Ассортимент и оценка качества гречневой крупы, поступающей на реализацию в магазин «Зеленый»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить ассортимент, товароведную характеристику и экспертизу гречневой крупы. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать состояние рынка гречневой крупы;

2. рассмотреть химический состав, пищевую ценность гречневой крупы;

3. выяснить факторы, влияющие на качество гречневой крупы;

4. выявить дефекты гречневой крупы и причины их вызывающие;

5. дать характеристику ассортимента гречневой крупы;

6. выявить пути расширения ассортимента гречневой крупы;

7. дать характеристику организационно-хозяйственной деятельности магазина

«Зеленый»;

8. провести органолептический и физико-химический анализ гречневой крупы

не менее четырех образцов, сравнить результаты и сделать выводы о

соответствии значений показателей исследуемых объектов с ГОСТами и

нормативными документами.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Обзор литературы 6
1.1 Анализ состояния рынка гречневой крупы в РФ 6
1.2 Химический состав, пищевая ценность гречневой крупы 10
1.2.1 Свойства гречневой крупы 10
1.3 Факторы, влияющие на качество гречневой крупы 13
1.3.1 Сырьё и его влияние на состав и свойства гречневой крупы 13
1.3.2 Влияние отдельных операций технологического процесса 16
производства на качество гречневой крупы 16
1.3.3 Влияние упаковки и маркировки на качество гречневой крупы 20
1.3.4 Влияние хранения и транспортирования на качество гречневой крупы 21
1.4 Дефекты гречневой крупы, причины их вызывающие и 24
меры предупреждения 24
1.5. Краткая характеристика ассортимента гречневой крупы 27
1.6 Пути расширения ассортимента и повышения качества 28
гречневой крупы 28
Глава 2 Экспериментальная часть 31
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Зеленый» 31
2.1.1 Характеристика материально-технической базы магазина «Зеленый» 33
2.1.2 Анализ основных экономических показателей финансово хозяйственной деятельности магазина «Зеленый» 36
2.1.3 Коммерческая работа по осуществлению закупок и заказов гречневой крупы, договорные отношения с поставщиками 38
2.1.4 Организация приемки гречневой крупы в магазине «Зеленый» по количеству и качеству 43
2.2 Анализ ассортимента гречневой крупы 45
2.3 Объекты и методы исследования качества гречневой крупы 51
2.4 Результаты исследования качества гречневой крупы 56
2.4.1 Результаты органолептического исследования 56
2.4.2 Результаты физико-химического исследования 59
Выводы и предложения 60
Список использованных источников 62

Вложенные файлы: 1 файл

гречневая крупа моя.docx

— 175.16 Кб (Скачать файл)

     Весовая крупа поступает в мешках из ткани  или полимерных материалов емкостью до 50кг. При приемке крупы проверяется количество упаковок согласно сопроводительным документам.

     На  первом этапе была проведена проверка целостности тары партии крупы. Тарные места упакованы правильно, упаковка не повреждена.

      Следующим этапом становится контроль маркировки ящиков и приклеенных к ним бумажных ярлыков на соответствие ГОСТ Р 14192-71, в части транспортной маркировки. Приемка товаров по качеству предполагает выявление качества и комплектности товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Качество товаров должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, а также требованиям договора. Если при приемке обнаруживают недоброкачественные товары, то составляется акт. По результатам конечной приемки составляется акт приемки по качеству.

      Приёмка круп по качеству в магазине «Зеленый»  производится в соответствии с инструкцией  о порядке приёмки продукции  производственно-технического значения и товаров народного потребления  по качеству (П-7). Оценку качества круп начинают с осмотра их упаковки и маркировки. Оценка маркировки показала, что транспортные данные тары являются полной и соответствуют ГОСТ 14192-71 и ГОСТ 51174-98. На стадии приемки гречневой крупы по качеству в магазине «Зеленый»  проверяется только целостность упаковки и маркировки каждой упаковочной единицы потребительской тары. Не проводится никаких других испытаний проверки качества продукции, что является нарушением процедуры приемки. Если поступил некачественный товар, то дефекты продукции определяются только покупателем, уже непосредственно после совершения покупки.

      При получении нового товара, товаровед-продавец после его приемки заводит новые штрих-коды в базу. После приёмки, на товары делаются ценники в операторской, затем необходимое количество товара выносится в торговый зал, остальное остается на складах.

     2.2 Анализ ассортимента  гречневой крупы

 

     Свойство  ассортимента – специфическая особенность  ассортимента, проявляющаяся при  его формировании.

     Показатель  ассортимента – количественное выражение  свойств ассортимента.

     Свойствами  ассортимента являются:

         - широта ассортимента;

         - полнота ассортимента;

         - устойчивость;

         - новизна;

         - структура;

         - ассортиментный минимум;

         - рациональность;

         - гармоничность.

      Проведем  анализ рациональности ассортимента гречневой  крупы путем расчета его показателей, а именно: широта, полнота, степень  новизны и устойчивости. Приведен расчет показателей в таблице 4.

