Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:06, курс лекций
Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.
В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий.
3). Система посредников
на рынке продовольственных
Решающим фактором партнерства производства сырья с промышленностью, успеха агропромышленной интеграции должно стать формирование института посредников, обеспечивающего мобильное оперативное обслуживание сельских производителей в получении материалов и услуг, сбыте продукции на коммерчески выгодных условиях.
Посредники – это отдельно взятые лица или предпринимательские концерны, которые специализируются на выполнении различных посреднических функций при продвижении товара от производителя к потребителю.
Функции посредников выполняют:
1. Торговые посредники:
– розничные продавцы;
– оптовые продавцы;
2. Агентские посредники:
– торговые агенты;
– комиссионеры;
3. Биржевые посредники:
– брокеры.
Торговые посредники в большинстве случаев приобретают права собственности и поэтому владеют продуктами, с которыми работают. Они покупают и продают для своей выгоды. (Розничный продавец покупает продукты для перепродажи непосредственно конечному потребителю товаров для личного использования. Оптовый продавец продает товар розничным продавцам, другим оптовикам и промышленникам, но не сбывает их конечным потребителям. Применительно к оптовикам используются синонимы скупщики, заготовители и т. п.)
Агентские посредники часто действуют в качестве представителей своих клиентов. Они не приобретают права собственности на товар и не владеют им, а получают свои доходы в форме гонораров, вознаграждений и комиссионных. Агентские посредники продают услуги своим доверителям, а не товар в натуральном виде потребителям. Во многих случаях главным товаром агентского посредника являются его знание рынка, которое он использует, сводя покупателя с продавцом.
Биржевые (спекулятивные) посредники скупают и перепродают продукты с основной целью получить прибыль за счет изменения цен. Брокер – посредник, в обязанности которого входят поиск и формирование сети контрагентов: продавца и покупателя товара. Брокер действует и представляет интересы, как продавца, так и покупателя. За услуги предусматривается брокерское вознаграждение. Брокеры участвуют в биржевых торгах, заключая сделки на продажу и покупку оптовых партий товаров от своего имени, но по поручению и за счет клиентов. Примером этой категории посредников на рынке продовольственных товаров являются зерновые брокеры.
Все посредники вынуждены действовать в условиях неопределенности, и специализируются на том, что берут на себя риск. Нередко они пытаются заработать прибыль на кратковременных колебаниях цен.
В настоящее время на рынке продовольственного сырья формированы два уровня посредников:
– мелкие частные посредники, которые закупают продукцию непосредственно у производителей;
– крупные посредники, которые нередко блокируют доступ к сырью покупателям из других регионов, вынужденным пользоваться только их услугами.
На рынке продовольственных товаров все больше повышается значение оптовых посредников, которым приходится искать новых поставщиков и покупателей, а также покупать продукцию по импорту, где их удельный вес достаточно велик.
4). Система предприятий
торговли на рынке
Торговля продовольственными товарами в России с каждым годом наращивает свои объемы, расширяется и углубляется ассортимент продаваемой продукции, увеличивается количество торговых предприятий и численность работников в данной отрасли.
Основными направлениями развития предприятий торговли продовольственными товарами являются:
– изучение и прогнозирование покупательского спроса населения;
– изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;
– выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
– организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров;
– организация учета и контроля выполнения договорных обязательств;
– организация различных форм коммерческих расчетов;
– организация оптовых закупок на оптовых ярмарках, товарных биржах, аукционах, у изготовителей продукции, торговых посредников;
– формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление запасами товаров;
– организация доставки товаров в магазины с минимизацией стоимости транспортных услуг;
– организация и технология оптовой и розничной продажи продовольственных товаров.
Деятельность розничного
коммерческого предприятия
Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание, а также предоставление дополнительных услуг розничным покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки, следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Основными организационными
структурами, занимающимися оптово-
Особого внимания требует
появление в системе
Наиболее перспективными формами торговых сетей в настоящее время являются магазины с современными методами обслуживания. Их можно подразделить на гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, Cash Carry, Convenient store, продуктовые бутики.
5). Значение системы сбыта для эффективного функционирования рынка
Состояние системы сбыта в значительной мере определяет интенсивность и успех рыночных процессов. Эффективность рыночных процессов определяется на макро- и микро- уровнях по единой методологии и оценивается как отношение социально-экономических результатов к ресурсам или затратам.
О результатах (эффекте) рыночной деятельности свидетельствуют степень удовлетворенности покупательского спроса, оцениваемая объемом реализации товаров и услуг: денежная выручка (товарооборот); валовая добавленная стоимость; валовой доход: прибыль.
Главная цель сферы обращения заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах и характеризуется их объемом и структурой реализации. Достижение социального эффекта часто сопровождается снижением экономических результатов, что говорит о необходимости учета социальных факторов при оценке эффективности системы сбыта.
