Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:26, курсовая работа
Объектом расчета в данной курсовой работе является механизм перемещения тележки и двигатель постоянного тока типа 2ПН160L, являющийся электромеханическим преобразователем, предназначенным для работы в широкорегулируемых электроприводах общепромышленного назначения, а также других агрегатов.
Введение………………………………………………………………………………..5
Проведение обзора литературы по современным электроприводам заданного механизма. Определение задач и функций, решаемых электроприводом ………...6
1. Расчет и построение статической характеристики…………………………..........8
1.1. Построение статической характеристики на валу двигателя…….……........8
1.2. Построение статической характеристики на выходном валу механизма......9
1.3. Определение приведенного момента инерции механизма………………....11
2. Проверка двигателя по нагреву и перегрузочной способности…..……………..11
2.1 Проверка двигателя на нагрев при паспортной ПВ………………………...12
2.2 Проверка двигателя на нагрев при фактической (расчетной) ПВ…………12
2.3 Проверка двигателя по перегрузочной способности……………………….13
3. Расчет и построение механической характеристики двигателя………………...14
4. Построение диаграммы реостатного пуска двигателя в две ступени и расчет значения пускового реостата. Определение значения резистора для динамического торможения……………………………………………………….16
4.1. Реостатный пуск двигателя в две ступени………………………………….16
4.2. Расчет цепи динамического торможения двигателя……...………………..17
5. Расчет и построение графиков переходного процесса пуска двигателя….…….18
6. Разработка системы управления электродвигателем…………………………….24
6.1. Выбор автоматики………………………………..…….……………………..24
6.2. Описание работы системы управления электродвигателем……………….26
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………...………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………30
Условием нормального отвода тепловой энергии и отсутствия перегрева двигателя является
(2.2),
где Mi – момент на i-ом участке нагрузочной диаграммы M(t), ; ti – величина i-го интервала, с (рис. 2); Mэкв – эквивалентный по условиям нагрева момент двигателя, .
Имеем
Так как , то двигатель 2ПН160L не перегревается при паспортной продолжительности включения ПВ-100%.
2.2. Проверка двигателя на нагрев при фактической (расчетной) ПВ
Для продолжительности включения ПВфакт = 88% эквивалентный момент нужно пересчитать по формуле
(2.3)
где – коэффициент потерь;
Vном – переменные потери энергии в двигателе при номинальном токе;
К – условно постоянные потери энергии в ДПТ.
Определяем переменные и постоянные потери энергии в двигателе при номинальном токе
(2.4)
где (2.5)
отсюда
Постоянные потери найдем
как разность общих потерь к переменным
потерям
Отсюда коэффициент потерь
и условие (3.2) запишется в виде
(2.7)
Имеем
Так как , то двигатель 2ПН160L не перегревается выше допустимой температуры. Также двигатель в среднем нагружен на .
2.3. Проверка двигателя по перегрузочной способности
Проверка двигателя по перегрузочной способности основывается на выражении
(2.8),
где kM – кратность наибольшего допустимого и номинального моментов, приводимая в паспортных данных (см. табл. 1). Значение правой части неравенства (3.7) также выбирается из табл. 1.
Имеем , а значит, двигатель подходит по перегрузке.
3. РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Для расчета характеристик ДПТ и исследования различных режимов его работы воспользуемся электрической схемой замещения, изображенной на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Схема замещения ДПТ
Математическое описание ДПТ сводится к дифференциальным уравнениям, которые описывают двигатель в динамике
где k – конструктивный коэффициент;
LВ – индуктивность обмотки возбуждения;
LЯ.сум – суммарная индуктивность цепи якоря;
RЯ.сум – суммарное сопротивление цепи якоря.
Но в данном случае можно обойтись линейными уравнениями в статике, т.е. все производные равны нулю, и тогда получаем
где – сопротивление якоря, Ом;
– сопротивление
– магнитный поток ДПТ, Вб;
– угловая скорость ротора ДПТ, ;
–конструктивный коэффициент ДПТ.
Статическая механическая характеристика будет описываться следующим уравнением:
где – скорость идеального холостого хода двигателя;
– перепад скорости по сравнению с 0
Таким образом, механическая характеристика будет линейна и ее можно построить по 2 точкам.
Наиболее характерными точками механической характеристики являются:
- точка идеального холостого хода (М=0, = хх )
- точка короткого замыкания (М=Мк.з., =0 )
- точка номинальной нагрузки (М=Мном., = ном).
Теперь рассчитаем эти точки: ,
Величина произведения
Скорость идеального холостого хода
Строим механическую характеристики по точкам .
На рис. 3.2 приведена механическая характеристика двигателя 2ПН160L
Рис. 3.2. Механическая характерис-тика ДПТ
4. ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ РЕОСТАТНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В ДВЕ СТУПЕНИ И РАСЧЕТ ЗНАЧЕНИЯ ПУСКОВОГО РЕЗИСТОРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ РЕЗИСТОРА ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ.
4.1. Реостатный пуск двигателя в две ступени
Поскольку при пуске двигателя противоЭДС , то из (3.1) следует, что:
, (4.1)
Как видно, в момент пуска
двигателя ток принимает
Рассчитаем значения добавочных резисторов для осуществления пуска двигателя в 2 ступени, причём пусковой ток двигателя должен быть равен , а минимальный в процессе пуска, равный номинальному току.
