Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:12, контрольная работа
Классификация продовольственных товаров — это распределение их на группы или классы по общим и наиболее характерным признакам. В основу классификации могут быть положены различные признаки: происхождение товаров, их химический состав, назначение и т. д. В связи с этим существуют различные классификации продовольственных товаров, однако ни одна из них не является общепринятой.
пшеничного теста, о пропеченности мякиша хлеба, степени измельчения муки. При оценке консистенции учитывают нежность, сочность, упругость, твердость, рассыпчатость, крошливость, мягкость, однородность, присутствие твердых частиц (например, крупинок в паштете или песка в томатопродуктах).
Вкус и вкусовые ощущения имеют наибольшее значение при оценке качества товаров. Вкус — это ощущение, которое возникает при возбуждении вкусовых рецепторов, расположенных во вкусовых сосочках слизистой оболочки верхней стороны языка. Вкус вызывают только вещества, растворимые в воде или слюне, а на вкусовые ощущения оказывают влияние также консистенция и запах продукта.
Различают четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый и соленый. Они образуют сложные вкусы — кисло-сладкий (вкус плодов и ягод), кисло-соленый (квашеных овощей), сладковато-горький (шоколада). Вкусовые ощущения могут быть различными: вкус вяжущий, острый, терпкий, едкий, освежающий, жгучий, маслянистый, мучнистый.
Вкус и вкусовые ощущения зависят от температуры их определения. Сладкий вкус лучше проявляется при температуре 37°С, соленый — при 18°С, а горький — при 10°С. При температуре 0°С вкусовые ощущения резко ослабевают или исчезают. Поэтому рекомендуется определять вкус продукта при температуре 20—40°С.
Звуковыми и слуховыми ощущениями пользуются при оценке зрелости арбузов, при определении насыщенности шампанского и газированных напитков углекислым газом и в некоторых других случаях.
Балльный способ оценки — обозначение показателей качества с помощью условной системы баллов. Пользуются им обычно для выражения показателей качества, определяемых органолептически.
Применяются 10-, 20- и 100-балльная системы. Сущность их заключается в том, что важнейшие качественные признаки оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от их значимости. При наличии в товаре дефектов делается соответствующая скидка баллов. Результаты балльной оценки суммируются.
В зависимости от общей суммы баллов (в том числе по вкусу и запаху)
устанавливается товарный сорт продукта. Важнейшими показателями являются вкус и запах продукта, на которые выделяют от 40 до 50% всех баллов. По другим показателям баллы распределяются в соответствии с весомостью показателей в образовании качества данного продукта.
Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для выявления
химического состава, безвредности, пищевого достоинства пищевых продуктов, используются физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические методы исследования. Достоинством лабораторных методов является точность результатов.
Экспертный метод — это метод определения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по оцениваемой продукции — ученые, конструкторы, дизайнеры, технологи, а также товароведы и другие работники торговли.
Измерительный метод применяют для определения показателей качества с помощью различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.
С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных данных, например количества дефектной тары или дефектных изделий в партии товара при приемке, хранении и реализации, при инвентаризации товарно-материальных ценностей.
При расчетном методе показатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.
При социологическом методе показатели качества продукции определяют
на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем учета заполненных ими анкет-вопросников, а также путем организации покупательских конференций, выставок-продаж, дегустаций и других мероприятий.
4. Алкогольные напитки: классификация, ассортимент
Алкогольные напитки – напитки в состав которых входит этиловый спирт. По Европейским нормам напиток, содержащий более 1,5% этилового спирта является алкогольным.
К алкогольным напиткам относятся:
По количеству содержащегося алкоголя данные напитки подразделяются на :
4.1. Спирт этиловый и водка
Спирт этиловый получают методом спиртового брожения сахаро и крахмалосодержащих продуктов — сахарной свеклы, тростника, картофеля, зерна, а также отходов их переработки (мелассы, патоки, отходов виноделия). В зависимости от содержания примесей и крепости спирт этиловый ректификованный (С2Н5ОН) выпускают сортов: Суперлюкс, Люкс, Экстра, высшей очистки и 1-го сорта. Спирт этиловый ректификованный представляет собой прозрачную, бесцветную жидкость без посторонних запахов и привкусов.
Спирты сортов Суперлюкс, Люкс и Экстра получают только из кондиционного зерна. Для спирта высшей очистки и 1-го сорта используют любое крахмалосодержащее пищевое сырье.
Содержание этилового спирта (крепость) выражается в объемных процентах. Под объемным процентом понимают количество миллилитров спирта в 100 мл водно-спиртового раствора при 20˚С. Крепость спирта Люкс – 96,3% об., Экстра – 96,5% об., высшей очистки – 96,2% об., 1-го сорта – 96,0% об.
Этиловый спирт – бесцветная, легкоподвижная жидкость; удельный вес безводного спирта при 20˚С – 0,78927; температура кипения при 760 мм рт.ст. – 78,3˚С; замерзания - - 117˚С.
Как самостоятельный напиток спирт этиловый питьевой 95% производится для реализации только в районах крайнего севера.
Водка представляет собой смесь ректификованного этилового спирта с умягченной водой, обработанная активированным углем и профильтрованная. При этом удаляются сивушные масла, альдегиды, механические и другие примеси, которые придают водке неприятные запах и привкус, образуют осадок, "белое кольцо".
