Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:18, курсовая работа
Изучение конкурентоспособности товара, по существу, является начальным этапом изучения конъюнктуры рынка конкретного вида оборудования, т.е. позволяет ответить на вопрос: какое место занимает или мог бы занять изучаемый товар в ряду подобных ему товаров конкурентов. Следующий этап - изучение самого рынка как такового, которое должно ответить на главный вопрос: что же предприятие может выиграть от каких-либо действий со своим товаром на этом рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА 6
1.1. Особенности экономики машиностроения и формирования конъюнктуры 6
1.2. Масштабы мирового производства и международной торговли 14
1.3. Позиция России на мировом рынке машин и оборудования 17
2. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 20
2.1. Конкурентоспособность изделия 20
2.2. Конкурентоспособность фирмы 22
2.3. Конкурентоспособность страны 23
2.4. Конкурентоспособность российского машиностроения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Содержание
Изучение
Работа по изучению рынка должна предшествовать разработке нового продукта. Степень потребности покупателей в том или ином товаре, в том или ином свойстве товара, цены товара, которую покупатели готовы уплатить: все эти параметры должны учитываться при разработке товара. При разработке экспортной стратегии предприятия или намерении осуществлять импорт какого-либо вида машин и оборудования производственного или бытового назначения решающую роль играют выводы полученные при анализе конъюнктуры. Конъюнктуру рынка того или иного оборудования следует также учитывать при осуществлении инвестиций в предприятия отрасли, выпускающие этот товар, или связанные с ними. Анализ конъюнктуры является неотъемлемой частью разработки маркетинг плана - одной из основных частей бизнес-плана инвестиционного проекта.
Изучение конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования является неотъемлемой частью разработки маркетинговой стратегии предприятия. Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) на рынке и разработке прогноза развития рынка. Программа или план такого исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства и ряда других факторов.
Работа по анализу конъюнктуры рынка машин и оборудования проводится в несколько стадий. Первая стадия состоит в накоплении исходных данных. На этой стадии определяется круг необходимых для исследования основных экономических показателей, выявляются и подбираются источники, содержащие соответствующие показатели, и проводится накопление данных по этим показателям.
Процесс накопления данных о конъюнктуре является не разовым, а длительным систематическим мероприятием. Только в этом случае можно надеяться, что для проведения анализа исследователь будет располагать достаточным объемом исходных материалов. Детальный анализ конъюнктуры предопределяет не только изучение уже сложившихся в течение длительного периода тенденций. Как обязательный элемент исследования, он должен включать глубокое рассмотрение новых явлений и процессов на рынке с целью должного их учета при проведении конкретного анализа и при построении прогноза развития конъюнктуры. Особую сложность при этом представляет определение значимости, силы воздействия отдельных факторов на развитие экономических показателей и конъюнктуры в целом, выявление ведущих факторов, оказывающих решающее влияние на происходящие на рынке изменения.
Сам процесс анализа конъюнктуры, который следует за накоплением материала, состоит из нескольких стадий. Прежде всего проводится работа по группировке всей совокупности фактов и показателей состояния конъюнктуры по элементам - отдельные оценки, факты, сведения, статистические показатели. Обязательным условием этой первой стадии анализа является построение динамических рядов, характеризующих отдельные показатели развития ситуации во времени. Это дает возможность судить о наличии определенных долгосрочных тенденций в развитии анализируемых показателей.
Следующей стадией анализа развития конъюнктуры является рассмотрение факторов, лежащих в основе происходящих изменений соответствующих показателей, выявление силы и направления действия основных конъюнктурообразующих факторов. По существу, это является наиболее сложной и важной частью конъюнктурного исследования.
Заключительная стадия анализа состоит в рассмотрении всех факторов, воздействующих на конъюнктуру, их взаимодействия как единого целого. На этой стадии определяется совокупный результат воздействия, а следовательно, и поведение конъюнктуры, а также обеспечивается выявление места и роли каждого фактора в ее формировании. Такой метод анализа позволяет вскрыть внутреннюю взаимообусловленность очень сложных и часто противоречивых явлений конъюнктуры и понять объективные причины ее изменения.
При изучении конъюнктуры рынка продукции машиностроения (особенно инвестиционного назначения) основное внимание исследователя должно концентрироваться на анализе активности и масштабов действия долгосрочных факторов. Одним из важнейших таких факторов является циклический характер развития экономики. Для определения активности действия циклических факторов прежде всего необходимо установить фазы цикла, которые проходит экономика или отрасль в период, в течение которого анализируется развитие конъюнктуры. Для этой цели могут быть использованы публикуемые в печати оценки характера и особенностей циклов воспроизводства, а также прогнозов его развития. При этом значительный интерес представляют оценки как фаз цикла воспроизводства в целом, так и отдельных его элементов: спрос, капиталовложения, производство, область кредитно-финансовых отношений и т.д.
После проведения работы по определению конкретной фазы цикла, в которой находится экономика и отрасли, потребляющие соответствующие виды оборудования, а также определения показателей силы воздействия циклических факторов, следует перейти к выявлению другой группы основных конъюнктурообразующих факторов. Как уже отмечалось ранее, важное значение для анализа конъюнктуры рынка машин и оборудования имеет определение активности факторов, постоянно действующих в экономике, но не являющихся циклическими. В первую очередь речь идет о таких факторах как: научно-технический прогресс, экологический кризис, государственное регулирование экономики, процесс концентрации и централизации производства и капитала и др.
