Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:26, курсовая работа
Объектом расчета в данной курсовой работе является механизм перемещения тележки и двигатель постоянного тока типа 2ПН160L, являющийся электромеханическим преобразователем, предназначенным для работы в широкорегулируемых электроприводах общепромышленного назначения, а также других агрегатов.
Введение………………………………………………………………………………..5
Проведение обзора литературы по современным электроприводам заданного механизма. Определение задач и функций, решаемых электроприводом ………...6
1. Расчет и построение статической характеристики…………………………..........8
1.1. Построение статической характеристики на валу двигателя…….……........8
1.2. Построение статической характеристики на выходном валу механизма......9
1.3. Определение приведенного момента инерции механизма………………....11
2. Проверка двигателя по нагреву и перегрузочной способности…..……………..11
2.1 Проверка двигателя на нагрев при паспортной ПВ………………………...12
2.2 Проверка двигателя на нагрев при фактической (расчетной) ПВ…………12
2.3 Проверка двигателя по перегрузочной способности……………………….13
3. Расчет и построение механической характеристики двигателя………………...14
4. Построение диаграммы реостатного пуска двигателя в две ступени и расчет значения пускового реостата. Определение значения резистора для динамического торможения……………………………………………………….16
4.1. Реостатный пуск двигателя в две ступени………………………………….16
4.2. Расчет цепи динамического торможения двигателя……...………………..17
5. Расчет и построение графиков переходного процесса пуска двигателя….…….18
6. Разработка системы управления электродвигателем…………………………….24
6.1. Выбор автоматики………………………………..…….……………………..24
6.2. Описание работы системы управления электродвигателем……………….26
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………...………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………30
Аналогично:
Таким образом, аналитическое выражение переходного процесса по моменту имеет вид:
График переходного процесса для угловой скорости на каждой ступени показан на рис. 11
Рис. 11. График угловой скорости
График переходного процесса для момента на каждой ступени показан на рис. 12
Рис. 12. График момента
Время переходного процесса при разгоне по первой механической характеристике составляет tпп1 = 0,171 (с), по второй tпп2 = 0,089 (с), по третьей tпп3 = 0,043 (с), общее время разгона до установившейся скорости
tпп = 0,303 (с).
7. Разработка схемы управления двигателем,
выбор аппаратуры
Схема управления обеспечивает пуск, динамическое торможение, реверс, защиту от коротких замыканий, обрыва поля ДПТ, от самозапуска после исчезновения и появления напряжения. Пуск осуществляется в две ступени по принципу тока, а торможение – по принципу – времени.
В силовую цепь двигателя включены: автоматические выключатели QF1, максимальные реле тока КА2, КА3, пусковые и тормозные резисторы, контакты контакторов КМ1, КМ2, контактора динамического торможения КМ5, реле напряжения КV1, KV 2.
Обмотка возбуждения подключается к сети через автоматический выключатель QF2. Для контроля наличия тока возбуждения в цепь обмотки возбуждения включена катушка реле КА4. Разрядный резистор подключен к обмотке возбуждения через диод VD.
В защитную цепь включены контакт и катушка реле напряжения KV3, а также контакты максимального реле тока КА2, КА3 и реле ослабления поля КА4.
При подаче напряжения на схему загорается сигнальная лампа HL1, происходит возбуждение ДПТ, срабатывает реле тока КА4 и замыкает свой контакт в цепи реле напряжения КV3, последнее срабатывает подготавливая двигатель к пуску.
Пуск ДПТ условно в прямом направлении осуществляется нажатием кнопки SB1, которая подает напряжение на контакторы КМ1 и КМ2, загорается сигнальная лампа НL2. При этом КМ1 осуществляет следующие действия:
В дальнейшем в якорной цепи возникает толчок тока, от которого срабатывает реле тока КА1, размыкающее свои контакты КА1.1 и КА1.2 в ветвях контакторов ускорения КМ4 и КМ5. При появлении тока в якорной цепи срабатывают реле управления KV1 и KV2. KV1 замыкает контакт, подготавливая подачу напряжения на КМ4, а KV2 размыкает контакт в ветви контактора ускорения второй ступени реостата КМ5. Следует заметить, что время срабатывания КА1 должно быть меньше времени срабатывания KV1.