В настоящее время технология водок пополнена новыми способами обработки. Например, сортировку (смесь этилового спирта с водой) обрабатывают ионами серебра, черным кремнием, лазерным излучением. Такая обработка придает водке высокие потребительские свойства — кристальный блеск, мягкость вкуса, повышает иммунитет организма к неблагоприятным внешним воздействиям, возбудителям заболеваний. Название водки зависит от количества и качества ректификованного этилового спирта и добавок, улучшающих ее вкусовые свойства. В качестве добавок, улучшающих вкус, используют лимонную кислоту, перманганат калия, сахар, инвертный сахар, мед и т. д.
Промышленность выпускает водки и водки особые. Из спирта Суперлюкс готовят водку марок «Спер-люкс», «Всеслав Чародей», «Расия».
Из спирта Люкс готовят водку «Белая Русь», Золотое кольцо» «Кристал-люкс».
Из спирта Экстра — водки «Кристальная», «Пшеничная», «Столичная», «Русская», «Московская особая».
Водки из спирта экстра имеют преимущественно крепость 40% об., но по действующему стандарту могут вырабатываться спиртуозностью 40—45%об.
Из спирта высшей очистки готовят водки «Старорусскую», «Гомельскую», «Климовичскую» и др. (40% об.).
Из спирта высшей очистки разрешено готовить водки крепостью 38—45% об.
Водки особые отличаются составом сырья и органолептическими показателями. К ним относятся следующие марки «Старка», «Перцовка», «Тульская», «Орловская», «Царская»
4.2. Ликёроводочные изделия
Данная группа представляют
собой крепкие алкогольные
Таблица 4.1
по содержанию спирта и сахара
Группа |
Содержание |
Группа |
Содержание | ||
спирта, % об. |
сахара, % |
спирта, % об. |
сахара, % | ||
Ликеры крепкие
Десертные Кремы Эмульсионные |
35 – 45 |
30 – 50 |
Полусладкие |
20—28 |
9—10 |
25 – 30 |
30 – 50 |
Полусладкие слабоградусные |
20 – 28 |
4 – 10 | |
20 – 23 |
33 – 60 |
Горькие |
30—60 |
1 | |
18 – 25 |
15 – 35 |
Горькие слабоградусные |
25 – 28 |
1 | |
Наливки |
18 – 20 |
28 – 40 |
Коктейли |
20—40 |
0 – 24 |
Пунши |
15– 20 |
33 – 40 |
Бальзамы |
30—60 |
до 1 |
Настойки сладкие |
16 – 25 |
8 – 30 |
Аперитивы |
15—35 |
4—18 |
Десертные напитки |
15 – 16 |
14 – 30 |
Ликеры крепкие содержат спирта до 45% об. Их готовят с использованием ароматических спиртов, отогнанных из эфиромасличного сырья. В эту группу изделий входят ликеры: «Папараць кветка», «Бенедиктин», «Старый Таллин» и др.
Ликеры десертные при том же или меньшем наличии сахара и кислотности, что у крепких ликеров, содержат меньше спирта. Для их изготовления используют плодово-ягодные спиртованные соки и морсы, настой эфиромасличного сырья. Выпускают ликеры: «Ванильный», «Шоколадный», «Вишневый», «Кофейный». Вкус их сладкий или кисло-сладкий с привкусом плодово-ягодного сырья, пряно-ароматического, какао, кофе. Наряду с традиционными ликерами в последние годы налажен выпуск новых видов: слабоградусных, эмульсионных, цитрусовых, солодовых, а также на основе вин, сакэ, пива.
Кремы. Характеризуются густой вязкой консистенцией, связанной с высоким содержанием сахара, и более низкой, чем у прочих ликеров, спиртуозностью. Готовят кремы преимущественно на плодово-ягодном сырье, какао-продуктах, о чем свидетельствуют их наименования — «Абрикосовый», «Рябиновый», «Малиновый». На мировом рынке они пользуются повышенным спросом.
Наливки по сравнению с ликерами содержат меньше сахара и спирта, готовят их на плодово-ягодных морсах ароматизацией эфирными маслами, эссенциями. Выпускают: «Вишневую», «Алычовую», «Белорусскую», «Десертную».
Пунши. Высокоэкстрактивные тонизирующие напитки с пониженной спиртуозностью. Готовят с использованием спиртованных плодово-ягодных соков, сахара, морсов, настоев пряно-ароматического сырья, эфирных масел, лимонной кислоты, портвейнов и др. Наиболее полно вкусовые свойства пуншей проявляются при употреблении их с чаем в соотношении 1:1, кипяченой или газированной водой. Выпускают: «Коньячный», «Барбарисовый», «Шафран».
Настойки. Выпускают сладкие, полусладкие, горькие, полусладкие слабоградусные, горькие слабоградусные. Настойки сладкие по вкусовым свойствам и исходному сырью близки к наливкам, но отличаются меньшим содержанием сахара и большей максимальной крепостью. В основном готовят на плодово-ягодном сырье. Выпускают: «Рябина на коньяке», «Клюква на коньяке», «Кофейный аромат».
Настойки полусладкие характеризуются высокой крепостью при умеренном содержании сахара. В эту группу входят: «Южная», «Суздальская»
Настойки горькие