Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:59, курсовая работа
Одной из важнейших отраслей молочной промышленности является сыроделие. Производство плавленых сыров является важной неотъемлемой частью этой отрасли.
В отношении компаний-производителей отечественный рынок плавленого сыра повторяет картину, сложившуюся ранее на рынке молочных продуктов: высокий уровень присутствия множества местных (региональных) производителей – их насчитывается более 150, – постепенно вытесняемых в регионах компаниями национального масштаба. В то же время, несмотря на общее историческое сходство с молочным рынком, консолидации на рынке плавленых сыров не происходит: крупные игроки предпочитают вытеснять мелких
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Обоснование ассортимента……………………………………………………7
2 Выбор и обоснование рецептур……………………………………………...10
3 Характеристика сырья, поступающего на переработку, и технология его хранения………………………………………………………………………….14
4 Технология производства и характеристика готовой продукции………….17
5 Стандартизация и управление качеством готовой продукции……………..26
6 Материальный баланс………………………………………………..……….31
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованной литературы……………………………………….…..36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Обоснование ассортимента………………………………………………
2 Выбор и обоснование рецептур……………………………………………...10
3 Характеристика сырья, поступающего
на переработку, и технология его хранения…………………………………………………………
4 Технология производства и характеристика готовой продукции………….17
5 Стандартизация и управление качеством готовой продукции……………..26
6 Материальный
баланс………………………………………………..……….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….…..
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших отраслей молочной промышленности является сыроделие. Производство плавленых сыров является важной неотъемлемой частью этой отрасли.
В отношении компаний-производителей отечественный рынок плавленого сыра повторяет картину, сложившуюся ранее на рынке молочных продуктов: высокий уровень присутствия множества местных (региональных) производителей – их насчитывается более 150, – постепенно вытесняемых в регионах компаниями национального масштаба. В то же время, несмотря на общее историческое сходство с молочным рынком, консолидации на рынке плавленых сыров не происходит: крупные игроки предпочитают вытеснять мелких при помощи узнаваемой брэндированной продукции стабильного качества и увеличения объемов производства. В число "вытесняющих" входят компании, постепенно, но неуклонно наращивающие долю рынка, такие как Valio Ltd. (Финляндия, торговая марка Viola), Hochland AG (Германия, ТМ Hochland), Lactalis Group (Франция, ТМ President), а также столичные производители ЗАО "Московский завод плавленых сыров "Карат" и ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания".
Продукция Viola пока продолжает лидировать: марка Viola знакома всем покупателям плавленых сыров, а доля финского концерна в общем объеме продаж составляет около 20% в стоимостном выражении.
В то же время Hochland уже, можно сказать, наступает на пятки лидеру – по уровню продаж сыр этого производителя занимает 16% рынка в стоимостном выражении.
Третье место в продажах с показателем в 12% занял "Карат", в ассортименте которого присутствуют такие хорошо известные россиянам еще с советских времен наименования, как "Дружба", "Янтарь" и "Волна".
Особенностью отечественного рынка плавленого сыра можно считать высокую долю импортных поставок продукта в Россию вкупе с производством, сконцентрированным в Московском регионе. Плавленые сыры ввозятся в Россию из 12 стран. Самые крупные поставщики – Финляндия, Франция, Германия. Самые дорогие плавленые сыры поступают в Россию из Щвейцарии, самые дешёвые – из Литвы и Украины. В результате создается общее представление о рынке плавленого сыра как о сочетающем в себе московские и импортные марки, которые постепенно увеличивают свое влияние и на региональных рынках. Тем не менее, в регионах все еще велика доля локальных производителей, причем отмечается замена именно марок крупных отечественных производителей, в частности завода "Карат", местной продукцией.
Таким образом, по месту производства плавленые сыры можно разделить на три сегмента – отечественные, импортируемые и производимые иностранными компаниями в России. Однако, как показывают результаты исследования, большинству потребителей, а точнее 54%, неважно, где произведен сыр, который они покупают.
