Лекции по "Рынку продовольственных товаров"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:06, курс лекций

Краткое описание

Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.
В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по дисциплине Рынок продовольственных товаров.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Для России импорт сахара-сырца  стал более предпочтительным. Дешевеющее на мировых рынках сырье свело к минимуму рентабельность прямых поставок белого сахара.

Импорт сахара белого ввозится из Республики Беларусь и  Украины.

Отношение объема импорта  сахара белого к объему собственного производства составляет около 6 %.

Массированный импорт сахара-сырца  негативно отражается на отечественных производителях сахарной свеклы. Основными мерами их защиты и повышения рентабельности российского свеклосахарного производства являются пошлины и тарифная квота на ввоз сахара-сырца.

Рынок кондитерских изделий

Рост реальных располагаемых  доходов населения способствует увеличению объема продаж кондитерских изделий в розничной торговле.

Потребление кондитерских изделий российскими потребителями невелико по сравнению с показателями западных стран, в то время как по потреблению хлеба и хлебобулочных изделий Россия лидирует, превышая показатели Германии на 53 %, Франции – на 45 %.

Причина этих различий в потреблении – низкий средний уровень жизни населения России и сама специфика данной группы продуктов. Кондитерские товары не являются товарами первой необходимости, а спрос на эту группу продуктов эластичен по доходу, то есть увеличение дохода приводит к увеличению спроса.

Растущий спрос на сахаросодержащую продукцию обуславливает  увеличение ее производства. Производство кондитерских изделий увеличивается. Для производства мучных кондитерских изделий в последние годы характерны невысокие темпы прироста, что связано с насыщенностью рынка. Их доля в товарной структуре кондитерских составляет около 55 %.

И хотя ассортимент кондитерских изделий увеличивается, качество кондитерских изделий, особенно импортного производства, значительно ухудшается.

Многие эксперты рынка прогнозируют улучшение качества кондитерских изделий, особенно отечественного производства, уже сейчас можно видеть, что потребители останавливают свой выбор на отечественной кондитерской продукции не без оснований. Также растет маркетинговая активность производителей кондитерских изделий.

Сокращается производство других видов сахаросодержащей продукции, например: повидла, варенья, джема из-за снижения на нее потребительского спроса.

 

7). Рынок растительного  масла.

 

Рынок растительного масла можно оценивать как насыщенный.

В сегменте оливкового масла  доминируют иностранные кампании.

На рынке отмечается явная активизация организаций  оптовой торговли. По этому каналу приобретают товар и перерабатывающие предприятия, и рядовые потребители. Основным источником поступления продукции в оптовую торговлю являются предприятия своего региона, которые формируют до 90 % всей покупки продукции оптовыми организациями.

Что же касается мирового рынка подсолнечного масла, то здесь  основными конкурирующими странами становятся Украина, Россия и Аргентина.

Российский рынок подсолнечного  масла ориентирован по трем направлениям:

1. продажа населению и потребление в системе общественного питания;

2. использование в масложировой, консервной и рыбных отраслях;

3. использование для производства ЛКМ и мыла.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост конкуренции на рынке, о чем свидетельствует тенденция  роста доли рынка крупных компаний и сокращение доли локальных производителей.

Наибольшим спросом  на рынке растительного масла пользуется подсолнечное масло. Доля этого сегмента составляет 86 % рынка. На втором месте по потреблению находится кукурузное масло, занимающее 4,8 % рынка. Доля этого вида масла также показывает положительные темпы роста, хотя по цене оно более дорогое, чем подсолнечное. Сегмент оливкового масла по объему занимает 0,6 % рынка. Все оливковое масло, представленное на российском рынке, импортируется из-за границы. На долю другого растительного масла (рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т. д.) приходится 8,5 % рынка.

Ценовая структура рынка  растительного масла выглядит следующим  образом. Наиболее дорогим является оливковое масло. На втором месте  находится кукурузное масло. На третьем месте по стоимости находится подсолнечное масло. Четвертое место по стоимости занимают такие масла, как рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и др.

Уровень потребления  растительного масла зависит  от региона.

Производители растительного  масла воспитали в потребителях приверженность к рафинированному подсолнечному маслу. На долю рафинированного масла уже приходится 85 % рынка. Объемы продаж также зависят от объема упаковки. Литровые упаковки масла пользуются наибольшим спросом.

