Маркировка продовольственных товаров на примере творога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение механизма организации и осуществления маркировки продовольственных товаров.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- рассмотрение маркировки как средства информации о товаре.
-выявление основных функций маркировки, ее структуры .
- определение требований к маркировке продовольственных товаров .
- проведение экспертизы маркировки творога.

Вложенные файлы: 1 файл

сам курсач.docx

— 516.51 Кб (Скачать файл)

- идентифицирующая

- мотивационная

-эмоциональная.

Информационная функция  маркировки является основной. Наибольший удельный вес приохотится на основополагающую потребительскую информацию, наименьший — на коммерческую.

Основополагающая информация о товарах на маркировке должна учитывать  информацию, указанную в товаросопроводительных документах. Если информация не совпадает, значит товар фальсифицирован.

Идентифицирующая функция  маркировки позволяет обеспечить прослеживаемость товарных запасов на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная  функции маркировки взаимосвязаны.

Красочно оформленная  маркировка вызывает у потребителей положительные эмоции и становится мотивацией для покупки товара.

Маркировку подразделяют на производственную, транспортную и потребительскую. Маркировка производственная должна включать следующие данные (СТБ 1100):

-наименование и местонахождение  (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера  и импортера продукта;

-товарный знак изготовителя;

-величину массы нетто,  объема или количества продукции;

-состав продукта;

-пищевую ценность продукта;

-рекомендации по приготовлению  и использованию продукта;

-условия хранения;

-срок годности, срок хранения, дата изготовления, обозначение  нормативного документа. 

Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Производственная маркировка представлена в виде текстов, условных обозначений или рисунков, нанесенных изготовителями на товар и/или упаковку и другие носители. Производственная маркировка представляется в виде этикетки, кольеретки, ярлыка, бирки, клейма, штампа и др.

Маркировка транспортная применяется при использовании  бочек, ящиков, контейнеров и др. и должна содержать следующую  информацию:

-наименование и адрес  предприятия-изготовителя, его подчиненность,  товарный знак при наличии;

-наименование продукта, вид, сорт;

-масса нетто и брутто;

-число упаковочных единиц (для продукции в потребительской  упаковке);

-масса нетто единицы  упаковки;

-дата выработки, номер  смены, партии;

-обозначение стандартов  на продукцию;

-срок хранения (условия  хранения для скоропортящейся  продукции).

 В информацию транспортной  маркировки могут входить манипуляционные  знаки: «Боится сырости», «Не бросать», «Хранить в сухом месте» и  др. На ящики, фляги наклеиваются  бумажные этикетки с типографским  текстом, деревянные бочки маркируются  черной несмываемой краской. При  маркировке мешков вшивается  или наклеивается ярлык, изготовленный  либо из мешочной ткани и  оберточной бумаги марки А, либо из картона и др.

Маркировка потребительская (СТБ 1100) должна включать следующие  данные:

-наименование продукта;

-наименование и местонахождение  (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера  и импортера продукта;

-товарный знак изготовителя (при наличии);

-величину массы нетто,  объема или количества продукции;

-состав продукта;

-указания на то, что  продукт питания является генетически  модифицированным или в нем  использованы генетически модифицированные  составляющие;

-пищевую ценность;

-рекомендации по приготовлению  и использованию продукта;

-срок годности;

-срок хранения;

-дату изготовления (фасованные);

-указания условий хранения;

-обозначение нормативного  документа, устанавливающего требования  к качеству товара;

-информацию о сертификации  пищевых продуктов;

-специальный знак.

Текст наносится на этикетку или на поверхность тары на языке  страны-изготовителя, если продукт  предназначен на экспорт — на языке  страны-импортера, либо на нескольких языках согласно существующим требованиям  и условиям договора. Маркировка потребительской  упаковки должна иметь художественное оформление и условные обозначения[14,с.309]

Общие требования к содержанию маркировки консервов:

-дата изготовления (число,  месяц, год) — число и месяц  по две цифры (до цифры 9 включительно  впереди ставится 0), год — две  последние цифры;

-ассортиментный номер  продукции — одна-три цифры  (для консервов высшего сорта  к ассортименту номеру добавляется  буква В);

-номер предприятия-изготовителя  — одна-три цифры;

-номер смены — одна  цифра;

-индекс системы, в ведении  которой находится предприятие-изготовитель (мясная, молочная, рыбная и т.д.);

-срок хранения, исчисляемый  с даты изготовления.

Кроме указанной в СТБ  информации производителями-изготовителями и в импортной продукции применяются  понятия «срок годности» и  «срок реализации».

Если используется тара стеклянная и полимерная, то условные обозначения  наносят на крышку или бумажную этикетку, для светлоокрашенных соков и  напитков допускается маркировка на оборотной стороне этикетки.

С учетом специфики пищевого продукта имеются дополнительные маркировочные  обозначения.

Маркировка отдельных  видов продовольственных товаров  представлена в соответствующих  разделах.

Основной характеристикой  продовольственных товаров является маркировка пищевой и энергетической ценности, которая рассчитывается, в основном, на 100 г продукта.

