Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 00:45, курсовая работа
Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности играют огромную роль в нашей жизни. Хлеб занимает важное место в пищевом рационе человека, особенно в нашей стране, где производство хлеба связано с глубокими и давними традициями. Русский хлеб издавна славился богатым вкусом, ароматом, питательностью, разнообразием ассортимента.
Введение 2
1.Литературный обзор 4
1.1. Классификация и ассортимент хлеба 4
1.2. Химический состав и пищевая ценность хлеба 5
1.3. Факторы, формирующие качество хлеба 6
1.3.1.Сырье и его подготовка 6
1.3.2. Дозирование сырья и замес теста 6
1.3.4. Способы приготовления пшеничного теста 6
1.3.5. Созревание (брожение) теста 7
1.3.6. Приготовление ржаного и ржано-пшеничного теста 7
1.3.7. Разделка и расстойка теста 7
1.3.8. Выпечка хлеба 7
1.4. Показатели качества хлеба 8
1.5. Маркировка и упаковка хлеба 8
1.6. Хранение хлеба 9
1.7. Дефекты хлеба 10
2. Практическая часть 11
2.1. Анализ рынка хлеба 11
2.2. Объекты исследования 12
2.3. Методы исследования 13
2.4. Результаты проведенного исследования 17
Результаты данного исследования показали, что условия хранения значительно влияют на качество хлеба. 20
Были приведены два вида условий хранения: при комнатной температуре (наиболее распространенные условия хранения) и в морозильной камере холодильника при температуре -18ºС. В обычных условиях хлеб хранился 4 суток. За срок его хранения были замечены изменения таких показателей, как кислотность и влажность. 20
Органолептические показатели, такие как вкус, запах и состояние мякиша также изменялись. Мякиш становился менее эластичным, больше крошился. Всё это снижает привлекательность продукта. 20
Из полученных данных, что в период хранения хлеба при комнатной температуре пористость продукта уменшилась. Это может быть связано с происходящими процессами черствения хлеба. Также увеличилась влажность хлеб. Это способствовало хранение хлеба в упаковке. При хранении хлеба без упаковки показатель влажности скорее всего будет меньше. Показатель кислотности также увеличился. На вторые сутки хранения было обнаружено, что кислотность продукта резко возросла с 1 град. до 2,4 град. (ограничения по стандарту - не более 2,5 град.). Несмотря на то, что продукция осталась стандартной, значение показателя оказалось высоким. 20
Из данных Рисунка 2 мы можем сделать следующие выводы о качестве: 20
пористость хлеба на протяжении хранения постепенно уменьшается, это может быть связано с процессами черствения; 21
влажность хлеба увеличивается так же, как и при хранении хлеба при комнатной температуре; 21
кислотность хлеба повышается, но на незначительную величину. 21
В морозильной камере хлеб хранился в течение 32 дней. Все физико-химические показатели на протяжении срока хранения оставались в пределах нормы. Более того, показатель кислотности образцов, хранившихся при низкой температуре ниже того же показателя у образцов, хранившихся при комнатной температуре. Вкус и запах продукта оставались приятными в течение всего периода хранения. 21
2.6. Выводы и предложения. 21
Список использованной литературы 23
Дефекты мякиша.
Посторонние включения, попадающие в тесто, являются результатом повреждения сит, на которых просеивается мука, солод и другие сыпучие компаненты.
Непромес – комочки неразмешанной муки остаются в тесте при нарушении режима замеса. Закал у нижних корок чаще всего образуется в ржаном хлебе при посадке его на недостаточно прогретый под печи или при неосторожном обращении с горячим хлебом после выхода его из печи. Закал может образовываться также при остывании хлеба на холодной металлической поверхности, его излишней влажности и плохой пропеченности. Закал в центре может образовываться при замесе теста на слишком горячей воде. Неравномерная пористость получается при использовании муки из дефектного зерна, нарушениях рецептуры теста, отсутствии обминок.
Липкий (сыропеклый) мякиш дают мука из проросшего и морозобойного зерна, излишняя влажность теста, чрезмерное механическое воздействие при замесе и недостаточная длительность выпечки. Крошковатый грубый мякиш у свежеиспеченного хлеба получается при недостаточной влажности теста.
Темный мякиш дают мука из проросшего и морозобойного зерна и муки с повышенной активностью полифенолоксидазы (тирозиназы).
Дефекты вкуса и аромата хлеба.
