищу в больших кухнях и ели  вместе большими группами 12 000 лет назад. Древние Египтяне оставили рисунки людей, готовящих пищу.

Первые кабаре (магазины по продаже вин и ликеров) были созданы примерно в 4 000 году до Рождества Христова. Кабаре функционировали во времена Римской и Византийской Империй. Большинство из них располагались в городах вблизи от храмов и домов правительства. В средние века города пришли в упадок и важными центрами экономической активности стали феодальные поместья, где короли, лорды и князья должны были кормить двор и прислугу численностью до 30 000 человек. По сути, это были своего рода первые предприятия массового питания социальной сферы.

На Руси приготовление  пищи долгое время было делом сугубо семейным. Ведала им как правило  наиболее старшая по возрасту женщина  в семье. Профессиональные повара впервые  появились при княжеских дворах, а затем уже – в монастырских трапезных.

Характер приготовления  блюд русской кухни в значительной мере обусловлен особенностям русской  печи, которая в качестве очага  столетиями (с 14 века) верно служила  и богатому, и простому народу. Блюда готовили в горшках и чугунках, жарили рыбу и птицу крупными кусками, было много запечных, тушеных и запеченных блюд.

В России первые попытки  создать кулинарный словарь относятся  к концу XYIII – началу XIX века, что  объясняется общим влиянием французской культуры, проникавшей в разном виде во все страны Европы после Французской революции 1789 г.

Стремление дать российским помещикам какое-то руководство  для ориентации в иностранных  кушаньях, привнесенных в Россию в  течение всего XYIII в., а также облегчить контроль за качеством изделий, расходом продуктов и вкусом новых блюд, изготовляемых как иностранцами, так и доморощенными поварами, вызвало появление «Словаря поваренного», содержащего по азбучному порядку подробное и верное наставление к приготовлению всякого рода кушаний из французской, немецкой и голландской, испанской и английской поварни». (Москва, 1795-1797 гг.) Составителем этого словаря был тульский помещик В.А. Левшин (годы жизни 1746-1826г.).

Приспешник – русское  наименование помощника главного повара на больших кухнях или вообще повара второго разряда, который не имел права самостоятельно приготавливать некоторые блюда (в основном праздничные, парадные и десертные). Он практически руководил персоналом кухни, следил за выполнением ими своих обязанностей, за получением провизии, а также за состоянием посуды и другого кухонного оборудования. В его обязанности также входило приготовление всех бульонов, очистка и разделка мяса, рыбы и овощей к приходу главного повара, который уже их этих полуфабрикатов окончательно готовил блюда, заправлял супы и руководил лично декоративной отделкой блюд.

В русской кухне XIX века в крупных ресторанах, в придворной кухне приспешниками были исключительно русские повара, а главными поварами, или, как их тогда называли – метрдотелями, были французы, австрийцы, итальянцы. Другими должностями кухонных работников были: ключник (почти всегда русский), ключница (только русская, местная) – в их обязанности входило приготовление и хранение солений, квашений и мочений; погребщик, или кравчий – ведал напитками, особенно алкогольными.

На формирование русской  кухни оказывали влияние культурные обмены с соседними народами. Огромное влияние на богатые дома оказала  французская кулинарная школа. Настоящей  революцией на нашей кухне стало появление нового очага – плиты, пришедшей к нам из Голландии при Петре I. Вместе с плитой появилась и наплитная посуда с кухонным инвентарем.

Огромную роль в развитии отечественной кулинарии сыграли  трактиры и рестораны, в которых  в 19-20 веках сформировалась русская кулинарная школа.

Кабак – в старину  питейное заведение.

Постоялый двор – трактир с местами  для ночлега и двором для лошадей.

Трактир [от лат. Tracto – угощаю] – первоначально гостиница с рестораном, позднее – ресторан низшего разряда.

Харчевня – трактир  низшего разряда, закусочное заведение  с дешевыми и простыми кушаньями.

Конец XIX и начало XX в. – расцвет ресторанного дела в России. Становится модным выписывать из Франции поваров, причем сразу нескольких, т.е. для приготовления каждого вида блюд. В ресторанах и трактирах выступали венгерские, цыганские, русские хоры. Популярны также были развлечения: бильярд, петушиные бои и др. При этом знаменитые трактиры мало чем отличаются от ресторанов. Главное отличие – кухня (в ресторанах – французская, в трактирах – русская и обязательно чай).

Обслуживающий персонал в ресторанном деле в России был  разным: в ресторанах официанты –  во фраках и белых перчатках (как  правило, татары, как непьющие мусульмане), в трактирах – половые (из крестьян) в белых фартуках. Рестораны и трактиры в России постепенно преобразовались в своего рода клубы: определенный ресторан или трактир посещали люди одной профессии. Таким образом, рестораны и трактиры превратились не столько в места питания, сколько стали частью образа жизни людей.

 

 

1.2. Современное состояние и тенденции развития предприятий общественного питания в России

 

Новый этап развития (2001 – 2003 гг.) структурной перестройки потребительского рынка был связан с решением двух основных проблем.

На первый план выдвинулись задачи расширения системы защиты прав потребителей, обеспечение высокого качества товаров и услуг, включая разработку стандартов, их применение при сертификации, инспекцию и контроль, а также создания новых систем мотивации предпринимательской деятельности.

