Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:18, курсовая работа
Изучение конкурентоспособности товара, по существу, является начальным этапом изучения конъюнктуры рынка конкретного вида оборудования, т.е. позволяет ответить на вопрос: какое место занимает или мог бы занять изучаемый товар в ряду подобных ему товаров конкурентов. Следующий этап - изучение самого рынка как такового, которое должно ответить на главный вопрос: что же предприятие может выиграть от каких-либо действий со своим товаром на этом рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА 6
1.1. Особенности экономики машиностроения и формирования конъюнктуры 6
1.2. Масштабы мирового производства и международной торговли 14
1.3. Позиция России на мировом рынке машин и оборудования 17
2. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 20
2.1. Конкурентоспособность изделия 20
2.2. Конкурентоспособность фирмы 22
2.3. Конкурентоспособность страны 23
2.4. Конкурентоспособность российского машиностроения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Фактически экспорт вооружений из России на коммерческой основе не сократился, а даже превысил среднегодовое поступление наличных денег от такого экспорта из СССР за предыдущий 7-летний период.
Выпуск машиностроительной продукции России сократился к середине 1990-х, в условиях рынка, примерно в три раза против 1990 г. (и в 4 раза против 1975 г). Это было связано не только с сокращением государственного заказа на отечественную технику, особенно военную, но и низкой конкурентоспособностью изделий гражданского назначения.
Сокращение производства оружия в России было беспрецедентным по своим масштабам. Низшая точка была пройдена в 1997 г., когда выпуск данной продукции составил 9% от уровня 1991 г. К 1999 г. этот показатель повысился до 14 процентов. В целом после 1998 г. наблюдался систематический рост продукции машиностроения. В 2004 г. объём выпуска машинотехнический изделий в неизменных ценах составил примерно 60% от показателя 1990 г., а в 2005 г. – уже около 66%.
В других стран, участвовавших в гонке вооружений, также отмечалось сокращение выпуска военной продукции в связи с окончанием холодной войны. Масштабы сокращения были, однако, менее значительны и низшие точки были пройдены на 1-2 года раньше. В США в 1996 г. военное производство составило 61% от уровня 1990 г., во Франции и Японии в 1995 соответствующие показатели в процентах были равны 63 и 73, в Великобритании в 1994 г. – 77. В последнем случае данный показатель повысился до 90 в 1998 г.
экспорт военной техники
и вооружений до середины 1990-х не
включался в экспорт
Доля России в мировом экспорте машин и оборудования в 2004 г. составила 0,4%, а в сравнении общей стоимостью российского экспорта товаров доля машин и оборудования была равна 7,9%. В 2005 г. российский экспорт машинотехнических изделий, согласно таможенному учёту, равнялся 12,4 млрд. долл., составив 5,1% от суммы товарного экспорта страны.
Российский импорт машин
и оборудования вырос до 28,8 млрд.
долл. в 2004 г., составив 0,8% от мирового итога
по импорту машинотехнических
Относительно большая доля продукции машиностроения в советском экспорте (до 20%) поддерживалась за счёт клиринговой системы расчётов со странами Восточной Европы и развивающимися странами. Такая система позволяла экспортировать неконкурентоспособную технику в указанные страны, но требовала, на условиях взаимности, импортировать товары, не обязательно отвечающие высоким требованиям открытого рынка. Как только расчёты были переведены на свободно конвертируемую валюту, неконкурентоспособные товары ушли из внешнеторгового оборота.
К началу 21 века конкурентоспособность России в области продукции, пользующейся наибольшим спросом на мировых рынках, снизилась. Уменьшение доли машин и оборудования в российском экспорте было связано также с увеличением доли энергоносителей в значительной мере благодаря повышению цен на нефть.
Техническая основа конкурентоспособности машин и оборудования складывается из сочетания следующих эксплуатационных характеристик: производительность, надёжность, экономичность, компактность, эргономичность, экологичность, внешний вид изделия, а также качество выпускаемой с помощью машин продукции.
