Особенности изучения конъюнктуры мировых рынков машин и оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Изучение конкурентоспособности товара, по существу, является начальным этапом изучения конъюнктуры рынка конкретного вида оборудования, т.е. позволяет ответить на вопрос: какое место занимает или мог бы занять изучаемый товар в ряду подобных ему товаров конкурентов. Следующий этап - изучение самого рынка как такового, которое должно ответить на главный вопрос: что же предприятие может выиграть от каких-либо действий со своим товаром на этом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА 6
1.1. Особенности экономики машиностроения и формирования конъюнктуры 6
1.2. Масштабы мирового производства и международной торговли 14
1.3. Позиция России на мировом рынке машин и оборудования 17
2. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 20
2.1. Конкурентоспособность изделия 20
2.2. Конкурентоспособность фирмы 22
2.3. Конкурентоспособность страны 23
2.4. Конкурентоспособность российского машиностроения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Говоря о методике анализа конъюнктуры рынка машин  и оборудования на определенный момент и построении на этой базе прогноза следует подчеркнуть, что таких прямых показателей как объем производства в машиностроении в целом и в отдельных отраслях, экспорт и импорт продукции машиностроения бывает далеко недостаточно, поскольку подобные показатели характеризуют прежде всего сложившуюся конъюнктуру в прошлом (объем, например, экспорта промышленного оборудования за только что истекший месяц, отражает внешнеторговые сделки, заключенные 1-2 года тому назад). Показателем текущего спроса на такое оборудование служит поступление за данный месяц новых заказов, полученных в целом машиностроением и его отдельными отраслями. Соотношение поступающих и выполняемых заказов отражается на объеме портфеля заказов, который в основных развитых странах публикуется по многим отраслям машиностроения на первое число каждого месяца. Для анализа и прогноза стандартного рынка, массовой, в особенности потребительской техники, которая изготавливается на неизвестного покупателя, аналогичную роль играют показатели, характеризующие объем запасов (автомобилей, стандартных станков и т.п.) на складах оптовых и розничных торговцев, которые публикуются, как правило, в отраслевой статистике основных стран Запада. Наиболее общим показателем, характеризующим движение спроса на машины и оборудование, является динамика капиталовложений в экономику и особенно в промышленность, поскольку основная масса инвестиций, независимо от того идут ли они на модернизацию существующих или на создание новых производственных мощностей, направляется на закупку оборудования.

Поэтому при переходе от общего прогноза развития рынка  машин и оборудования в целом  к анализу и прогнозу отдельных  видов машинотехнической продукции  необходимо результаты общего прогноза дополнить прогнозом научнотехнического развития, и имеющего особую ценность для специализирующихся практически на изучении сравнительно узкого сегмента рынка. В настоящее время практически все крупные машиностроительные компании регулярно составляют научно-технические прогнозы, затрачивая на это, по оценкам, около 1% всех средств, идущих на научные исследования и разработки.

Проводимые некоторыми компаниями сравнения этих научно-технических  прогнозов с реальным развитием  техники показали, что реальность предсказаний не только самих событий, но и сроков их осуществления составляет около 80%.

В методике прогнозирования  развития отдельных показателей  конъюнктуры за последнее время  сколь-нибудь существенных изменений  не произошло. Однако сам характер этой работы значительно усложнился, что  связано с крайней неустойчивостью  мировой экономики, неравномерностью ее развития по различным странам и регионам, влиянием на нее большого количества разнохарактерных факторов и условий, силу воздействия которых трудно оценить.

Как уже отмечалось, особенностью современной конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования является усиливающееся влияние на ее развитие ряда новых специфических явлений. К их числу относятся такие, как резкое обострение валютно-финансового кризиса, инфляция, научно-техническое соперничество, энергетический кризис, повышение роли транснациональных корпораций и т.д. Естественно, усиление воздействия этих факторов еще больше затрудняет изучение происходящих на мировом рынке процессов и усложняет определение перспектив их развития.

В настоящее время  в практике работы обычно используются три метода прогнозирования, а именно:

    • метод экстраполяции;
    • метод экспертных оценок;
    • метод математического моделирования.

Метод экстраполяции  представляет собой установление определенных тенденций развития исследуемого явления, выраженных, как правило, в количественных показателях (чаще всего в виде темпов роста) за предшествующий период и распространение этих тенденций на прогнозируемый период. Преимуществом этого метода является его простота, недостатком - весьма ограниченная возможность использования.

Экстраполяция как метод  прогнозирования может применяться  только в случаях, когда исследуемое  явление в течение прогнозируемого  периода будет находиться под  действием тех же факторов, что  и в предшествующий период, что  обеспечивает сохранение ранее установившихся тенденций. Практически методом экстраполяции на рынке машин и оборудования пользуются при составлении краткосрочных прогнозов - до 6 месяцев.

Метод экспертных оценок в отличие от метода экстраполяции  основан не на простом переносе на прогнозируемый период тенденций предшествующего периода, а на внесении в эти тенденции определенных коррективов, устанавливаемых на основе детального изучения и сопоставления условий, в которых исследуемое явление находилось в предшествующий и будет находиться в прогнозируемый период. Проведение такой работы требует серьезного экономического анализа основных факторов, оказывающих влияние на происходящие на рынке процессы, что обеспечивается достаточным уровнем знаний и наличия опыта занятых этой деятельностью экспертов.

Для повышения надежности экспертного прогнозирования во многих случаях его проведение поручается нескольким специалистам или даже организациям, работающим самостоятельно, и окончательное  решение принимается на основании  анализа всех этих прогнозов. В настоящее время метод экспертных оценок является основным в практической работе по прогнозированию развития конъюнктуры рынка машин и оборудования.

Одним из наиболее трудоемких и наименее обеспеченных информацией  этапов анализа конъюнктуры является анализ ценовой ситуации на рынке. Знание источников информации о ценах мирового рынка - необходимое условие для формирования банка данных в процессе накопления данных о конъюнктуре рынка конкретного товара.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конъюнктура рынка машин и оборудования и методология ее изучения. – http://exkavator.ru/articles/marketing/~id=256

2. Внешняя торговля России на рубеже веков. – М., Экономика, 2001.

3. Клинов В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен. – М., 2006

4. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., ЮНИТИ, 2004.

5. Мировая экономика. Булатов А.С. (ред.). – М., Экономистъ, 2004.


Информация о работе Особенности изучения конъюнктуры мировых рынков машин и оборудования