 

8). Рынок рыбы и  морепродуктов.

 

На российском рынке  рыбы и морепродуктов наблюдается  тенденция к развитию и росту потребления. Емкость рынка увеличивается. Рынок морепродуктов в России характеризуется как один из самых динамично растущих среди всех продуктов питания. Объем рынка морепродуктов и морских деликатесов составляет около 3 тысяч тонн в год, при этом он далек от насыщения. Официальный объем импорта морепродуктов составляет около 19 тыс. тонн.

Рыба и морепродукты в России на сегодняшний день остаются менее востребованными среди  потребителей по сравнению с мясными  продуктами. Среднедушевой объем  потребления рыбы и рыбных продуктов россиянами в два раза меньше объема потребления мясной продукции, при этом в целом превышает потребление мяса птицы, свинины и говядины.

Значительная доля российского  рыбного рынка принадлежит иностранным поставщикам, среди которых ведущие позиции занимает Норвегия. Среди российских поставщиков преимущественная часть поставок (в основном замороженной рыбы) приходится на предприятия Мурманской области, меньше поставляется рыбная продукция из Приморского края, продукция подмосковных рыбных хозяйств.

Наметилась тенденция  к снижению объемов импорта рыбной продукции в Россию и увеличению объемов производства основных отечественных производителей.

В сегменте морепродуктов, прежде ориентированном лишь на экспорт, также наблюдается все большее обращение в сторону российского производителя. На сегодняшний день на российском рынке морских деликатесов представлено не так много марок, и отечественные марки составляют значительную его часть.

Раскрывая особенности  потребительских предпочтений рыбной продукции россиянами, необходимо отметить, что в структуре розничного потребления преобладает замороженная рыба. Также весьма востребованы среди российских потребителей морепродукты и сельдь соленая. Четвертую строку в списке популярности составляет замороженное рыбное филе. Наименьшие объемы потребления приходятся на балычные изделия, сушено-вяленную рыбу и икру. Структура потребления и потребительских предпочтений рыбы и морепродуктов в значительной мере связаны с уровнем благосостояния семей. Замороженная рыба наиболее популярна среди всего населения России.

На сегодняшний день крупные оптовые компании делают ставку на развитие сегмента недорогой  столовой рыбы – сельди, хека, минтая, путассу, горбуши. Вместе с тем, заметно  увеличивается спрос и на рыбу деликатесной группы. Значительна и продолжает увеличиваться доля продаж рыбной продукции в переработанном виде – рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба. Тенденции в потреблении упакованной рыбной продукции, наблюдаемые в настоящее время на российском рынке, позволяют предположить, что в ближайшем будущем при росте благосостояния россиян существенно возрастет потребление рыбы во всех видах и категориях, в особенности – рыбы, прошедшей переработку. С ростом благосостояния населения во многом связан и рост потребления морепродуктов, в частности, морских деликатесов – осьминогов, кальмаров, мидий, морских гребешков и др. Хотя морские деликатесы достаточно дороги, они, тем не менее, входят в число продуктов, которые для потребителя с высокой покупательской способностью становятся продуктом почти повседневным, употребляемым как минимум 1–2 раза в неделю. А для других категорий покупателей – «праздничным деликатесом», который приобретается хотя бы раз в 3–4 месяца.

Значительное влияние  на повышение потребительской лояльности морепродуктам оказывает пропаганда идей здорового образа жизни, особенно среди среднего класса, выражающаяся, в частности, в выборе продуктов питания, насыщенных полезными веществами и в то же время диетическими.

В целом же необходимо отметить, что российский рынок морепродуктов в настоящее время далек от насыщения. Уровень потребления рыбы и морепродуктов в России существенно отстает от европейского.

 

 

9). Рынок алкогольной  и слабоалкогольной продукции.

 

Рынок вина

Доля винной продукции на российском алкогольном рынке, в целом переживающем спад, по-прежнему слишком мала – абсолютными лидерами на нем остаются водка и пиво. Спрос на вино хаотичен.

Однако, несмотря на то, что  в России начала развиваться культура потребления более изысканных напитков, вино в нашей стране по-прежнему пьют значительно реже, чем пиво и крепкие спиртные напитки – в основном водку.