При изучении конъюнктуры рынков изделий потребительского назначения (легковые автомобили, бытовая электротехника и электроника, фотокиноаппаратура, часы и т.д.) наряду с отмеченными большое значение имеют факторы уровня заработной платы, занятости населения, безработицы, инфляции, насыщенности рынка и т.д. На современном этапе развития мировой экономики перечисленные конъюнктурообразующие факторы относятся к числу важнейших. Более того, нередко эти факторы составляют основу формирования конъюнктуры (в рамках одной фазы цикла).
Обе отмеченные группы факторов и элементов формирования конъюнктуры (как постоянно действующие, так и временные) воздействуют одновременно и в тесном переплетении, дополняя, усиливая друг друга или, наоборот, ослабляя силу воздействия один другого на развитие конъюнктуры экономики или рынка в данный конкретный момент.
Анализ конъюнктуры
завершается разработкой
Разработка прогноза конъюнктуры осуществляется в конкретно-историческом плане, а именно: происходит рассмотрение и анализ развития тенденций в историческом плане, берутся факты вчерашнего дня, рассматривается текущее положение и текущая конъюнктура, и вся эта динамика развития увязывается с показателями перспектив положения в отдельной группе стран, в отдельной стране или на отдельном товарном рынке.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА
Продукция машиностроения
- это орудия труда, применяемые в
народных и домашних хозяйствах. Она
принадлежит к категории
Начиная с промышленного
переворота конца 18 века, машины, т.е. устройства
для механизации и автоматизаци
Во многом особенности формирования конъюнктуры рынков машинотехнических изделий определяют такие характеристики экономики отрасли как наукоёмкость, трудоёмкость и капиталоёмкость производства, а также интенсивность расширения и обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, развитие процессов специализации и кооперации на всех стадиях воспроизводственного процесса.
Показатели ёмкости продукции в отношении того или иного ресурса характеризуют расход соответствующего ресурса на единицу продукции. Они рассчитываются путём деления общих затрат ресурса за определённый период на объём выпуска продукции за тот же отрезок времени. Например, для оценки трудоёмкости продукции нужно составить дробь. Числитель дроби отражает затраты труда (они могут измерены в единицах рабочего времени, человеко-часах или других единицах), а знаменатель – выпуск продукции (он может быть оценен в физических или стоимостных единицах).
Показатели ёмкости
являются обратными в отношении
характеристик
Наукоёмкость – важнейшая особенность экономики машиностроения. Активное накопление и использование научно-технического потенциала – основа конкурентоспособности этой отрасли и востребованности её продукции другими отраслями хозяйства. Благодаря новым видам машинам и оборудования, создаваемых конструкторами, и удешевлению их производства усилиями технологов, процессы механизации и автоматизации получают всё более широкое распространение, вплоть до охвата всех видов производственной деятельности и замены ручного труда работой машин.
Применение новых всё более совершенных машин – основа экономии в расчёте на единицу продукции (повышения производительности) труда, капитала и природных ресурсов и роста доходов участников производственного процесса. Процессы механизации и автоматизации обеспечивают высвобождение рабочей силы из традиционных отраслей производства, начиная с сельского хозяйства.
Вместе с тем, развитие машиностроения служит созданию новых рабочих мест, не только в данной отрасли, но и в других отраслях хозяйства, удовлетворяющих потребности более высокого порядка, в частности, в области производства услуг. С повышением эффективности производства и ростом доходов развиваются и умножаются потребности, и техника служит средством их эффективного удовлетворения. Применение передовой техники - основа конкурентоспособности любой отрасли хозяйства.
В конце 20 века до 70% предпринимательских расходов на исследования и разработки (ИиР) передовых стран были подчинены нуждам машиностроения. В США с начала 1950-х и до конца 20го века доля машиностроения составляла – от 75 до 80% расходов предпринимательского сектора на ИиР. В обрабатывающей промышленности США (в состав которой входит машиностроение, а также металлургия и химическая индустрия и некоторые другие производства, обеспечивающие конструкционными материалами машиностроение) осваивалось во второй половине 20-го века от 96 до 98% предпринимательских ассигнований на ИиР. Это указывает на то, что именно в продукции машиностроения в наибольшей степени материализуются достижения НТП.
Сопоставив долю машиностроения в расходах на исследования и разработки (ИиР) с долей этой отрасли в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности, получаем, что наукоёмкость продукции машиностроения ведущих стран в конце 20-го века была почти в 3 раза выше, чем в среднем изделия остальных отраслей обрабатывающей промышленности. В ведущей тройке стран (США, Японии и Германии) доля машиностроения в продукции обрабатывающей промышленности 1993 г. составляла в среднем примерно 45%, а её доля в расходах на ИиР - 70%. Соответственно, на остальные отрасли обрабатывающей промышленности приходилось 55% добавленной стоимости и 30% расходов на ИиР.
Информация о работе Особенности изучения конъюнктуры мировых рынков машин и оборудования