Применение машин в условиях капиталистического производства стимулировалось, прежде всего, возможностью повысить эффективность и доходность производства за счёт увеличения выпуска продукции. Отсюда важнейшая характеристика техники – производительность.
Производительность и эффективность техники не может быть высокой, если она не надёжна. Надёжность по праву занимает второе место в иерархии требований к качественным характеристикам техники, вслед за её производительностью. В некоторых областях применения, в частности на транспорте, надёжность может занимать первое место в перечне важнейших характеристик продукции машиностроения.
Эффективность применения техники неразрывно связана с её экономичностью, т.е. с минимизацией затрат расходных материалов. Чистый эффект от применения техники тем выше, чем больше разница между стоимостью выпуска продукции и расходами на эксплуатацию техники.
Компактность изделий является важным фактором уменьшения капитальных затрат на здания и сооружения для размещения машин и оборудования, а также служит лучшей манёвренности при эксплуатации транспортных средств. В области электронной техники благодаря миниатюризации элементной базы совершенствуется вся гамма характеристик изделий, в том числе производительность, надёжность и экономичность.
Экономичность машин
достигается за счёт повышения коэффициента
полезного действия, т.е. повышения
целенаправленного
Удобство в эксплуатации машин, является важным условием сохранения высокой производительности и качества работы на протяжении рабочего дня. Этому же способствует привлекательность внешнего вида изделия. Внешний вид, кроме того, служит рекламным целям, поскольку в глазах покупателя он служит индикатором общих усилий, предпринятых для совершенствования выпускаемого изделия.
В современных условиях
всё большее значение придаётся
качеству товаров и услуг, производимых
с помощью технических
Достижение превосходных
характеристик машин и оборудов
Производительность не должна быть выше, чем это необходимо для выполнения определённых функций. Применение машин, производительность которых не может быть использована в полной мере, ведёт к повышенным затратам энергии, требует большего места для их размещения, и в целом не способствует достижению высокой эффективности производства.
Требования к надёжности изделия должно сообразовываться со сроками его морального старения, поскольку надёжность достигается использованием более совершенных и, как правило, более дорогих конструкционных материалов. Избыточная надёжность, как и избыточная производительность, может быть причиной удорожания и снижения эффективности применения техники.
Понятие конкурентоспособности складывается не только из качественных характеристик изделия, но и его цены.
Поставщик продукции, создавая более совершенное изделие, рассчитывает получить за него более высокую цену, чем на изделия аналогичного назначения, не обладающими столь превосходными свойствами. Однако цена продажи изделия должна повышаться (в условиях стабильной покупательной способности денежной единицы) в меньшей степени, чем улучшаются его характеристики, иначе рядовой (массовый) потребитель предпочтёт не новую, а привычную продукцию с более низким соотношением цена/качество.
Интегральной характеристикой затрат на эксплуатацию продукции может быть цена потребления изделия. Речь идёт о сумме цены покупки изделия и эксплуатационных расходов за время расчётного срока службы изделия. Конкурентоспособность изделия для массового покупателя тем выше, чем ниже цена его потребления и выше стоимость производимой с его помощью продукции. Экономия на эксплуатационных расходах, достигаемая благодаря превосходным характеристикам изделия, должна быть больше надбавки к цене приобретения более качественного устройства. В конечном итоге выгода для покупателя, а, следовательно, и конкурентоспособность изделия, определяется разницей между предполагаемой стоимостью выпуска продукции с помощью машинотехнической системы и затратами на приобретение и эксплуатацииюмашин и оборудования.
Иное отношение к цене изделия со стороны элитных покупателей. Они нередко предпочитают не только более совершенные, но и более дорогие изделия, не доступные рядовому покупателю. В таком случае они руководствуются соображениями престижа или логикой конкурентной борьбы.