Являясь главной составляющей процесса обращения продовольственных товаров, система сбыта участвует в производстве валового внутреннего продукта страны. Производственные результаты позволяют отразить вклад каждого звена системы сбыта в достижение конечных результатов развития АПК и обеспечить сопоставимость показателей эффективности рынка продовольственных товаров с показателями других видов и сфер деятельности. В связи с этим сводные показатели эффективности функционирования рынка продовольственных товаров необходимо рассчитывать в нескольких вариантах в зависимости от целей анализа.
Тема №4.
Рынок основных видов продовольствия
1). Перспективы развития продовольственного рынка России.
2). Рынок зерна и зернопродуктов.
3). Рынок молока и молочной продукции.
4). Рынок мяса и мясной продукции.
5). Рынок картофеля и плодоовощной продукции.
6). Рынок сахара и кондитерских изделий.
7). Рынок растительного масла.
8). Рынок рыбы и морепродуктов.
9). Рынок алкогольной и
1). Перспективы развития
продовольственного рынка
Рост производства основных
видов продовольственной продук
Основными статьями стали кондитерские и макаронные изделия, масло растительное, сигареты, мука, ликероводочная продукция, пиво и минеральные воды. Однако структура экспорта продукции пищевой промышленности за последние годы претерпевает изменения. Растет экспорт макаронных изделий, продукции табачной отрасли. В то же время количество традиционной экспортной продукции, какой является ликероводочная, постепенно снижается.
Импорт ряда готовых продовольственных товаров и пищевого сырья экономически оправдан, так как является дополнением к собственному производству и расширяет продовольственный рынок для удовлетворения разных запросов потребителей. Это, прежде всего, касается сырья тропического происхождения: чай, какао-бобы, кофе, специи, концентраты соков и др.
Уровень развития отечественного животноводства пока не позволяет удовлетворять внутренние потребности населения страны в мясе и продуктах его переработки, что вынуждает импортировать их в больших объемах. Аналогичная ситуация сложилась и в сахарной промышленности, но здесь положение за последние годы начинает постепенно выправляться. Есть и ряд других товаров, которые Россия импортирует – это табак, масло сливочное и растительное, виноматериалы, напитки алкогольные и безалкогольные, продукты, содержащие какао, молоко, сливки сгущенные, изделия и консервы из мяса.
Однако, не смотря на положительную динамику роста пищевой промышленности и принимаемые меры по защите отечественного рынка (Постановления правительства, направленные на защиту внутреннего рынка продовольствия), импорт продовольствия и сырья для его производства остается значительным и, более того продолжает расти.
Продолжающейся тенденцией в проведении импортной политики является увеличение удельного веса импорта из стран СНГ Импорт из стран дальнего зарубежья наоборот снижается.
В последние годы произошло снижение импорта таких важных товаров, как сахара-сырца, мяса свежего и мороженного, мяса птицы.
Рассматривая прогноз развития промышленности на основе ресурсного подхода, можно предполагать, что сектор растениеводства АПК, являющийся основным поставщиком сельскохозяйственного сырья для большинства предприятий, сможет обеспечить увеличение выпуска пищевой продукции и снижение импортной зависимости в данном сырье внутреннего рынка продовольствия.
В то же время, как показывает анализ функционирования животноводческого сектора АПК за последние годы, вряд ли стоит ожидать существенного роста поставок мяса на потребительский рынок страны, за исключением мяса птицы.
2). Рынок зерна и зернопродуктов.
Основным видом продовольствия в мире являются зерновые культуры, главным образом пшеница, в меньшей мере рис и рожь. Это объясняется высокой питательной ценностью, способностью к складированию и перевозке, возможностью использования зерна в самых разнообразных целях. Продукты переработки зерновых – это мука, крупа, корма, спирт, глюкоза, различные пищевые и кормовые добавки, комплексные корма для животных, медицинская и фармацевтическая продукция, другие ценные продукты.
Важность рынка зерна очень велика. Так, в России почти 40 % агропромышленного производства непосредственно связано с зерновыми ресурсами.
На сегодняшний день развитие рынка зерна затруднено технологической и технической деградацией отрасли, диспаритетом цен на зерно, ГСМ и удобрения, разрушением селекционной системы, плохим финансовым положением предприятий.
Одним из условий существования свободного рынка зерна в стране является постоянный и в значительных объемах спрос на него. Под спросом понимают потребность в продовольственном, фуражном и семенном зерне, зерне для технической переработки, создания и пополнения необходимых фондов и запасов.
Спрос на зерно нестабилен. Он изменяется под влиянием ряда факторов: демографических (потребление на душу населения), политических (эмбарго, оборонные нужды), организационно-технических (площадь посева, нормы расхода), экономических.
По закону спроса и предложения спрос на зерно возрастает по мере снижения цены на него. Однако ситуация на российском рынке не подчиняется этой закономерности из-за низкой платежеспособности перерабатывающей промышленности, птицеводства и животноводства.
Информация о работе Лекции по "Рынку продовольственных товаров"