Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:23, контрольная работа
Цель курсовой работы – изучить потребительские свойства и пищевую ценность продуктов переработки молока на примере йогуртов.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть основные сведения о кисломолочных продуктах (йогуртах), сфере их назначения;
- изучить роль йогуртов в питании человека;
- раскрыть классификацию йогуртов;
- изучить ассортимент йогуртов;
- рассмотреть потребительские свойства йогуртов;
-рассмотреть факторы, формирующие качество йогуртов;
-раскрыть факторы, влияющие на сохранность качества йогуртов.
- изучить виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации йогуртов;
- изучить показатели качества йогуртов.
Введение 3
1 Ассортимент и значение для питания предмета исследования (предмет исследования йогурт) 5
2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества предмета исследования, их характеристика (предмет исследования йогурт) 9
3 Формирование и сохранение качества и потребительских свойств предмета исследования на стадиях технологического цикла (предмет исследования йогурт) 15
4 Виды, формы и средства товарной информации, используемые для идентификации предмета исследования (предмет исследования йогурт) 23
5 Характеристика методов определения показателей качества предмета исследования (предмет исследования йогурт) 27
Заключение 33
Список литературы
В данном разделе было рассмотрено основное сырье для производства йогуртов – молоко, и требования к нему. Были рассмотрены технологии производства йогуртов: резервуарный и термостатный методом. До внесения наполнителей весь технологический процесс идет одинаково в обоих методах. Йогурты упаковывают в стаканчики, пакеты, бутылки, коробочки.
4
Виды, формы и средства
товарной информации,
используемые для идентификации
йогуртов (предмет исследования
йогурт)
Товарная
информация – сведения о товаре,
предназначенные для
Основополагающая
товарная информация – основные сведения
о товаре, имеющие решающее значение
для идентификации и
Коммерческая
товарная информация – сведения о
товаре, дополняющие основную информацию
и предназначенные для
Потребительская
товарная информация – сведения о
товаре, предназначенные для создания
потребительских предпочтений, показывающие
выгоды вследствие применения конкретного
товара и нацеленные, в конечном
счете, на потребителей. Данная информация
содержит следующие сведения: состав
основных компонентов продукта, пищевую
и энергетическую ценность, способы
применения, органолептические
Для
доведения сведений до субъектов
рыночных отношений применяют
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке. К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость: для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке или товаре. Для ее восприятия необходимо время.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре. Цифровую информацию отличают четкость, лаконичность и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.
Изобразительная
информация обеспечивает зрительное и
эмоциональное восприятие сведений
о товарах с помощью
Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и другое.
Штриховая
информация - информация наносимая
на товар в виде штрихового кода,
который представляет собой знак,
предназначенный для
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки — информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов (СТБ 1100). Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию.
Маркировку наносят на русском и (или) на государственном языке страны, на территории которой находится предприятие, или на языке той страны, по заказу которой изготовлена продукция.
На каждую единицу потребительской тары с йогуртом должна быть нанесена несмывающейся, непахнущей краской, разрешенной органами здравоохранения, тиснением или другими способами следующая информация:
- наименование продукта;
- наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- масса нетто;
- состав продукта;
- пищевая ценность;
- массовая доля витаминов (для витаминизированного йогурта);
- дата изготовления и/или срок годности;
- условия хранения;
-
обозначение настоящего
-
обозначение рецептуры при
- информация о сертификации (при наличии)[10].
Маркировка транспортной тары должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков: «Беречь от солнечных лучей» и «Ограничение температуры «от 2 оС до 6 оС».
Маркировка транспортной тары дополнительно содержит: количество потребительских упаковок, номер вагонной партии, фамилию мастера(или номер) и номер мастера. Маркировка потребительской тары дополнительно содержат: способ употребления, состав (сырье и материалы), условия и сроки хранения, обозначения или наименования пищевых добавок, наличие вакуума в упаковке, информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100г продукта: белки, жиры, углеводы (г), витамины В1, В2, РР (мг), А, Д2, Д3(м.е.), калорийность (ккал) и другие данные в зависимости от ассортимента продукции в соответствии с порядком информации населения о пищевой и энергетической ценности продуктов питания[2].
На одной из торцевых сторон транспортной тары с йогуртом наносят маркировку несмываемой непахнущей краской, разрешенной к применению Министерством здравоохранения РБ, или прикрепляют ярлык, или наклеивают этикетку с указанием:
- наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя;
- товарного знака изготовителя (при наличии);
- наименования продукта;
- номера партии;
- информации о сертификации (при наличии);
- количества единиц и массы нетто единицы потребительской тары;
- даты изготовления и/или срока годности;
- условий хранения;
-
обозначения настоящего
Маркировка
должна быть отчетливой и легко читаемой.
