Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме «Изучение потребительских свойств и экспертиза качества игристых виноградных вин». Актуальность выбранной темы в том, что игристое виноградных вино - это вино со значительным уровнем содержания двуокиси углерода, делающей его шипучим. [19]. Двуокись углерода получается в результате природного брожения либо в бутылке при использовании «шампанского метода», либо в большом резервуаре, разработанном для того, чтобы выдерживать внутреннее давление, как при использовании метода Шарма.
Введение
Глава 1. Факторы формирования ассортимента и потребительских свойств игристых виноградных вин
Особенности производства и характеристика ассортимента игристых виноградных вин
Потребительские свойства игристых виноградных вин
Состояние рынка производства и потребление игристых виноградных вин
Глава 2. Анализ ассортимента игристых виноградных вин
2.1 Анализ классификации ассортимента игристых виноградных вин
2.2 Анализ показателей и структуры ассортимента игристых виноградных вин
Глава 3. Экспертиза качества игристых виноградных вин
3.1 Анализ нормативной базы
3.2 Органолептические методы экспертизы качества
3.3 Лабораторные методы экспертизы качества
Заключение
Библиографический список
К наиболее распространенным порокам вина относятся кассовые помутнения, которые возникаю при взаимодействии некоторых органических компонентов вин с металлами.
Железные кассы (белый и черный). Избыточное содержание ионов железа (из сырья и металлических частей оборудования) в концентрации от 5 до 35 мг/дм³.
Черный касс – вызывают почернение красных и белых вин или появление грязно-зелено-фиолетовых осадков.
Белый касс – посизение вина, при этом появляется аморфный осадок белого цвета.
Медный касс – избыточные соли меди взаимодействуют с сернистыми соединениями. При этом в вине появляется муть коричнево-квасного цвета, затем образуется осадок красновато-бурого цвета.
Оксидазный касс – это процесс окисления дубильных веществ вина ферментной серой гнили винограда (эпоксидаза). Вина становятся коричневыми с неприятным привкусом. Дефект устраняется пастеризицией вина.
Сероводородный запах вина – возникает при чрезмерной сульфитизации вина сернистым ангидридом или из-за попадания в вино серы с винограда (недавно опыленного). За счет ферментов дрожжей образуется H2S, появляется сероводородный запах.
Болезни вин чаще всего вызываются бактериями и реже – дрожжами. «Вылечить» больное вино практически не возможно, поэтому основной мерой их предупреждения является соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Уксусное скисание – причиной заражения являются уксусные бактерии, находящиеся на поверхности ягод винограда вместе с дрожжами, а также загрязненная тара и низкое санитарно-гигиеническое состояние производства. Заболевают в основном натуральные вина. На поверхности вина появляется тонкая сероватая пленка. Вначале она прозрачная, но затем утолщается, розовеет. В дальнейшем опускается на дно, где иногда образует слизистое тягучее гнездо (масса). В вине появляется запах уксусной кислоты, царапающее ощущение в горле.
Мышиный привкус – одно из наиболее стойких заболеваний игристых вин. Возбудитель – нитевидные бактерии типа Bact. Мannitopoeum, дрожжеподобные плесени, пленчатые дрожжи, разрушающие органические кислоты вина. Сопровождается молочнокислым брожением вина. При развитии заболевания вино мутнеет, появляется темно-коричневый осадок, отвратительный привкус и мышиный запах.
Молочнокислое брожение – появляется в результате загрязнения вина молочнокислыми бактериями. Возбудители заболевания развиваются в глубине вина, образуя при склеивании «шелковистые волны». Вино приобретает неприятный сладковато-кислый вкус и запах квашенных овощей, переходящий в прогорклые на более поздних стадиях болезни.
Маннитное брожение – сопутствует молочнокислому в винах крепостью не более 14% об. Вино мутнеет без изменения цвета, приобретая неприятный тошнотворный вкус.
Пропионовое брожение – вино мутнеет, с развитием болезни белые вина приобретают синевато-сизую окраску, красные – желто-бурую.
Ожирение вина – вино густеет, становится тягучим и слизистым, напоминая по консистенции сначала масло, а затем – яичный белок. [10].
Потребительские свойства товаров – это совокупность технических, экономических и эстетических свойств, которые обеспечивают потребителю наибольшее удовлетворение его потребностей за определенную цену. Для игристых виноградных вин характерна совокупность потребительских свойств, приведенная в таблице 1.
Таблица 1. Номенклатура потребительских свойств игристых виноградных вин
Группа потребительских свойств |
Потребительские свойства |
Надежность |
Сохраняемость |
Эргономические свойства |
Антропометрические, физиологические, гигиенические, психологические |
Эстетические свойства |
Товарный вид, художественная выразительность, |
Экологические свойства |
Вредное воздействие на окружающую среду |
Безопасность |
Токсилогическая, радиационная, микробиологическая, химическая |
Пищевая ценность |
Физиологическая, биологическая, энергетическая, органолептическая, усвояемость, доброкачественность |
Функциональные свойства |
Функциональное, социальное, универсальность применения |
Экономичность |
Затраты потребителей |
Экономические свойства |
Социальные возможности |
Надежность – это способность товара сохранять функциональное назначение в процессе эксплуатации и хранения в течении заранее оговоренных сроков.