По мере разгона ДПТ снижается якорный ток, и при некотором его зна-
чении отпускает реле тока КА1, замкнув контакты КА1.1 и разомкнув КА1.2. При этом КМ5 не срабатывает, т.к. последовательно с ним разомкнут контакт KV2, а КМ6 срабатывает, зашунтировав в своей ветви контакт КА1.1, чтобы реле тока КА1 больше не влияло на его работу от новых толчков тока якоря, и выведя первую ступень пускового реостата контактом КМ6.1. В результате ДПТ перейдет на другую искусственную характеристику и в цепи якоря возникнет новый толчок тока.
Этот выброс тока приведет срабатыванию реле тока КА1, которое разомкнет свои контакты. Контакт КМ6.1, зашунтировав часть пускового реостата, закоротит обмотку реле управления KV2, которое замкнет свой контакт, т.к. с обмотки снимется напряжение. Необходимо чтобы время срабатывания КА1 было меньше времени отпускания KV2.
Когда ток якоря вновь снизится до некоторого значения, отпустит реле тока КА1, замкнув свои контакты. Это приведет к тому, что сработает контактор ускорения КМ7 и пусковой резистор полностью будет закорочен.
ДПТ выйдет на естественную характеристику.
Остановка ДПТ осуществляется нажатием кнопки SB3, которая снижает напряжение с контактора пуска КМ1, также загорается сигнальная лампа HL4. Подается напряжение на контактор КМ5, которое своим контактом КМ5 подключит двигатель к резистору динамического торможения. Начнется процесс динамического торможения двигателя. При размыкании контакта КМ1.6 реле времени потеряет питание и начнет отсчет времени, через некоторое время контактор КМ5 потеряет питание и двигатель отключится от резистора динамического торможения. Процесс торможения закончится.
Пуск ДПТ в другую сторону осуществляется нажатием кнопки SB2, которая подаст напряжение на КМ2, также загорается сигнальная лампа HL3. КМ2 подаст на якорь напряжение другой полярности, зашунтирует кнопку пуска SB2, разорвет ветвь подачи питания на КМ1, подаст напряжение на реле времени и разомкнет ветвь контактора динамического напряжения КМ5. Далее пуск произойдет аналогично пуску “Вперед”.
При недопустимом снижении
тока в обмотке возбуждения
Диод с разрядным резистором служит для подавления дуги в схеме управления. Когда ОВ подключена к сети диод смещен в обратном направлении. При отключении ОВ диод открывается и ток течет по замкнутой контуру. Диод подбираем из условия максимального тока в ОВ . В нашем случае подходит Д215. Резистор выбираем с мощностью 0,5 кВт с сопротивлением 1кОм.
Рис. 13. Схема управления ДПТ
КА2, КА3
Произведем выбор элементов силовой цепи и цепи управления электродвигателем. При этом учитываем, что двигатель и цепь управления питается от сети постоянного напряжения величиной 220 В.
7.3.1. Выбор кнопок управления
Пуск двигателя "вперед", "назад" и динамическое торможение осуществляются нажатием на кнопки управления SB1, SB2 и SB3 соответственно.