Таблица 4 – Номенклатура свойств и показателей ассортимента гречневой крупы

Свойства  ассортимента Показатели  ассортимента Расчетная формула Расчет показателей Результат
1 2 3 4 5
Широта Действительный (Шд) = 5

Базовый (Шб) = 8

Коэффициент широты:

%

62,5 %
Полнота Действительный (Пд) = 9

Базовый (Пб) = 24

Коэффициент полноты:

%

37,5 %
Устойчивость Показатель  устойчивости (У) = 4 Коэффициент устойчивости:

%

50,0 %
Новизна Показатель  новизны (Н) = 0 Коэффициент обновления:

%

0 %
Рациональность Коэффициент рациональности (К) KD = Кш - ВШ + Кп- ВП + Kv - ВУ + Кн- ВН/4·100 % 37 %
 

      Результат исследования рациональности ассортимента в магазине ООО «Зеленый» показали, что в целом представленный ассортимент удовлетворяет требованием покупателей. Для большей прибыли можно было бы увеличить ассортимент предприятия.

      Широта  выступает в качестве одного из критериев  конкурентоспособности предприятий. На насыщенном рынке продавцы стремятся удовлетворять разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается за счет увеличения широты ассортимента.

      Из  данных таблицы 4 видно, что показатель широты ассортимента составляет 62,5%. Таким  образом, магазин ООО «Зеленый»  не полностью удовлетворяет потребностям потребителей в разнообразии ассортимента.

      Полнота ассортимента служит одним из средств  стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных  разными вкусами, привычками. Чем  больше полнота ассортимента, тем  выше вероятность того, что потребительский  спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Из данных таблицы 4 показатель полноты составляет 37,5 %, который не полностью удовлетворяет спрос покупателей.

      Устойчивость  ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа реализации товаров. Из данных таблицы 4 показатель устойчивости составляет 50 % - средний. Данный показатель свидетельствует о том, что магазин ООО «Зеленый» удовлетворяет вкусам и потребностям своих покупателей не на высоком уровне.

      Коэффициент новизны равен 0 %, что плохо для  данного предприятия с большим  сроком работы. Хотя, ассортимент магазина сформирован с учетом основных потребностей потенциальных покупателей. Обновление ассортимента происходит довольно редко, но этот факт не сказывает отрицательно на прибыли магазина.

      Коэффициент рациональности - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные  на соответствующие коэффициенты весомости. Рациональность ассортимента гречневой крупы составила 37 %, что свидетельствует о том, что ассортимент магазина нерационален. Следовательно, руководство магазина должно улучшить работу предприятия, проанализировать хозяйственные отношения с поставщиками, расширить поиск новых поставщиков, изучить покупательский спрос на данную группу продуктов.

     Причинами, побуждающими обновлять ассортимент, являются:

         - замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом;

         - разработка новых товаров улучшенного  качества;

         - создание конкурентных преимуществ  организации.

     Потребителями новых товаров являются «новаторы». Новые товары удовлетворяют не столько  физиологические, сколько психологические  и социальные потребности.

     Структура ассортимента – это удельная доля каждого вида  или наименования товара в общем наборе.

     Ассортиментный  минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. Однако в настоящее время многие торговые предприятия исключают из ассортимента дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений утвердили несоблюдение ассортиментного перечня нарушением правил торговли.

     Рациональность  ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности свидетельствует о рациональном ассортименте.

     Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации, использования.

     Формирование  ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и (или) лицензиями «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

     Формированию ассортимента предшествует  разработка предприятием ассортиментной  концепции. Она представляет собой  направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками. [19]

 

            Ассортиментная  концепция  выражается  в   виде   системы   показателей, характеризующих   возможности   оптимального   развития   производственного ассортимента  данного  вида  товаров.  К   таким   показателям   относятся: разнообразие  видов  и   разновидностей   товаров   (с   учетом   типологии потребителей);  уровень  и  частота  обновления  ассортимента;  уровень   и соотношения цен на товары данного вида и др. Подкрепленная мерами организационного и иного характера  по  обеспечению выпуска  продукции  в  предусмотренных  структуре  и  наборе  ассортиментная концепция может рассматриваться как  своего  рода  программа по  управлению развитием производства и реализацией  соответствующих  товаров.  Целевая  ее часть  включает  требования  к   оптимальной   структуре   ассортимента,   а программная — систему мер по ее  достижению  за  определенный  период.  Этой программе придает комплексный характер включение в нее  вопросов,  связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве  критериев  оптимальности  выступают требования  потребителей  к  ассортименту  и  качеству  товаров,   ресурсные возможности, социальные установки. [2]

 

                   Достижение соответствия  между  структурно-ассортиментным  предложением товаров  предприятием  и  спросом  на  них   связано   с   определением   и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз  тенденции  развития  ассортимента   должен   показывать   такую траекторию  развития  процесса,  которая  позволит  обеспечить   достижение намечаемого соответствия товарного  предложения  предприятия  меняющейся  в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

 

                 Итак, суть проблемы формирования  ассортимента  состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных  на  отбор  продуктов  для будущего производства и реализации на рынке и на  приведение  характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование  на основе  планирования  ассортимента   продукции   —   непрерывный   процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. [19]  

 

      Система формирования ассортимента включает следующие  основные моменты:

 

  1. Определение текущих и  перспективных  потребностей  покупателей,  анализ способов использования  данной  продукции  и  особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

Информация о работе Ассортимент и оценка качества гречневой крупы, поступающей на реализацию в магазин «Зеленый»