Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:26, курсовая работа
Объектом расчета в данной курсовой работе является механизм перемещения тележки и двигатель постоянного тока типа 2ПН160L, являющийся электромеханическим преобразователем, предназначенным для работы в широкорегулируемых электроприводах общепромышленного назначения, а также других агрегатов.
Введение………………………………………………………………………………..5
Проведение обзора литературы по современным электроприводам заданного механизма. Определение задач и функций, решаемых электроприводом ………...6
1. Расчет и построение статической характеристики…………………………..........8
1.1. Построение статической характеристики на валу двигателя…….……........8
1.2. Построение статической характеристики на выходном валу механизма......9
1.3. Определение приведенного момента инерции механизма………………....11
2. Проверка двигателя по нагреву и перегрузочной способности…..……………..11
2.1 Проверка двигателя на нагрев при паспортной ПВ………………………...12
2.2 Проверка двигателя на нагрев при фактической (расчетной) ПВ…………12
2.3 Проверка двигателя по перегрузочной способности……………………….13
3. Расчет и построение механической характеристики двигателя………………...14
4. Построение диаграммы реостатного пуска двигателя в две ступени и расчет значения пускового реостата. Определение значения резистора для динамического торможения……………………………………………………….16
4.1. Реостатный пуск двигателя в две ступени………………………………….16
4.2. Расчет цепи динамического торможения двигателя……...………………..17
5. Расчет и построение графиков переходного процесса пуска двигателя….…….18
6. Разработка системы управления электродвигателем…………………………….24
6.1. Выбор автоматики………………………………..…….……………………..24
6.2. Описание работы системы управления электродвигателем……………….26
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………...………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………30
–конструктивный коэффициент ДПТ.
Статическая механическая характеристика будет описываться следующим уравнением:
где
– скорость идеального холостого хода двигателя;
– перепад скорости по сравнению с w0.
Таким образом, механическая характеристика будет линейна и ее можно построить по 2 точкам.
Наиболее характерными точками механической характеристики являются:
- точка идеального холостого хода (М=0, w=w0 )
- точка короткого замыкания (М=Мк.з., w=0 )
- точка номинальной нагрузки (М=
Теперь рассчитаем эти точки:
Величина произведения
Скорость идеального холостого хода
Строим механическую характеристики по точкам .
На рис. 3.2 приведена механическая характеристика двигателя 2ПН160L
Рис. 3.2. Механическая характеристика ДПТ
4. ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ РЕОСТАТНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В ДВЕ СТУПЕНИ И РАСЧЕТ ЗНАЧЕНИЯ ПУСКОВОГО РЕЗИСТОРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ РЕЗИСТОРА ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ.
4.1. Реостатный пуск двигателя в две ступени
Поскольку при пуске двигателя противоЭДС , то из (3.1) следует, что:
, (4.1)
Как видно, в момент пуска
двигателя ток принимает
Рассчитаем значения добавочных резисторов для осуществления пуска двигателя в 2 ступени, причём пусковой ток двигателя должен быть равен , а минимальный в процессе пуска, равный номинальному току.
Построение пусковой диаграммы двигателя осуществляется в следующем порядке.
(А)
Определим мощность, на которую должны быть рассчитаны пусковые резисторы:
(Вт)
(Вт)
Рисунок 4.1. Пусковая диаграмма двигателя 2ПН160L (пуск в 2 ступени).
Искусственная характеристика 1 на рисунке 4.1 соответствует наличию в цепи якоря обеих ступеней пускового резистора , а характеристика 2 – второй ступени . На рисунке 4.1 изображена также схема якорной цепи двигателя при реализации этой пусковой диаграммы.
4.2. Расчет цепи динамического торможения двигателя
Режим динамического торможения (режим генератора независимо от сети) имеет место при отключении якорной цепи ДПТ от сети и закорачивании её на добавочный резистор. Ток в якоре протекает под действием ЭДС и совпадает с ней по направлению, а электрическая энергия, вырабатываемая за счёт механической энергии, поступающей с вала, рассеивается в виде тепла в резисторе.
Выбор резистора осуществим исходя из необходимости ограничения протекающего через него тока. Если ток не дожжен превышать значения , то сопротивление резистора равно
(Ом)
Мощность, на которую должен быть рассчитан этот резистор,
(Вт)
5. РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ .
В общем случае движение электропривода описывается следующей зависимостью:
,
где М – момент на валу двигателя;
– приведённый к валу двигателя момент нагрузки;
– угловая скорость ротора двигателя;
J – приведённый к валу двигателя момент инерции.
Неустановившееся механическое движение электропривода возникает во всех случаях, когда момент двигателя отличается от момента нагрузки, т.е. когда динамический момент .
Рассмотрение
Аналитически характеристики М и можно представить в следующем виде:
где и – соответственно пусковые моменты двигателя и исполнительного органа при ( );
и – соответственно жёсткость механической характеристики двигателя и приведённой механической характеристики исполнительного органа механизма.
Выражая в (5.1) М и через скорость, получаем
(5.4)
Поделив уравнение (1.29) почленно на , найдём линейное неоднородное дифференциальное уравнение I-ого порядка:
,
где – электромеханическая постоянная времени;
– установившаяся (конечная) скорость движения, соответствующая точке пересечения механических характеристик двигателя и исполнительного органа.
