Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:23, курсовая работа
Данная работа содержит обзор рынка кофе в России и анализ рынка кофе в Санкт-Петербурге. Целью работы является исследование размера, сегментации, динамики и цен на рынке в России, а также состояние рынка кофе и удовлетворенности покупателям предлагаемым ассортиментом.
Задачи работы:
изучение состояния рынка кофе
проведение анкетирования потребителей кофе
анализ полученных данных
Введение……………………………………………………………2
1.Сегментация на рынке кофе…………………………………6
1.2. ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ…………………………………………............17
1.3 ДИНАМИКА РЫНКА КОФЕ В РОССИИ……………………………21
1.4 АНАЛИЗ РЫНКА КОФЕ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГЕ…………………...25
1.5 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ КОФЕ………………………...35
2. ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТИРОВАНИЯ РЫНКА КОФЕ…………………42
2.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ + АНКЕТА
2.2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТЫ
заключение
Список используемой литературы……………44
С точки зрения конечных потребителей продукции рынок можно поделить на следующие группы таблицы:
Таблица1
Сегменты кофейного рынка
Сегмент |
Примечание | ||
Потребители дешевого кофе |
Наиболее емкий сегмент, как правило, покупает продукцию на товарных рынках, основной продукт - растворимый кофе. Марка кофе значения не имеет. | ||
Потребители дорогого качественного кофе |
В основном покупают натуральный кофе определенной марки в супермаркетах, дорогих фирменных магазинах. | ||
Кофейни, Рестораны |
Потребляют 4-12 кг. кофе в месяц, в основном покупают продукцию в зернах. | ||
Кондитерская и продуктовая промышленность |
|
Покупают кофе для последующей переработки. Основной продукт - обжаренный нефасованный кофе, в большинстве случаев технических сортов. |
Растворимый кофе является безусловным лидером на кофейном рынке России. Различают несколько типов растворимого кофе:
Таблица 2
Знание и потребление растворимого кофе различных марок, I квартал 2007 года. % от числа потребителей растворимого кофе (по данным журнала «Товаровед продовольственных товаров»)
Марки |
Знание |
Потребление |
Nescafe |
77,7 |
61,3 |
Tchibo |
57,7 |
23,2 |
Jacobs |
54,9 |
20,3 |
Moccona |
41,3 |
10,9 |
Milagro |
43,0 |
9,5 |
Elite |
30,1 |
7,3 |
Maxwell House |
45,1 |
17,7 |
Café Pele |
50,7 |
15,4 |
Grand |
39,6 |
11,6 |
MacCoffee |
38,3 |
11,1 |
«Жокей» |
34,1 |
8,4 |
«Русский продукт» |
20,3 |
6,2 |
Carte Noire |
16,0 |
5,4 |
Кофе «Московской кофейни на Паяхъ» |
25,3 |
5,1 |
Davidoff |
10,9 |
1,7 |
Ambassador |
34,2 |
4,7 |
Другие российские |
7,3 |
7,3 |
Другие зарубежные |
6,5 |
6,5 |
Большую долю растворимого кофе можно пояснить следующими причинами:
На долю порошкового быстрорастворимого кофе сегодня приходится примерно 2/3 российского рынка. Достаточной популярностью пользуется и растворимый кофе в гранулах. Позиции сублимированного кофе, как наиболее дорогого, сильно пошатнулись. И только объемы продаж элитного кофе остались на до кризисном уровне. После кризиса, несмотря на падение объема продаж, резко повысился интерес к кофе-микс, что связано с его невысокой ценой.
По словам большинства дистрибьюторов кофе, капучино становится все более популярным. Технология производства капуччино значительно сложнее, чем других кофейных смесей. Это определяет его качество и более высокую стоимость: кофе в чашке должен быть крепким и черным, а пенка белоснежной. Первые результаты продаж превзошли ожидания, и пришлось дополнительно подключать мощности завода во Франции. Наиболее широкий ассортимент капучино на российском рынке предлагает польская компания-производитель МОКАТЕ, дистрибьютор компания "Боралекс". Продукты присутствуют на российском рынке в 54 видах и 18 вкусах, в разных упаковках от традиционных пакетиков по 15 г до жестяных банок по 200 г и больших пакетов по 130 г. Сегодня "Боралекс" располагает полным ассортиментом продуктов МОКАТЕ. Самым большим спросом пользуются наиболее привычные россиянам вкусы сливочный, шоколадный, ореховый. "Боралекс" планирует начать поставки кофе МОКАТЕ "З в 1" в связи с большой его популярностью в регионах.
Небольшой, но стремительно растущий сегмент кофейного рынка кофе с ароматизированными добавками многими иностранными компаниями рассматривается как дополнение к основному ассортименту растворимого кофе. Компания Kraft Jacobs Sucbard (KJS) в феврале этого года вывела на российский рынок свой новый брэнд Jacobs Cafe Magic. В ассортименте три вида: Cafe Magic Cappuccino, Cafe Magic Irish Cream и Cafe Magic Amaretto. Маркетинговые исследования показали, что основные потребители ароматизированного кофе молодые женщины. Пакетик кофе в середине дня это маленький подарок себе, любимой. На концепции "приз для себя" построена рекламная кампания новой продукции KJS.
