Лекции по "Рынку продовольственных товаров"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:06, курс лекций

Краткое описание

Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.
В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по дисциплине Рынок продовольственных товаров.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Тема №1.

Общесистемные особенности рыночных отношений.

1). Сфера обращения. 

2). Объекты рыночных  отношений.

3). Условия рыночного  обмена. Структура объектов обмена.

4). Рынок как экономическая  категория.

5). Функции, структура,  инфраструктура, субъекты рынка. Классификация субъектов рынка.

6) Конъюнктура рынка.

 

1). Сфера обращения.

Обращение — это экономическая  форма доведения результатов  производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

В основе обмена лежат  потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно необходимыми являются два:

• возможность получения  прибавочного продукта;

• определенная степень  развития разделения труда.

Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.

Среди вопросов, связанных  с торговым делом, первостепенное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения.

 

2). Объекты рыночных  отношений.

Объектами рыночных отношений являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движения продукта от производителя к потребителю присуще материальное (вещественное) и экономическое содержание, то существуют два основных условия рыночного обмена:

• объекты обмена должны удовлетворять различные потребности, т.е. быть качественно различными;

• объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Иными словами, объекты  обмена качественно различны как  потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.

 

3). Условия рыночного обмена. Структура объектов обмена.

На определенном этапе  экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги — всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости, или перемене состояния. В актах купли и продажи, опосредствованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей, реализация товаров.

По мере совершенствования  рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая теория связывает это развитие с двумя основными процессами:

• превращение в объекты  рыночного обмена факторов производства — земли, капитала, труда;

• качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что проявляется в развитии функций денег, их видов и изменении инфраструктуры рынка, обеспечивающей функционирование денежной системы.

Проблема реализации с точки зрения общественного  воспроизводства не сводится лишь к обеспечению продажи созданного продукта. Единство натуральной и стоимостной форм продукта в этом процессе предполагает регулирование соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.

 

4). Рынок как экономическая категория.

Нормальное состояние  экономики обеспечивает возможность  осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.

В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, и нередко определение понятия «рынок» зависит от цели проводимого исследования.

Согласно положениям современной российской экономической  теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, рынок — это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда». В узком смысле рынок — это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений в  условиях свободной экономической деятельности являются:

добровольность;

возмездность;

эквивалентность;

свободный обмен информацией.

Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития включает в себя три опорных элемента: предложение, спрос, цена. Наряду с этими  элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, — конкуренция.

Сущность конкуренции  заключается в свободе выбора экономических решений участниками  рыночных отношений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:

• наличие достаточно большого числа независимо действующих  продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;

• отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);

• доступность информации, генерируемой рынком (за исключением  информации, составляющей коммерческую тайну), — о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.

Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются:

• совокупность условий  экономического, юридического и социального  характера, обеспечивающих покупателям  возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товаров, уровня обслуживания;

• количество поставщиков  и их способность диктовать свои условия;

•  конкуренция внутри отрасли между существующими  компаниями;

• появление на рынке  новых торговых предприятий.

Очевидно, что от обоснованности выбора рыночной ниши зависит степень влияния названных факторов на напряженность конкурентной борьбы.

 

5). Функции, структура,  инфраструктура, субъекты рынка. Классификация субъектов рынка.

В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет три  основные функции:

•  последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и по структуре;

• установление равновесной  цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произведенного товара или предлагаемой услуги;

• создание предпосылок (через конкурентную среду) для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности своей деятельности.

Структура рынка.

В структуре объектов внутреннего рынка экономики  рыночного типа выделяют следующие  основные группы рынков:

• рынок средств производства и производственных видов деятельности;

• рынок потребительских  товаров, услуг, жилья;

• рынок зданий и сооружений непроизводственного назначения;

• рынок рабочей силы;

• рынок ценных бумаг, валюты;

• рынок информации и  инноваций.

Указанные рынки представлены в агрегированном виде и могут быть разукрупнены при предметном изучении. Так, в структуре рынка потребительских товаров, услуг и жилья ведущую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы произведенная продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение процесс общественного воспроизводства и создаются необходимые условия для его возобновления.

В свою очередь потребительский  рынок также имеет определенную структуру, содержание которой обусловливается  рядом факторов. Центральное место среди них занимают натурально-вещественный состав и функциональное назначение реализуемых потребительных стоимостей. По этим признакам в структуре рынка потребительских товаров можно выделить, например, рынок продовольственных и рынок непродовольственных товаров.

Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.

Субъекты рынка

Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:

государство,

предприятия,

домашние хозяйства.

В табл. 1 приведены основные товары (услуги), служащие предметом  купли-продажи субъектами рынка.

Инфраструктура рынка

Под инфраструктурой  понимается обслуживающая часть  любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная системы, системы коммуникации, система страхования предпринимательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможенной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), обеспечивающих его функционирование.

 

Таблица 1 - Взаимоотношения  субъектов рынка в сфере обращения

 

Субъект рынка

Предмет продажи

Предмет покупки

Государство

Услуги государственных организаций и учреждений. Земля, природные ресурсы, жилье, лицензии

Товары общественного, государственного пользования, предназначенные  для национальной обороны, государственного управления, охраны общественного порядка, функционирования экономики, сохранения культурного наследия (рабочая сила,, здания, оборудование, вооружение, сети коммуникаций, фундаментальные научные исследования, художественные произведения и т.п.)

Предприятия

Товары, услуги, принадлежащие  им имущественные ценности, интеллектуальная собственность

Рабочая сила, земля, природные  ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги

Домашние хозяйства

Труд, имущественные ценности, товары, услуги

Потребительские товары, услуги, имущественные ценности


 

6) Коньюнктура рынка.

Конъюнктура рынка —  это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, а также совокупность причин, обусловивших ее состояние.

Рыночная ситуация характеризуется:

соотношением спроса и предложения;

емкостью рынка;

уровнем цен;

темпами инфляции;

устойчивыми и нарождающимися тенденциями функционирования рынка;

степенью конкуренции;

состоянием товарных запасов и др.

Определяющее влияние на рыночную конъюнктуру оказывают:-

• тенденции развития национальной экономики;

• финансовая, кредитная, налоговая и таможенная политика государства;

• эффективность внешней политики государства и состояние внешнеэкономических связей;

• демографическая ситуация в стране или регионе. Составной частью конъюнктуры рынка является конъюнктура.

Показателями конъюнктуры  являются:

• скорость оборота товаров;

• обеспеченность предприятий  товарными ресурсами;

• соотношение между  динамикой цен на товары и динамикой спроса;

• тенденции изменения  материально-технической базы сферы  обращения;

• доходность торговых предприятий;

• степень коммерческого  риска;

• динамика численности  занятых в отрасли.

 

 

 

Тема №2.

Рыночные услуги как объект купли-продажи.

 

1) Экономическое содержание услуги. Классификация и характеристика рыночных услуг. Особенности торговых услуг.

2) Торговля как форма товарного обращения. Функции торговли.

3) Торговое предприятие как основное звено сферы обращения.

4) Классификация торговых предприятий. Функции торгового предприятия.

 

1). Экономическое содержание  услуги. Классификация и характеристика рыночных услуг. Особенности торговых услуг.

Услуги — неотъемлемый элемент национального общественного  продукта. Этот вид деятельности создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную потребность человека.

Различают рыночные и нерыночные услуги.

Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются  целиком или в значительной мере за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, народного образования и др.

Информация о работе Лекции по "Рынку продовольственных товаров"