Экспорт плавленых сыров в 2006 г. осуществлялся в 14 стран, причем наибольшие поставки осуществлялись на Украину и в Казахстан. Самые дорогие плавленые сыры вывозятся из России в США[1].
В 2007 г. производство сыров в РФ выросло в среднем на 4,7%. В Новгородской области производство составило 145,3% в сравнении с прошлым годом. За 8 месяцев 2008 г. производство сыров в России снизилось по сравнению с прошлым годом. Однако потребление сыров выросло за счет импорта. Рост потребления брэндированной продукции, в основном иностранного "происхождения", обусловлен ростом благосостояния населения, не желающего и далее употреблять плавленый сыр привычных "советских" марок. В дальнейшем эта тенденция может привести к увеличению доли среднего и премиального сегмента.
Ценовая ситуация на российском рынке сложилась следующим образом. Средняя цена на плавленые сыры к августу 2008 г. по стране составляла 153,02 руб/кг, что на 3,2% выше прошлогодних показателей[14].
В целом отрасль может
Плавленые сыры занимают значительный сегмент на российском рынке сыров. Сбалансированное сочетание вкусовых свойств, цены и качества позволяет оставаться данному продукту востребованным для населения. Поэтому существует необходимость в производстве и расширение ассортимента плавленых сыров. В связи с этим считаю вполне актуальным рассмотренные в данной работе технологии производства плавленых сыров различных видов – ломтевых и пасообразных.
Плавленые сыры - очень распространённый продукт в России. Ассортимент плавленых сыров довольно разнообразен: они отличаются по вкусу, состоянию сырного теста, цвету и форме упаковки. Что делает производство плавленого сыра достаточно эффективным мероприятием? Во-первых, простота производства. Плавленые сыры вырабатывают из натуральных сыров с добавлением солей - плавителей, молочных продуктов, вкусовых наполнителей, специй и пряностей. Во-вторых, относительная дешевизна компонентов (можно использовать и незрелую сырную массу, и сыр с различными пороками). В-третьих, можно выпускать широкий ассортимент плавленых сыров за счёт различных комбинаций составляющих. Плавленые сыры делят на следующие основные группы: ломтевые, к которым относятся "видовые" натуральные плавленые сыры (сыры с типичным вкусом, обусловленным исходным сырьём), сыры колбасные, пастообразные, сладкие, консервные, "сыры к обеду".
В России плавленый сыр пользуется огромной популярностью. Мелкая расфасовка делает этот продукт доступным, практически для всех слоев населения. Неограниченный ряд используемых в технологии компонентов, дает пространство для творческого полета технолога[11].
Твердые сыры известны
Сыры плавленые - своеобразный
концентрат белка молока. Их высокая
биологическая ценность
Сыры плавленые - прекрасный
источник хорошо усвояемых
Прежде всего, сыр плавленый - незаменимый источник кальция, недостаток потребления которого наблюдается у значительной части населения. 100-150г сыра удовлетворяют суточную потребность человека в этом веществе. Важно, что кальций в сыре находится в оптимальном соотношении с фосфором и магнием, что повышает его усвояемость. И только в сырах плавленых соотношение кальция и фосфора 1:1,03 как в натуральных. Наиболее богаты белками и жиром плавленые сыры, вырабатываемые преимущественно из натуральных сычужных сыров (видовые и консервные плавленые сыры). В них содержится 20-23% белка, 22-27% жира; энергетическая ценность сыров составляет около 300-320 ккал на 100 г.
Плавленые сыры являются хорошим источником витаминов А, В2, Е, фолиевой кислоты, содержат следующие микроэлементы - цинк медь, марганец, йод, кобальт. Сочетание этих витаминов и минеральных веществ с полноценными белками и жирами способствуют наилучшему усвоению всех питательных веществ, содержащихся в сырах. Технология изготовления плавленых сыров позволяет вводить в их состав биологически ценные добавки, включающие натуральную зелень, грибы, паприку.
Для организма полезны все
В сырах плавленых нежная,
пластичная консистенция
Ломтевые. Вырабатывают из сычужных сыров (50-70%) с добавлением других молочных продуктов. Вкус этих сыров выраженный сырный. Консистенция пластинчатая, слегка упругая. Сыр хорошо режется на ломтики. Выпускают сыры в расфасовке брикетами по 30, 62,5 и 100 г.
Колбасные. Вырабатывают на основе нежирных
сыров с добавлением сычужных
сыров различных видов и
Пастообразные. Сыры данной группы характеризуются высоким содержанием жира и выраженным сырным вкусом или вкусом наполнителя. Большинство сыров фасуют в полистироловые коробочки и стаканчики массой нетто 100-200 г. Некоторые виды можно фасовать брикетами в фольге.
Сладкие. При выработке этих сыров
вносят свекловичный сахар и наполнители
(мед, орехи, какао, коже, плодово-ягодные
эссенции, цикорий, сиропы, соки и проч.),
которые и придают сырам
В данной курсовой работе будет рассмотрена технология производства плавленых сыров: ломтевого и пастообразного.
Плавленые сыры представляют собой
пищевые продукты, вырабатываемые из
различных видов сыров, масла, творога
и других молочных продуктов с
вкусовыми наполнителями и
После изучения основных рецептур на данные виды сыров были выбраны те сыры, которые пользуются наибольшим спросом и экономически целесообразны для производства.
Таблица 1. Рецептура на плавленый сыр голландский (45% жира в сухом веществе продукта).
Сырьё |
Расход сырья на 1т, кг |
Сыры сычужные (голландский, костромской, пошехонский, ярославский, степной, эстонский и др.) - с содержанием сухого вещества 56%, жира в сухом веществе 45% |
600,0 |
Сыр нежирный с содержанием сухого вещества 40% |
171,0 |
Масло коровье с содержанием сухого вещества 84%, жира 82,5% |
89,3 |
Смесь триполифосфата натрия и натрия пирофорфорнокислого трехзамещенного (пищевого) с содержанием сухого вещества 20% |
102,0 |
Вода питьевая |
57,7 |
Всего |
1020,0 |
Выход |
1000,0 |
Таблица 2. Рецептура на сыр плавленый российский (45% жира в сухом веществе продукта).
Сырье |
Расход сырья на 1т. |
Сыры сычужные (российский, чеддер) с содержанием сухого вещества 57%, жира в сухом веществе 50% |
360 |
Сыры сычужные (голландский, Костромской, пошехонский, ярославский) с содержанием сухого вещества 56%, жира в сухом веществе 45% |
354,0 |
Сыр нежирный с содержанием сухого вещества 40% |
85,8 |
Молоко коровье цельное сухое с содержанием сухого вещества 93%, жира 25% |
20 |
Масло сливочное несоленое с |
39,6 |
Смесь триполифосфата натрия и натрия пирофорфорнокислого трехзамещенного (пищевого) с содержанием сухого вещества 20% |
102,0 |
Вода питьевая |
58,6 |
Всего |
1020,0 |
Выход |
1000,0 |
Таблица 3. Рецептура на плавленый сыр угличский (60% жира в сухом веществе).
Сырье |
Расход сырья на 1т |
Сыры сычужные (голландский, Костромской, пошехонский, ярославский) с содержанием сухого вещества 56%, жира в сухом веществе 45% |
586,5 |
Масло сливочное несоленое с |
191,8 |
Смесь триполифосфата натрия и натрия пирофорфорнокислого трехзамещенного (пищевого) с содержанием сухого вещества 20% |
102,0 |
Вода питьевая |
139,7 |
Всего |
1020,0 |
Выход |
1000 |