Построение пусковой диаграммы двигателя осуществляется в следующем порядке.
(А)
Определим мощность, на которую должны быть рассчитаны пусковые резисторы, но учитывая, что они используются только при пуске, введем коэффициент k=1/60 :
(Вт)
(Вт)
Искусственная характеристика 1 на рисунке 4.1 соответствует наличию в цепи якоря обеих ступеней пускового резистора , а характеристика 2 – второй ступени . На рисунке 4.1 изображена также схема якорной цепи двигателя при реализации этой пусковой диаграммы.
Рисунок 4.1. Пусковая диаграмма двигателя 2ПН160L (пуск в 2 ступени).
4.2. Расчет цепи динамического торможения двигателя
Режим динамического торможения (режим генератора независимо от сети) имеет место при отключении якорной цепи ДПТ от сети и закорачивании её на добавочный резистор. Ток в якоре протекает под действием ЭДС и совпадает с ней по направлению, а электрическая энергия, вырабатываемая за счёт механической энергии, поступающей с вала, рассеивается в виде тепла в резисторе.
Выбор резистора осуществим исходя из необходимости ограничения протекающего через него тока. Если ток не дожжен превышать значения , то сопротивление резистора равно
(Ом)
Мощность, на которую должен быть рассчитан этот резистор, но учитывая, что они используются только при торможении, введем коэффициент k=1/60
(Вт)
5. РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ .
В общем случае движение электропривода описывается следующей зависимостью:
,
где М – момент на валу двигателя;
– приведённый к валу двигателя момент нагрузки;
– угловая скорость ротора двигателя;
J – приведённый к валу двигателя момент инерции.
Неустановившееся механическое движение электропривода возникает во всех случаях, когда момент двигателя отличается от момента нагрузки, т.е. когда динамический момент .
Рассмотрение
Аналитически характеристики М и можно представить в следующем виде:
где и – соответственно пусковые моменты двигателя и исполнительного органа при ( );
и – соответственно жёсткость механической характеристики двигателя и приведённой механической характеристики исполнительного органа механизма.
Выражая в (5.1) М и через скорость, получаем
(5.4)
Поделив уравнение (1.29) почленно на , найдём линейное неоднородное дифференциальное уравнение I-ого порядка:
,
где – электромеханическая постоянная времени;
– установившаяся (конечная)
скорость движения, соответствующая
точке пересечения
Решение уравнения (5.5) найдём
как сумму свободной и
найдём из решения линейного однородного уравнения
решая которое получаем:
,
где А – некоторая постоянная, а р – корень характеристического уравнения
из которого получаем . Возвращаясь к (5.7), получаем:
Принуждённая составляющая движения может быть получена, если в (5.5) положить . Тогда получим
Теперь решение уравнения (5.5) представляется в следующем виде:
Константу А находим по начальным условиям переходного процесса при t=0 , откуда .
Окончательно для скорости получаем:
(5.8)
Так как момент и скорость связаны линейно, аналогично можно получить функцию изменения момента
(5.9)
В частном случае, когда и электромеханическая постоянная времени может быть определена по формуле
Как видно из (5.10) электромеханическая постоянная времени численно равна времени разбега двигателя в холостую до скорости идеального холостого хода под действием момента короткого замыкания :
Полученные выражения могут использоваться для анализа переходных процессов различного вида – пуска, реверса, торможения и т.д. Для пользования ими в каждом конкретном случае должна быть определена электромеханическая постоянная времени , а также начальные и конечные значения координат , , , .
Если осуществляется ступенчатый
пуск двигателя, то для расчёта переходного
процесса используются одни и те же
уравнения, но с другими начальными
условиями и
На практике окончанием переходного процесса считают момент, когда
,
откуда следует, что время переходного процесса составляет
,
Определим аналитическое
выражение для участка
Находим электромеханическую постоянную времени. По формуле (5.11) получаем:
(с)
На 1-ой искусственной характеристике половине номинального момента двигателя соответствует скорость 100 рад/с (из пусковой диаграммы, рисунок 4.1).
Тогда аналитическое выражение
для участка переходного
При достижении скорости закорачивается пусковой резистор и двигатель переходит на 2-ую искусственную характеристику. Из пусковой диаграммы (рисунок 4.1) определяем (рад/с).
Определим время, через которое двигатель выходит на 2-ую искусственную характеристику:
(с.)
Через 0,046 с. после пуска двигатель переходит на 2-ую искусственную характеристику.
Аналитическое выражение
для участка переходного
Находим электромеханическую постоянную времени:
(с)
На 2-ой искусственной характеристике половине номинального момента двигателя соответствует скорость 110 рад/с (из пусковой диаграммы, рисунок 4.1).
Учитывая, что переход
на вторую искусственную характеристику
осуществляется не в начальный момент
времени, а через 0,046 с., аналитическое
выражение для участка
При достижении скорости закорачивается пусковой резистор и двигатель переходит на естественную характеристику. Из пусковой диаграммы (рисунок 4.1) определяем (рад/с).
Определим время, через которое двигатель выходит на естественную характеристику:
(с)
Через 0,122 с. после пуска (через 0,076 с после перехода на 2-ую искусственную характеристику) двигатель переходит на естественную характеристику.
Аналитическое выражение
для участка переходного