Она может быть исполнена: краской
– устойчивой, не пачкающей и
не смывающейся от воздействия воды,
тузлука, жира; выжиганием специальными
штампами; продавливанием специальными
штампами с нанесением красок на продавливаемые
знаки или продавливанием штампами
без краски; типографическим способом
на пачках, картонных и бумажных
этикетках или компостером на
бумажных этикетках. Допускается заполнение
недостающих данных штампами; флексографическим
или другим способом печати – на
пакетах и мешках из пленочных
материалов; комбинированным способом
– краской устойчивой, не пачкающей
и не смывающейся от воздействия
воды, тузлука и жира, и продавливанием
штампами; оттиском в пресс-формах;
литографированием
Размеры, форма и художественное оформление ярлыков, этикеток, пачек, коробок и подложек должны быть выполнены с учетом придания наилучшего товарного вида продукции и должны соответствовать образцу. Рекомендуемая площадь маркировочного ярлыка не менее 60 с соотношением сторон 2:3. Рекомендуемый размер этикеток не более 15-10см.
Рассмотрим основные виды, формы и средства товарной информации на примере йогурта с бифидобактериями массовой долей жира 2,0% с фруктовым наполнителем «Клубника». Йогурт упакован в стаканчик. Пример упаковки представлен в приложении А.
На этикетке основополагающая информация отражает все её элементы в полном объеме: указано наименование товара – йогурт с бифидобактериями массовой долей жира 2,0% «Клубника»; масса нетто – 125 г; наименование предприятия-изготовителя – ОАО «Савушкин продукт», а также нанесен товарный знак предприятия; дата изготовления и годен до указано на крышке упаковки: 23.04.11 – 23.05.11; хранить при температуре воздуха (4±2)0С. Также указано количество молочнокислых микроорганизмов, КОЕ в 1 г продукта, в конце срока годности (не менее 107) и количество бифидобактерий, КОЕ в 1 г продукта, в конце срока годности (не менее 106).
Коммерческая информация для йогурта «Савушкин продукт» представлена нормативным документом РЦ BY 200030514.224-2010 и соответствующим СТБ (СТБ 1552-2005), штриховым кодом, - 4810268019982, также имеется адрес предприятия-изготовителя: Республика Беларусь, 224028, г. Брест, ул. Я. Купалы, 108, а также указаны телефоны и e-mail.
Потребительская информация включает в себя состав продукта. Данный йогурт изготовлен из молока нормализованного пастеризованного, фруктового наполнителя «Клубника» (сахар; клубника; пищевые добавки: стабилизаторы – пектины, дикрахмалофосфат оксипропилированный «сшитый»; ароматизатор идентичный натуральному – «Клубника»; ароматизатор натуральный – «Сливки»; регуляторы кислотности – лимонная кислота, цитраты натрия; краситель – кармины), сахара-песка, сухого обезжиренного молока, пищевой добавки – стабилизационной системы (желатин, пищевые добавки: стабилизаторы – гуаровая камедь, дикрахмалоадипат ацетилированный) с использованием закваски, обогащенной бифидобактериями. Пищевая ценность 100 г продукта: белки, г – 2,8; жиры, г – 2,0; углеводы, г – 15,2 (в т. ч. сахароза, г – 10,0). Энергетическая ценность, ккал – 90,0 (кДж – 376,8).
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что главным носителем
товарной информации является упаковка
с нанесенной на нее маркировкой.
Маркировка йогурта «Савушкин продукт»
полностью соответствует
5 Характеристика методов
определения показателей
качества йогуртов (предмет
исследования йогурт)
Определение качества пищевых продуктов начинается с их приемки.
Молоко и молочные продукты принимают партиями. Партией считают предназначенную для контроля совокупность единиц продукции одного наименования в однородной таре с одинаковыми физико-химическими и органолептическими показателями (одного сорта), произведенных на одном заводе-изготовителе, одном технологическом оборудовании, в течение одного технологического цикла, по единому производственному режиму, одной даты изготовления и оформленную одним сопроводительным документом: для йогуртов – продукция из одной емкости; при непрерывном способе производства – продукция, выработанная в одну смену за время непрерывной работы оборудования, из одной емкости нормализованной смеси[3].
Качество
упаковки и маркировки, внешний вид
и цвет йогурта определяют визуально
путем осмотра выборки единиц
потребительской тары, отобранных по
ГОСТ 26809. Проверяют вид и состояние
упаковочного материала, содержание надписей,
четкость печати, яркость и совмещение
красок. Консистенцию, вкус и запах
йогурта определяют органолептически
и устанавливают соответствие этих
показателей требованиям