Структурируя российский рынок кофе можно, можно выделить пять основных сегментов: растворимый, зерновой, молотый кофе, кофейные смеси и напитки.
Рисунок 1. Структура рынка кофе по видам
Особенность российского рынка – потребление большого количества растворимого кофе и смесей, основное преимущество которых, по мнению респондентов – участников количественных и качественных исследований, - удобство приготовления и невысокая цена (на кофе российского производства). Группа «растворимый кофе» представлена на российском рынке тремя основными разновидностями: сублимированным, агломерированным, порошковым. Причем доля сортов, восемь лет назад полностью отсутствовавших на рынке, а именно сублимированного и агломерированного (гранулированного) – 64%.
Рисунок 2 Структура рынка растворимого кофе по типам
Несмотря на тенденцию
к росту доли натурального (зернового
и молотого) кофе, понадобится продолжительное
время, чтобы пропорции потребления
кофе приблизились к европейским (по
данным международной кофейной ассоциации,
в большинстве европейских
Тенденции на российском рынке
кофе не выходят за рамки общемировых.
На первоначальной стадии развития рынка
возрастает потребление растворимого
кофе, а затем, по мере его развития,
акценты смещаются в сторону
увеличения доли натурального (зернового
и молотого) кофе. При этом изменяется
структура потребления за счет увеличения
продаж качественных марок растворимого
кофе (гранулированный и
Рисунок 3. Распределение продаж кофе по типам населенных пунктов
Молотый кофе
Данный сегмент рынка значительно уже чем предыдущий. Ассортимент составляет несколько торговых марок и близко двух десятков наименований. Наибольшую долю занимает польская продукция, хотя объемы предложений могут значительно колебаться в зависимости от поступления товара на рынок.. В большинстве случаев такая продукция поступает контрабандным путем, канал распространения - рынки и "лоточная" торговля.
Кофе в зернах
Среди трех основных видов кофе: мокко, арабика и робуста - на рынке России присутствуют различные смеси арабики и робусты, мокко почти не представлена на рынке, исключение составляют дорогие супермаркеты та элитные организации питания. На данном рынке в основном представлены технические сорта кофе.
Значительное ухудшение ситуации на данном сегменте было вызвано низким спросом по отношению к другим группам, увеличением мировой цены, неритмичной работой основных потребителей (организации общественного питания, кондитерская и пищевкусовая промышленность). Почти полностью исчезли с рынка предложения кофе на развес и расфасованного в полиэтиленовые пакеты.
Импортеры на рынке
Российский рынок кофе
стал объектом внимания практически
всех ведущих мировых
Кофе в Россию поступает из более чем 50 стран. Около 50% импорта кофе в Россию приходится на долю трех стран:
хотя география стран,
экспортирующих кофе, постоянно меняется.
Всего в 1998 году было импортировано
в Россию около 5 тыс. тонн кофе, что
примерно в пять раз меньше, чем
в предыдущем году. Ожидается, что
в текущем году объемы поставок сократятся
еще больше. Так, за первый квартал 1999
года в Россию поступило кофе примерно
в 2 раза меньше, чем за аналогичный
период прошлого года. Сегодня, когда
появилась возможность выбора, многие
вынуждены приобретать
Отечественные производители на рынке
Укрепляют рыночные позиции
и вынашивают планы модернизации
своих производственных мощностей
и крупные отечественные
Отечественные компании тоже начали осваивать выпуск смесей. По словам Владимира Бойцова, коммерческого директора ЗАО «Экстрапродукт», многие российские производители кофе стали выпускать кофейные смеси, правда, в незначительных объемах. «Экстра продукт», выпускающее классический вариант «З в I» на протяжении уже 1,5 лет, специализируется именно на производстве кофейных миксов. В качестве сырья используется кофе с плантации Сантос в Бразилии, бельгийские сливки, специально разработанные по заказу компании. Они не сворачиваются в жесткой воде, что важно для многих российских регионов. В 1999 г. «Экстра продукт» запустило в производство два новых вида смесей кофе «Амаретто» и «По-ирландски». В апреле стартовала широкая рекламная кампания этих сортов на ТВ. Общий объем продаж ароматизированных сортов «Экстрапродукт», по данным его представителей, составляет 1015% от объема продаж классики. В мае запущен в производство кофе капучино.
В конце марта этого года российская компания "Группа Продэкс" начала продажи кофе с сахаром и сливками под маркой Premier. Но этот вид продукта не является для нее основным, а лишь дополняет выпускаемый ассортимент, Компания «Группа Продэкс» тоже начинает продажи капучино.
Причины увеличения доли рынка отечественных производителей: