Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:59, дипломная работа
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка содержит 79 стр., 22 табл., 20 рис., 3 приложений, 32 источников литературы, листов раздаточного материала.
Тема работы: «Анализ ассортимента, экспертиза качества и определение конкурентоспособности соков отечественного и зарубежного производства, реализуемых в торговой сети ОПТТОРГ г. Пятигорска»
РОЗНИЧНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, КАЧЕСТВО ТОВАРОВ, ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ, ТОВАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ, НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПАРТИЯ ТОВАРОВ, ОТБОР ПРОБ, ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА, АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ, МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В данной дипломной работе рассмотрена организационно-экономическая характеристика торгового предприятия «ОПТТОРГ» г. Пятигорск, исследована деятельность торгового предприятия по формированию ассортимента. Проведена экспертиза качества соков отечественного и зарубежного производства по органолептическим и физико-химическим показателям, проведен социологический опрос по мотивации покупок соков различных торговых марок. Сделаны расчеты конкурентоспособности соков различных производителей, реализуемых в торговой сети ОПТТОРГ г. Пятигорска.
Перечень сокращений:
ООО – Общество с ограниченной ответственностью
ОАО – Общество акционерное обществ
НД – Нормативная документация
СОДЕРЖАНИЕ
С
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящей дипломной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Главной целью современного
этапа экономических
Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-технологического процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерна, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания.
В современных экономических условиях успешная деятельность торгового предприятия во многом зависит от знаний и умений товароведа – эксперта. Его главная задача – формирование широкого ассортимента товаров надлежащего качества на основе маркетинговых исследований рынка. Решение этой задачи невозможно без достаточной подготовки по вопросам, связанных с формированием ассортимента и качества товаров, оценки их потребительских свойств и конкурентоспособности, организации товароснабжения. Деятельность любого торгового предприятия направлена, прежде всего, на получение прибыли, но в рыночных условиях, когда конкуренция приобретает особые формы, торговым предприятиям, для получения прибыли необходимо так организовать свою работу, чтобы доводить до потребителей товары нужного, широкого ассортимента, надлежащего количества и качества.
Моментом зарождения цивилизованного сокового рынка в России можно считать 1992 год. В это время началось сокращение объемов производства «советской» промышленности, начал расти импорт соков, зарождалась и развивалась «новая» российской промышленности соков. Отличительной особенностью новых продуктов была картонная упаковка и асептический розлив на установках Тетра–Брик Асептик [1].
К середине 90-х годов наиболее успешные иностранные компании приняли решение об организации своего производства в России. На фоне традиционных для России продуктов, таких как яблоко и томат, на первое место выходит апельсин, заметное место занимает и ананас — продукты, которых почти не было на советском рынке.
К сожалению, наметившаяся тенденция роста потребления на соковом рынке России была прервана финансовым кризисом 1998 года. Августовский кризис заставил уйти с российского рынка не только почти всех импортеров соковой продукции, но и многих мелких и средних производителей соков. Однако, этот же кризис дал возможность тем из национальных производителей, кто выжил, занять лидирующие позиции на этом рынке.
В это же время происходит
консолидация усилий производителей соков
России в отстаивании своих интересов
на государственном уровне и создание
Российского союза
Рынок начал переживать бурный подъем: 40% в 2000 году (объем производства: 0,75 млрд. литров), 60% в 2001 (объем производства: 1,20 млрд. литров), 23% в 2002 году (объем производства: 1,48 млрд. литров), 19% в 2003 году и в 2004 году ожидалось только 15% увеличения. С 2005 по 2010 год рынок увеличится всего лишь на 5% и достигнет 2,9 млрд л. Таким образом, хотя рынок соков и продолжает расти, но темпы этого роста стали замедляться, и по прогнозам экспертов в ближайшие годы эта тенденция сохранится, так как рост объемов производства значительно обгоняет темпы увеличения потребления. По мнению наблюдателей, при условии сохранения нынешней тенденции роста благосостояния населения страны, насыщенные российского рынка соков наступит не раньше, чем через 4–5 лет [2].
Соки и нектары в России не входят в перечень товаров первой необходимости. Люди начинают их покупать только по мере достижения определенного уровня доходов, и начинают, естественно, с продукции, относящейся к низшему среднему сегменту.