Эргономические свойства – способность товаров создавать удобство и комфорт человеку в соответствии с антропометрическими (размерными), психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Антропометрические свойства –
способность товаров при
Физиологические свойства – способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании (затрата усилий человека).
Психологические свойства – это
способность товаров
Гигиенические свойства – поддержание нормального микроклимата (гигроскопичность, загрязненность, термозащита).
Эстетические свойства – способность товаров выражать и удовлетворять потребности человека в красоте.
Экологические свойства – способность товаров оказывать воздействие на безопасность окружающей среды при производстве, хранении и эксплуатации.
Безопасность – относится к обязательным требованиям и должна регламентироваться нормативно-технической документацией.
Пищевая ценность - обуславливается физиологической ценностью и зависит от состава веществ, оказывающих воздействие на организм человека.
Функциональные свойства – соответствие изделия своему назначению, то есть способность товара удовлетворять основную функцию.
Экономичность – связана с затратами потребителя при эксплуатации товаров.
Экономические свойства – это цена товара (цена должна соответствовать разным категориям потребителей, которые различаются уровнем доходов)
1.3 Состояние рынка производства и потребление игристых виноградных вин
Начиная
с 2000 года в России наблюдался очередной
этап устойчивого роста производства
шампанских и игристых вин – на
10–15% в год (рис. 1). В значительной
степени этому способствовало то,
что в течение этого периода
акциз на данный вид алкогольной
продукции отличался
С первого квартала 2007 года объем производства шампанских и игристых вин фактически удвоился, что было вызвано изменениями в дешевом сегменте виноградных вин. В числе таких изменений можно отметить то, что с рынка «ушли» дешевые импортные вина до 100 рублей за бутылку, а массовое относительно неплохое вино отечественного производства, цена на которое в 2005 году составляла 75-80 рублей, подорожало до 100 рублей и более. Кроме того, в настоящее время по 60-65 рублей продаются виноградные отечественные вина откровенно невысокого качества. В то же время значительная часть шампанских вин осталась в прежней ценовой категории – до 95-100 рублей за бутылку. Все это спровоцировало рост производства и потребления шампанских и игристых вин. Необходимо отметить, что во многих странах мира наблюдается рост интереса к игристым винам. Можно предположить, что до кризиса это было связано с максимальным развитием нижнего сегмента среднего потребительского класса в этих странах. Именно для этих социальных групп данный алкогольный напиток всегда олицетворял праздник.
По итогам первого полугодия 2008 года, распределение долей отечественного и импортного шампанского/игристого вина в целом восстановилось, достигнув уровня 2006-2007 годов – соответственно 94,4% против 5,6 (табл. 1). В январе–сентябре 2008 года из-за роста импорта доля российской продукции сократилась практически до уровня первого квартала 2008-го и уровня 2002 года.
По итогам января–сентября 2008 года ведущие позиции на рынке шампанских и игристых вин занимало ЗАО «Игристые вина» (Санкт-Петербург), которое сменило многолетнего лидера – группу компаний «Исток», сместив его на вторую позицию. Также в тройку лидеров вошло ОАО «Московский комбинат шампанских вин» (МКШВ, Москва). Эти ведущие производители в январе–сентябре 2008 года контролировали 39,8% рынка (табл. 2). Для сравнения: в январе–сентябре 2007 года на долю этих игроков приходилось 45,3% рынка. [20].
Отечественный рынок шампанских и игристых вин максимально консолидирован. Всего производством данной продукции занимаются 25 заводов, в то время как тихие виноградные вина реально выпускают около 150 предприятий. Стоит отметить, что объем выпускаемых шампанских и игристых вин в 4 раза меньше, чем объем тихих виноградных вин. Технология производства шампанского требует максимальной концентрации производства.
В числе крупнейших групп компаний, представленных в настоящее время на российском рынке шампанских и игристых вин, стоит отметить следующие:
При стремительном росте рынка, отмечавшемся в первом полугодии 2008 года, и более спокойном росте в предновогоднем квартале доля трех ведущих групп компаний несколько снизилась – по итогам января–сентября 2008 года в целом прирост к 2007 году составил менее 5% (табл. 3).
По всей
видимости, кто-то «наверху» решил,
что в России сегодня не хватает
государственных и частных
По нашему
мнению, государство в лице «СПИ»
решило поддержать своего давнего водочного
политического союзника – «Винэксим»
- в преддверии падения продаж основного
бренда компании. Отметим, что в октябре
2008 года уже произошел серьезный
спад производства этой продукции, выпускаемой
на мощностях ОАО «Московский
завод «Кристалл». Хотя мы считаем,
что государство и так
Не так
давно появилось сообщение о
том, что «Исток» совершенствует
дизайн «Советского шампанского». На
истоковское «Советское»
Информация о работе Исследование ассортимента и оценка качества игристых виноградных вин