Цена может занимать
несравненно более низкое место
в иерархии предпочтений в сравнении
с качественными характеристика
Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке машин и оборудования недостаточно производить качественную продукцию, отвечающей требованиям взыскательного потребителя по приемлемым для покупателя ценам.
Машинотехнических изделий представляют собой товары длительного пользования. Их эксплуатация может требовать своевременной поставки специфических расходных материалов, систематического (выполняемого на профессиональном уровне) профилактического обслуживания машин, проведения плановых (регламентных) и внеплановых ремонтных работ, замены вышедших из строя деталей и узлов, работ по модернизации машинотехнических систем.
Всё это обусловливает
необходимость создания сети технического
обслуживания, доступной для покупателей
изделий машинотехнической
Другая особенность машин и оборудования как товаров длительного пользования состоит в том, что они принадлежат к категории дорогих товаров, и возможность предоставлять покупателям кредит для рассрочки платежей является важным, нередко необходимым атрибутом конкурентоспособного поставщика.
Наиболее дорогие системы стоимостью в десятки или даже сотни миллионов долларов, как правило, поставляются на условиях долгосрочной аренды, при которой первоначальный платёж может быть в несколько раз меньше полной стоимости устройства.
Приобретение системы машин требует тщательного планирования, чтобы средства, затрачиваемые на строительство зданий и сооружений, а также на закупку оборудования, быстро осваивались в качестве орудий труда, а не превращались в груду омертвлённого капитала. Для успеха на рынке поставщик должен иметь репутацию аккуратного поставщика, поставляющего продукцию в точно обусловленные сроки.
В целом арсенал конкурентной борьбы на рынке машин и оборудования весьма обширен. Доктор экономических наук, профессор Савинов Юрий Анатольевич (Академия внешней торговли при Правительстве РФ) различает видимые и неосязаемые формы конкурентной борьбы. К видимым средствам обеспечения конкурентоспособности он, в частности, относит конкуренцию цен и качества продукции, а также сроки гарантийного обслуживания, новые формы реализации продукции (кредит, лизинг) и сбыт через посредников.
Неосязаемые формы межфирменной конкуренции включают, согласно трактовке Савинова ЮА., контроль над рынками сбыта и источниками сырья, обеспеченность государственными заказами, совершенствования системы организации и управления предприятиями, а также работа над «имиджем» или маркой предприятия.
К сожалению, российские поставщики машин и оборудования, даже когда они могут предложить качественный товар по ценам ниже конкурентов проигрывают торги, так как не располагают достаточными ресурсами и связями, чтобы обеспечить необходимое техническое обслуживание, поставить товар в кредит или в аренду, не всегда аккуратны в соблюдении сроков поставки. Низкая цена приобретения российской техники оборачивается высокими расходами на её эксплуатацию.
Машиностроение, наукоёмкость которого является главной особенностью его экономики, нуждается в поддержке со стороны государства, в первую очередь, в финансировании научных исследований и разработок. Передовые страны с развитым машиностроением расходуют на ИиР от 2-х до 3-х процентов ВВП, причём во многих случаях существенная доля расходов ложится на плечи государства.
В экономической теории известен принцип, что средства из государственного бюджета должны не замещать, а дополнять частные ассигнования на любые общественно полезные цели. Частный капитал недофинансирует фундаментальные исследования не потому, что не осознаёт их важности, а из-за невозможности приватизировать научные открытия. В США доля расходов на фундаментальные исследования в общих расходах страны на ИиР в 2,5 раза выше, чем в предпринимательских ассигнованиях.
Фундаментальные знания являются общим достоянием человечества, в отличие от результатов прикладных исследований и разработок, которые могут стать интеллектуальной собственностью конкретной фирмы или физического лица путем патентования новых технических решений (изобретений) или путём засекречивания ноу-хау. Фирма, приватизировавшая соответствующие технические знания, получает от их эксплуатации технологическую ренту.
Информация о работе Особенности изучения конъюнктуры мировых рынков машин и оборудования