Потребление соков также увеличивалось в последние годы. В 2002 году потребление сока составило 10 л в год на человека. Но большая часть соковой продукции потребляется в крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Москве среднее потребление соков за 2003 год составляет почти 20 литров, в Санкт-Петербурге — 15 литров. Но уже сегодня в Москве предел роста уже практически исчерпан: потребление соков и нектаров на душу населения в столице составляет 24 л (в целом по России — примерно 11 л). Это объясняется тем, что в крупных городах заработки у людей намного выше, чем на периферии.
Но пока еще в России потребление сока в несколько раз меньше, чем в большинстве европейских стран. Для сравнения: в Германии среднее потребление соков на одного человека составляет около 42 литров в год, в Австрии — около 30, в Англии — 19 литров.
Тем не менее, у российского
рынка соков громадный
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в России сформировалась национальная соковая промышленность, которая занимает доминирующее положение на российском рынке и динамично развивается. Одной из основных тенденций развития рынка соков является также его глобализация. Если в 1996 году на рынке можно было насчитать до 250 марок соковой продукции, то сейчас, в результате концентрации производства, на рынке присутствует около 100 марок, что для огромной России не так уж и много [10].
Производители активно ведут поиск нового, предлагая потребителю новые виды продуктов — соки с мякотью, соки из двух сортов одного вида фрукта, витаминизированные соки. В то же время, современная российская соковая промышленность в настоящее время базируется в основном на импортном сырье. Доля импортного сырья на российском соковом рынке весьма значительна и составляет около 80%. Существенная ориентированность России на импортное сырье объективна — большое число видов плодов, определяющих разнообразие рынка соковой продукции, в России не произрастает. Более 70% всего импорта составляет концентрированный сок апельсина, грейпфрута, ананаса, других тропических фруктов [3].
Рисунок 1 – Динамика объемов производства сока в России
Рисунок 2 – Доли основных брендов сокового рынка
Рисунок 3 – Основные сегменты сокового рынка
В декабре 2005 года маркетинговым агентством «Партнер» методом телефонного опроса было проведено исследование предпочтений потребителей соков и нектаров в Ставропольском крае. В опросе приняли участие 200 респондентов в возрасте от 16 до 60 лет.
По наблюдениям аналитиков, рынок соков и нектаров является одним из наиболее динамично развивающихся. Благодаря улучшению уровня жизни с каждым годом растет число покупателей соков. Согласно результатам исследования, соки и нектары покупают 90,5% населения в возрасте 16-60 лет. Активными покупателями, т. е. теми, кто приобретает соки и нектары 1 раз в неделю и чаще, являются 62% респондентов, или 68,5% потребителей (рис. 4). Необходимо заметить, что исследование проводилось в декабре - в период роста объемов потребления соков и нектаров. Летом из-за увеличения потребления других напитков частота покупки соков обычно снижается.
Рисунок 4 – Частота покупки соков и нектаров, % от числа респондентов
Согласно результатам опроса, на частоту покупки соков и нектаров влияет величина среднемесячного дохода респондентов. С увеличением доходов потребителей частота покупок возрастает. Среди тех, кто покупает соки и нектары каждый день и 4-6 раз в неделю, нет респондентов с низким доходом - менее 2000 рублей на одного члена семьи.
В настоящее время на рынке присутствует свыше 60 марок соков и нектаров более чем 50 производителей. Конкуренция на рынке соков и нектаров довольно высока, но, по сути, он давно поделен между четырьмя производителями: ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (г. Москва), ОАО «Лебедянский» (г. Лебедянь, Липецкая область), ООО «Нидан-Экофрукт» (г. Новосибирск) и ЗАО «Мултон» (г. Санкт-Петербург). Этим компаниям принадлежит более 85% рынка соков и нектаров.
Согласно результатам исследования, самой предпочитаемой маркой является «Моя семья» («Нидан- Экофрукт») - 38% покупателей соков и нектаров чаще всего выбирают именно этот брэнд (рис. 5). Вторая по популярности марка - J-7 («Вимм-Билль-Данн») с показателем 21% потребителей; на третьем месте находится «Любимый сад» («Вимм-Билль-Данн») - ему отдают предпочтение 14% покупателей. Таким образом, в тройку лидеров по предпочтениям покупателей вошли не только марки низкого ценового диапазона - «Моя семья» и «Любимый сад», но и более дорогие соки и нектары J-7.
Рисунок 5 – Марочные предпочтения покупателей соков и нектаров,
% от числа потребителей
Одним из факторов, влияющих
на покупку соков и нектаров, является
известность марки среди
Очевидно, что на top-of-mind
того или иного брэнда непосредственное
влияние оказывают