Решение уравнения (5.5) найдём
как сумму свободной и
найдём из решения линейного однородного уравнения
решая которое получаем:
,
где А – некоторая постоянная, а р – корень характеристического уравнения
из которого получаем . Возвращаясь к (5.7), получаем:
Принуждённая составляющая движения может быть получена, если в (5.5) положить . Тогда получим
Теперь решение уравнения (5.5) представляется в следующем виде:
Константу А находим по начальным условиям переходного процесса при t=0 , откуда .
Окончательно для скорости получаем:
(5.8)
Так как момент и скорость связаны линейно, аналогично можно получить функцию изменения момента
(5.9)
В частном случае, когда и электромеханическая постоянная времени может быть определена по формуле
Как видно из (5.10) электромеханическая постоянная времени численно равна времени разбега двигателя в холостую до скорости идеального холостого хода под действием момента короткого замыкания :
Полученные выражения могут использоваться для анализа переходных процессов различного вида – пуска, реверса, торможения и т.д. Для пользования ими в каждом конкретном случае должна быть определена электромеханическая постоянная времени , а также начальные и конечные значения координат , , , .
Если осуществляется ступенчатый пуск двигателя, то для расчёта переходного процесса используются одни и те же уравнения, но с другими начальными условиями и электромеханической постоянной на разных ступенях пуска.
На практике окончанием переходного процесса считают момент, когда
,
откуда следует, что время переходного процесса составляет
,
Определим аналитическое
выражение для участка
Находим электромеханическую постоянную времени. По формуле (5.11) получаем:
(с)
На 1-ой искусственной характеристике половине номинального момента двигателя соответствует скорость 100 рад/с (из пусковой диаграммы, рисунок 4.1).
Тогда аналитическое выражение
для участка переходного
При достижении скорости закорачивается пусковой резистор и двигатель переходит на 2-ую искусственную характеристику. Из пусковой диаграммы (рисунок 4.1) определяем (рад/с).
Определим время, через которое двигатель выходит на 2-ую искусственную характеристику:
(с.)
Через 0,046 с. после пуска двигатель переходит на 2-ую искусственную характеристику.
Аналитическое выражение
для участка переходного
Находим электромеханическую постоянную времени:
(с)
На 2-ой искусственной характеристике половине номинального момента двигателя соответствует скорость 110 рад/с (из пусковой диаграммы, рисунок 4.1).
Учитывая, что переход на вторую искусственную характеристику осуществляется не в начальный момент времени, а через 0,046 с., аналитическое выражение для участка переходного процесса, соответствующего разгону двигателя по 2-ой искусственной характеристике, имеет вид:
При достижении скорости закорачивается пусковой резистор и двигатель переходит на естественную характеристику. Из пусковой диаграммы (рисунок 4.1) определяем (рад/с).
Определим время, через которое двигатель выходит на естественную характеристику:
(с)
Через 0,122 с. после пуска (через 0,076 с после перехода на 2-ую искусственную характеристику) двигатель переходит на естественную характеристику.
Аналитическое выражение
для участка переходного
Находим электромеханическую постоянную времени.
(с)
Учитывая, что переход на естественную характеристику осуществляется не в начальный момент времени, а через 0,122 с., аналитическое выражение для участка переходного процесса, соответствующего разгону двигателя по естественной характеристике, имеет вид:
Определим время, через которое
двигатель выйдет на установившийся
режим. Учитывая, что переходный процесс
считается завершённым при
(с.)
Через 0,323 с после пуска (через 0,201 с после перехода на естественную характеристику) переходный процесс завершится.
Таким образом, аналитическое выражение переходного процесса по скорости имеет вид:
Аналогично, используя формулу
(5.9), определим аналитическое
Пусковой момент на 1-ой искусственной характеристике равен:
Тогда получаем:
( )
Соответствующий скорости момент определяем по формуле (3.3):
( )
Таким образом, аналитическое выражение переходного процесса по моменту имеет вид:
Графики переходных процессов по скорости и моменту показаны на рисунках 5.1 и 5.2:
Рисунок 5.1. Переходный процесс по скорости при пуске двигателя в две ступени.
Рисунок 5.2. Переходный процесс по моменту при пуске двигателя в две ступени.
7. Разработка схемы управления двигателем,
выбор аппаратуры
Схема управления обеспечивает пуск, динамическое торможение, реверс, защиту от коротких замыканий, обрыва поля ДПТ, от самозапуска после исчезновения и появления напряжения. Пуск осуществляется в две ступени по принципу тока, а торможение – по принципу – времени.
В силовую цепь двигателя включены: автоматические выключатели QF1, максимальные реле тока КА2, КА3, пусковые и тормозные резисторы, контакты контакторов КМ1, КМ2, контактора динамического торможения КМ5, реле напряжения КV1, KV 2.
Обмотка возбуждения подключается к сети через автоматический выключатель QF2. Для контроля наличия тока возбуждения в цепь обмотки возбуждения включена катушка реле КА4. Разрядный резистор подключен к обмотке возбуждения через диод VD.
В защитную цепь включены контакт и катушка реле напряжения KV3, а также контакты максимального реле тока КА2, КА3 и реле ослабления поля КА4.
При подаче напряжения на схему загорается сигнальная лампа HL1, происходит возбуждение ДПТ, срабатывает реле тока КА4 и замыкает свой контакт в цепи реле напряжения КV3, последнее срабатывает подготавливая двигатель к пуску.