Объем отечественного производства обеспечивает менее половины потребностей российского рынка вина. Поэтому удовлетворить спрос российских потребителей на эту продукцию стремятся зарубежные производители. На объем продаж импортных «тихих» вин приходится порядка 48 % всего российского рынка. Что касается игристых, то доля импортных напитков в общем объеме рынка заметно ниже, чем в категории «тихих»: если в последних импорт обеспечивает почти половину общих продаж рынка, то доля первых составляет лишь немногим больше 6 %. В то же время можно отметить, что темпы роста объема импортных игристых вин также достаточно высоки.

На протяжении последних 10–15 лет площади виноградников в России постоянно уменьшались, поэтому отечественные производители все больше полагались на импортные поставки. Россия ввозит самые разнообразные виноградные вина и виноматериалы из более чем 35 стран мира. При этом наблюдается снижение продаж отечественных вин, сопровождаемое развитием потребительского спроса на элитные вина из стран Европы и различные вина из стран Нового Света – Австралии, Аргентины, Новой Зеландии, США, Чили и Южной Африки.

В то же время рынок вина (как и вся алкогольная отрасль в целом) демонстрирует сильную зависимость от законодательной политики, проводимой российской государственной властью.

Несмотря на невысокий  уровень потребления, внутреннее российское винодельческое производство не может обеспечить потребностей населения. Как известно, климатические условия в России не способствуют развитию виноделия. Лишь на небольшой территории в южной части страны возможно выращивание винограда, однако этого недостаточно для обеспечения сырьем винодельческих заводов и, таким образом, некоторая часть отечественных вин изготовляется с использованием привозных (главным образом, молдавских) виноматериалов

Резко выросла закупка  за рубежом виноматериалов. Вызвано  это активизацией российской винодельческой промышленности, которой понадобилось намного больше сырья для расширения производства.

На российском рынке  продолжают лидировать красные. Интерес  к белым винам также продолжает расти, однако объем продаж этой продукции традиционно ниже, чем у красных вин.

Что касается розовых  вин, то в России они продаются  не слишком успешно, так как культура потребления этих напитков в нашей стране пока не развита.

Сегодня российские потребители  предпочитают полусухие вина сухим, имеющим вторую по величине долю импорта – 20 %.

Одной из тенденций развития рынка, наряду с ростом популярности элитной продукции, стоит отметить тот факт, что относительно недорогие  высококачественные вина из отдаленных и, казалось бы, экзотических стран, довольно быстро нашли своего потребителя в нашей стране.

Рынок крепких  алкогольных напитков и пива.

Ежегодный российский рынок  водки оценивается в среднем  в 250 млн. декалитров. Из-за усиления межпродуктовой конкуренции и динамичного роста смежной продукции и, прежде всего бренди, пива, слабоалкогольных коктейлей и вина, а в крупных городах еще и виски, коньяка, джина, рома происходит небольшое снижение объемов продаж водочной продукции.

В настоящее время  на российском рынке водки продолжает укреплять свои позиции импортная  продукция. Большая часть импорта приходится на украинские водочные компании, но пока они не входят в число ведущих игроков рынка. Ведущие украинские предприятия обладают мощным производственным потенциалом. Однако их продукции нелегко достается место в данных ценовых нишах, так как поставки более дешевой водки экономически себя не оправдывают. Этот фактор в целом сдерживает присутствие украинских производителей на российском рынке.

На рынке ликеро-водочной продукции наблюдается тенденция  зависимости потребления определенных марок водки от возраста потребителей. Например Марку «Гжелка» в большей степени предпочитают россияне в возрасте до 34 лет, а марке «Столичная» отдают предпочтение потребители в возрасте 60 лет и старше. Эксперты российского рынка водки отмечают, что такие предпочтения со стороны старшего поколения являются следствием длительного срока существования данной марки на рынке, сентиментальностью и доверием старым советским брэндам.

Россия входит в пятерку  крупнейших пивоваренных рынков в мире. В России наблюдается устойчивая тенденция к росту объемов производства пива, однако темпы ежегодного прироста производства сокращаются.

Информация о работе Лекции по "Рынку продовольственных товаров"