Хруст на зубах при разжевывании хлеба возможен при попадании в муку песка и других минеральных примесей. Посторонние запах и привкус могут быть обусловлены наличием в муке примесей полыни, горчака и других семян сорных трав, обладающих сильно выраженным вкусом и запахом. Посторонние привкусы и запахи могут появиться при использовании недоброкачественного сырья - прогоркшей муки и жиров, испорченных дрожжей, яиц, молочных продуктов.
Солодовый привкус у незаварных сортов хлеба получается при использовании муки из проросшего и морозобойного зерна.
Излишне кислый или пресный вкус имеют хлеб их перебродившего или недобродившего теста, а также хлеб с нарушенным соотношением молочной и уксусной кислот.[10]
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий менее любого другого продовольственного рынка подвержен влиянию рыночного механизма, поскольку государство осуществляет преемственность в его регулировании от предыдущего социально-экономического уклада. Исключительная значимость хлеба и хлебобулочных изделий как продуктов наиболее важных для жизни человека относит их к товарам стратегического назначения, а для граждан – к продуктам первой необходимости и постоянного неотлагаемого спроса. Поэтому рынок демонстрирует стабильность, предсказуемость и позволяет его игрокам продолжать развитие своего бизнеса.
По данным маркетингового исследования «Рынок хлеба и хлебобулочных изделий. Текущая ситуация и прогноз», проведенного компанией Intesco Research Group, объем российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении с 2007 года по 2010-й медленно сокращался. Однако в 2011 году рынок показал положительную динамику, вырос на 1% и составил немногим более 7,089 млн тонн.
Это связано как с расширением номенклатуры выпускаемой хлебопекарной продукции, изменением структуры потребления продуктов питания под влиянием роста цен, так и с постепенным приближением потребления хлеба к научно обоснованным нормам потребления. По данным Института питания Российской академии медицинских наук, норма потребления хлеба в расчете на человека составляет 100 кг в год. На каждого же жителя России в 2011 году приходилось лишь по 50 кг хлеба и хлебобулочных изделий.
Почти весь объем рынка
в натуральном выражении
В целом, российский рынок
хлеба и хлебобулочных изделий
условно разделяется на два сегмента:
сегмент, включающий в себя продукцию
длительного хранения (изделия с
пониженной влажностью, полуфабрикаты),
и сегмент продукции
Более детально рынок сегментирован
по видам хлеба и хлебобулочных
изделий. На российском рынке хлеба
и хлебобулочных изделий
Самыми популярными видами на рынке хлеба и хлебобулочных изделий по-прежнему являются хлеб ржаной, хлеб из пшеничной муки первого сорта, булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта и хлеб пшеничный из муки высшего сорта, на которые приходится около 80% совокупного объема данного рынка.
За 2010 год розничные продажи хлеба и хлебобулочных изделий выросли по отношению к 2009 году на 8,5% в стоимостном выражении. Розничные продажи увеличились на 29,7 млрд рублей и в четвертом квартале 2010 года достигли 128,7 млрд руб. В трех первых кварталах 2011 года розничные продажи колебались в пределах 95,2-98,7 млрд рублей (рис. 4), а к концу года достигли 145,7 млрд руб. В целом в 2011 году продажи увеличились на 15,1% и составили 436,1 млрд руб.
Ежегодный существенный рост
продаж в четвертом квартале объясняется
тем, что в летние месяцы года потребление
хлеба частично замещается потреблением
фруктов и овощей нового урожая.
В то время как в четвертом
квартале у потребителей возникает
необходимость восполнения
В 2011 году четвертая часть всех розничных продаж хлеба и хлебобулочных изделий – 26,9% – приходилась на Центральный федеральный округ, а пятая часть – 19,4% – на Приволжский федеральный округ. По десятой части приходилось на Сибирский, Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные округа.
Сегмент изделий из пшеничной муки является крупнейшим на российском рынке хлеба и хлебобулочных изделий: его доля в структуре производства в 2010 году превысила 47%. Ржано-пшеничная и пшенично-ржаная продукция формировала более четверти предложения хлебобулочной продукции на рынке. Сдобные хлебобулочные изделия и продукты из ржаной муки занимали в структуре производства соответственно 4,5 и 4,7%. На долю изделий пониженной влажности (сухари, хлебцы, баранки, хлебные палочки, соломка) приходилось немногим более 3%. Продукция диетического назначения в общем объеме производства составляла 1,2%, а пироги, пирожки и пончики – около 0,6%.
Объем российского производства пшеничного хлеба из муки высшего сорта в 2010 году составил 1657,5 тысячи тонн, а хлеба пшеничного из муки 1-го сорта – 1487,8 тысячи тонн. Хлеба пшеничного из муки 2-го сорта было произведено около 147 тысяч тонн, а хлеба из ржаной муки – 331,2 тысячи тонн. Производство хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки достигло 1967,7 тысячи тонн, а диетических хлебобулочных изделий – 83,1 тысячи тонн. Сдобных хлебобулочных изделий было произведено 316 тысяч тонн, пирожков, пирогов и пончиков – 39,8 тысячи тонн. В период с января по сентябрь 2011 года в России было произведено 256,8 тысячи тонн хлебобулочной продукции длительного хранения. В 2011 году объем производства хлебобулочной продукции длительного хранения составил 339,7 тысячи тонн, изделий недлительного хранения - 6573 тысячи тонн.
Регионами с наибольшими объемами производства хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки, как и в предыдущие годы, являлись Краснодарский край, Москва, Московская и Ростовская области. Наибольшие объемы хлебобулочных изделий из ржаной муки производились в Кировской и Московской областях, Алтайском крае и Свердловской области. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Нижегородской области производились наибольшие объемы хлебобулочных изделий из смеси ржаной и пшеничной муки.
Крупнейшими российскими
производителями хлеба и
Богатый урожай зерна 2011 года
добавил забот производителям хлеба
и хлебобулочных изделий. Конкуренция
между производителями
В 2011 году в платежеспособном спросе населения на хлеб и хлебобулочные изделия наблюдался незначительный рост. Однако спрос по-прежнему сдвигался в сторону простых массовых сортов хлеба. По-прежнему основным критерием при выборе хлеба для потребителя является его свежесть. На втором месте стоят цена и конкретный производитель. Покупатели большое внимание обращают на наличие различных добавок в продукте. Гораздо меньшее значение имеют вес, размер, форма хлеба и любые рекомендации о его покупке.
В 2011 году продолжилось государственное
регулирование рынка хлеба и
хлебобулочных изделий
Вступление России во Всемирную торговую организацию, несомненно, повлияет на дальнейшее развитие российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий. С точки зрения государственного регулирования рынка возможно его разделение на два крупных сегмента: сегмент натурального хлеба и хлебобулочных изделий и сегмент «хлебосодержащего продукта».
Начало этому процессу
положила отмена обязательной сертификации
продукции, повлекшая за собой ожидания
потребителей о появлении на рынке
хлеба и хлебобулочных изделий
низкокачественной продукции, и
информацию в СМИ о случаях, подтверждающих
такие ожидания. К тому же применение
в изготовлении хлеба и хлебобулочных
изделий, как и мучных кондитерских
изделий ингредиентов-
В результате возникла новая тенденция, охватившая определенный слой потребителей, ушедших с рынка хлеба и хлебобулочных изделий, которые, приобретая хлебопечки, сами на свою семью начали выпекать хлеб и хлебобулочные изделия исключительно из натуральных ингредиентов. Одновременно расширилась номенклатура хлебопечек на рынке бытовой техники. Ее поставляют на российский рынок уже 26 известных зарубежных производителей бытовой техники. Данная тенденция постепенно расширяет свою географию.
При этом существующий формат
государственного регулирования отрасли,
нацеленный на поддержание существующего
определенного уровня цен на хлеб
и хлебобулочные изделия, сужает
границы ее возможностей в условиях
рыночной экономики. Дифференциация доходов
населения достаточно высока, платежеспособный
спрос многих категорий граждан
позволяет приобретать
По прогнозам аналитиков Intesco Research Group, платежеспособный спрос населения будет по-прежнему постепенно смещаться в сторону покупок привычных сортов хлеба и хлебобулочных изделий.
Дальнейшее развитие рынка
хлеба и хлебобулочных изделий
будет зависеть от разнообразия и
изменения форм государственного регулирования
продовольственного рынка с учетом
его функционирования в условиях
«справедливой торговли» в
Объектом исследования служил «Батон нарезной» в упаковке предприятия-изготовителя ОАО «Подольский хлебокомбинат». Образцы батона хранили в обычных условиях при комнатной температуре и в морозильной камере холодильника.
Информация о работе Влияние условий хранения на качество хлеба