В соответствии с новой  экономической ситуацией произошло  изменение в системе приоритетов  развития.

На новом этапе развития потребительского рынка краткосрочные государственные приоритеты включают:

- дальнейшее усиление социальной направленности развития потребительского рынка и услуг. Реализация этого направления предусматривает разработку и осуществление принципиально новой схемы по обслуживанию льготных категорий населения;

- усиление контроля за качеством товаров по аналогии с алкогольной продукцией (безалкогольная продукция, парфюмерные и косметические товары и др.), что позволило повысить реальную защищенность потребителей;

- усиление контроля за коммерческой деятельностью предприятий потребительского рынка и услуг.

Важным направлением деятельности органов государственного управления потребительским рынком по реализации указанных приоритетов является введение социальной типологии и мониторинга объектов потребительского рынка. Различные доходные группы населения имеют определенные модели и стереотипы потребления и преимущественно обслуживаются в разных категориях предприятий. Соответственно при решении вопросов открытия и мер государственной поддержки предприятий отрасли предполагается учитывать и их социальную направленность.

Ярко выраженными лидерами остаются русское, японское и итальянское направления. Перспективно направление некоторых европейских кухонь (польская, чешская, венгерская, немецкая, австрийская), которые хорошо вписываются в концепцию пивных ресторанов.

По прогнозам специалистов в ближайшем будущем могут появиться новые сетевые торговые марки, особенно в сегменте free flow, который имеет большой потенциал для развития, поскольку использует кухни любой национальности. Конкуренция на российском рынке становится жесткой, но расстановка сил в каждом сегменте понятна.

Как отмечают эксперты, с 2004 года наиболее активное развитие получил  средний ценовой сегмент: демократичные  рестораны различных кулинарных направлений (от японской и итальянской  до грузинской и русской кухонь), пивные заведения и кофейни. Наибольшее число открывшихся за год ресторанов относят именно к этой нише. Как следствие, ресторанные компании начинают использовать все новые методы конкурентной борьбы. Еще несколько лет назад для заведений в этом сегменте рынка первостепенное значение имело наличие необычной концепции и оптимальное соотношение цены и качества. Сейчас рестораторы стали серьезно задумываться о повышении уровня сервиса, использовании различных дисконтных программ и скидок, проведении зрелищных мероприятий и акций, введении в винную карту более удачных и интересных миллезимов, а в меню – здоровых, легких и вегетарианских блюд, салатов, десертов.

  1. С каждым годом увеличивается процент заведений в среднем ценовом сегменте ресторанного рынка, приходящийся на долю сетевых ресторанов и заведений, претендующих стать таковыми впоследствии.
  2. На российских ресторанных рынках довольно активно развивается и сегмент небольших семейных заведений, не принадлежащих крупным компаниям и не претендующих на дальнейшее тиражирование.
  3. Немаловажным фактором, влияющим на развитие индустрии питания, является ситуация на российском пивном рынке. Большинство крупных пивоваренных компаний начали активно осваивать другие виды бизнеса. В числе приоритетных направлений – развитие сетевых пивных ресторанов.
  4. Еще одной тенденцией развития индустрии питания является выход уже ресторанных компаний на непрофильные, близкие по специфике рынки с параллельным стремлением сделать наиболее широкое предложение на профильном рынке: кейтеринг, доставка готовых и полуфабрикатных блюд, организация компаний-поставщиков первоначально для собственных нужд, но с последующим развитием этого бизнеса.
  5. Активное развитие сегмента демократичных заведений с меню, как правило, содержащим небольшое количество позиций простых, понятных среднестатистическому посетителю горячих блюд, холодных закусок и салатов. Многие рестораны начинают мотивировать своих посетителей к частичному или полному самообслуживанию за счет использования салат-баров, телег и т.д.
  6. Создание большинством крупных компаний централизованной управленческой структуры, единых стандартов обслуживания, обучающего центра и т.д.
  7. Интерес к кофейному бизнесу: практически каждая крупная компания на российском ресторанном рынке уже имеет свою кофейню, некоторые компании активно развивают это направление бизнеса в регионах, в том числе и по франчайзингу. При этом, как отмечают эксперты, в обеих столицах кофейный бум переживает заметный спад, а во многих городах России и ближнего зарубежья это направление отличается заметным повышением активности.
  8. Одна из основных тенденций отечественной индустрии питания: сегодня, как отмечают аналитики, российский ресторанный рынок находится на том уровне развития, который делает его перспективным для прихода иностранных ресторанных компаний и инвесторов.
  9. Также многие крупные российские компании, имеющие производство в самых разных областях экономики и располагающие необходимыми возможностями инвестирования, в настоящий момент готовятся к выходу на перспективный ресторанный рынок. Как и в случае с пивными компаниями, некоторые из них собираются развивать ресторанное направление самостоятельно, а некоторые находятся в поиске стратегических партнеров среди успешных ресторанных компаний.
  10. Сейчас первостепенное значение для развития любой ресторанной компании имеют кадры. Посетители очень ценят уровень сервиса и никогда не вернутся в ресторан, где их плохо обслужили, какая бы качественная кухня там ни была. Соответственно, у ресторанной компании нет будущего без грамотно выстроенной кадровой политики. Для обучения и мотивации персонала в большинстве крупных компаний существуют собственные школы и используются собственные технологии.

Информация о работе Организация общественного питания