Основные параметры кнопок управления SB1(КЕ011-8), SB2(КЕ011-7) и SB3(КЕ011-39) приведены в таблице
Серия |
Тип |
Номинальное напряжение, в |
Номинальный ток продолжительного режима, а |
Исполнение |
Управляющее устройство (привод) |
Количество контактных цепей |
Износоустойчивость |
Присоединение приводов |
Вес, кг |
Номер | ||||||
вид |
цвет толкателя или плафона |
надпись на толкателе |
общее |
замыкающих |
размыкающих |
таблицы коммутационной способности |
рисунка общего вида |
монтажной схемы | ||||||||
КЕ |
КЕ011 |
До –220, до ~ 500 |
6,3 |
7 |
Толкатель цилиндрический прямоходовой с самовозвратом, воздействующий на контактные цепи нажатием пальцев |
Красный |
«Стоп» |
2 |
2 |
- |
5 |
Заднее |
0,197 |
57 |
501 |
512 |
8 |
Черный |
«Пуск» |
Серия |
Тип |
Номинальное напряжение, в |
Номинальный ток продолжительного режима, а |
Исполнение |
Управляющее устройство (привод) |
Количество контактных цепей |
Износоустойчивость |
Присоединение приводов |
Вес, кг |
Номер | |||||
вид |
цвет толкателя или плафона |
надпись на толкателе |
общее |
размыкающих |
таблицы коммутационной способности |
рисунка общего вида |
монтажной схемы | ||||||||
КЕ |
КЕ011 |
До –220, до ~ 500 |
6,3 |
39 |
Толкатель цилиндрический прямоходовой с самовозвратом, воздействующий на контактные цепи нажатием пальца |
Красный |
«Стоп» |
2 |
2 |
5 |
Заднее |
0,197 |
57 |
501 |
514 |
7.3.2. Выбор автоматических выключателей
Для защиты силовой части схемы от аварийных режимов – тока короткого замыкания и длительной перегрузки по току – в соответствии с рекомендациями [16, стр. 312] используем кнопочные автоматические выключатели с тепловым расцепителем.
Ток уставки теплового расцепителя определяется по формуле
(7.1),
где Iном – номинальный ток статора [5, стр. 198].
Имеем
Выбираем автоматический воздушный выключатель АЕ-2000 с номинальным током 25 (А), током уставки теплового расцепителя 12,5 (А) и количеством полюсов 2.
Для схемы управления выбираем АК63-2МГ с номинальным током 8 (А), номинальным напряжением 240 В и количеством полюсов 2.
7.3.3. Выбор реле тока
Для пуска двигателя в две ступени в функции тока необходимо выбрать реле тока. Выбираем реле РЭВ-310, применяется в цепях постоянного тока как реле управления в тех случаях, когда требуется высокий коэффициент возврата, например для управления ослаблением поля в функции тока якоря двигателей с широким регулированием в обмотке возбуждения, питающейся от сети.
Основные параметры реле тока приведены в таблице
Серия |
Тип |
Характеристика |
Номинальные данные |
Длительно допустимый ток контакта, А |
Напряжение срабатывания Uср, В |
Количество контактов | |
Uн, в |
Рн, Вт, |
переключающих (п.) | |||||
РЭВ-310 |
РЭВ-311 |
Реле электромагнитное с высоким коэффициентом возврата |
220 |
20 |
- |
(30-50) % Uн |
1 |
Для реле тока КА2, КА3 выбираем реле максимальной защиты типа РЭВ-571Т – с самовозвратом, номинальный ток катушки
Для реле тока КА4 выбираем реле типа РЭВ-830 с номинальным током катушки , пределы регулирования тока срабатывания .
7.3.4. Выбор реле напряжения
Выбираем реле напряжения КV1, KV2, KV3. Основные параметры реле напряжения приведены в таблице
Серия |
Тип |
Характеристика |
Номинальные данные |
Длительно допустимый ток контакта, А |
Напряжение срабатывания Uср, В |
Количество контактов | |
Uн, в |
Рн, Вт, |
переключающих (п.) | |||||
РЭВ-310 |
РЭВ-311 |
Реле электромагнитное с высоким коэффициентом возврата |
220 |
20 |
- |
(30-50) % Uн |
1 |
7.3.5. Выбор сопротивлений пусковых ступеней и динамического торможения двигателя
Токи якоря при разгоне по первой и второй механическим характеристикам
Значения токов не должны превышать продолжительного номинального тока резистора.
Произведем выбор резисторов из таблицы 9.7.5 [5, стр. 220].
Для первой пусковой ступени выбираем ящик резисторов типа ЯС-1. Сопротивление составит 4,0 (Ом) с отклонением от расчетного на 9%, мощностью до 5,8 кВт, длительно допустимый ток 39 (А), массой 27,3 кг.