Вывод: товарная информация, обеспечивающая узнаваемость  товара, осуществляется за счет маркировки.

Маркировка обеспечивает идентификацию  товара, информирует  покупателя об его особенностях  и является связующим звеном с  посетителем торгового зала, побуждая приобрести данный товар. Благодаря  этому маркировка способствует созданию потребительских предпочтений  и  представляет наибольший интерес для маркетологов.

Товарная информация –  это информация, нанесенная на упаковку  или непосредственно на товар, или  иные носители информации и предназначения для неопределенного круга пользователей  - субъектов коммерческой деятельности, а так же конечных потребителей.

Первичными источниками  товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о  продаваемых товарах являются производителем.

Итак, маркировка – информация, наносимая изготовителем на тару, этикетки, ярлыки и т.п. Она так  же  информирует потребителей об изготовителях, количественных  характеристиках  продуктов. Маркировка является средством  обеспечения контроля их качества, используется контролирующими организациями  для идентификации и экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Информационные  знаки на маркировке товаров

На продовольственные товары могут  наноситься различные виды маркировок, характеризующий качество, такие как:

Информационные  знаки — условные обозначения, предназначенные для идентификаций отдельных или групповых характеристик.

Им свойственны:

  • краткость;
  • выразительность;
  • наглядность;
  • узнаваемость.

В последнее время широкое распространение  получила специальная маркировка товаров, разрабатываемая в рамках Европейского сообщества (ЕС), других европейских и международных организаций, которая включает:

  • товарные знаки;
  • знаки соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
  • экологические знаки;
  • предупредительные знаки.

Товарные знаки (знак обслуживания) — специальное обозначение, по которому можно отличить товары и услуги одних фирм от других.

Разработка, утверждение и применение товарного знака регулируется Законом  Республики Беларусь «О товарных знаках (знаках обслуживания)» от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII.

Товарные знаки по форме предоставления информации подразделяются на: словесные, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные, комбинированные. В зависимости от объекта товарной информации различают фирменные и ассортиментные (именные) товарные знаки.

Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации товаров или услуг. Существуют три основных типа обозначения фирменных товарных знаков:

  • фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;
  • фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение:
  • товарный знак — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре. [14 с. 312]

По назначению и престижности можно  выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

Обыкновенные фирменные  знаки разрабатываются владельцами или по их поручению специалистами-дизайнерами, регистрируются в установленном порядке.

Престижные фирменные  знаки присваиваются фирмам за особые заслуги перед государством (в виде медалей, а также призов). Эти знаки не подлежат регистрации.

Ассортиментные знаки предназначены для идентификации ассортиментной принадлежности товара.

В зависимости от статуса собственника товарные знаки могут быть индивидуальными  и коллективными.

Знаки наименования мест происхождения  товара — название страны, населенного пункта, местности, историческое название объекта. Знаки страны подразделяются на международные и национальные. Во внешнеторговой деятельности применяют международные знаки, включающие одну или несколько букв и цифровой код. Знаки страны происхождения могут встречаться в знаке соответствия или в товарно-сопроводительных документах (сертификатах и других документах). Наряду с этими знаками или взамен могут применяться национальные знаки страны происхождения товара, например «Сделано в США», «Сделано в РБ», или национальный знак может иметь символику. Знаки мест происхождения товара (название населенного пункта, местности, историческое название географического объекта не имеют общепринятой символики, Однако они одновременно могут служить марочным знаком).Знаки соответствия подтверждают соответствие маркированной ими продукции установленным требованиям стандарта, других нормативных документов.

В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные  знаки соответствия.

Национальные знаки  соответствия подтверждают соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Они разрабатывается, утверждаются и регистрируются национальным органом по стандартизации и сертификации.

Знак соответствия разрешается  использовать для маркировки только сертифицированной продукции. Каждая страна разрабатывает и утверждает свои национальные знаки соответствия.

Транснациональные (региональные) знаки соответствия подтверждают соответствие требованиям, установленным региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации.

 Знаки соответствия стандартам представлены на рис. 1.2.1 – 1.2.3

а

б

 

в


 





Рис. 1.2.1 Знаки соответствия стандартам: а – знак соответствия Европейским нормам;  б – знак соответствия требованиям государственных стандартов РБ; в – знак соответствия в отношении сертификации систем качества РБ.

а

б

 

 

в


Рис 1.2.2 Знаки соответствия при добровольной сертификации:

а — в системе ГОСТ Р; б — в системе МЭКС; в — в Республике Беларусь

 

а

б

в

г


Рис 1.2.3 Знаки лауреатов конкурсов:

а – знак лауреата премии Правительства  РФ в области качества; б –  знак качества XXI в.; в — знак лауреата конкурса; г — знак лауреата конкурса «Потребительская оценка качества»

Знаки качества в ряде стран применяют  наряду со знаками соответствия. Они  могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации.

Экологическая маркировка обозначается специальным экознаком, который служит для потребителя указанием об экологической чистоте продукта, а также о безопасности его упаковки для окружающей среды.

Решение о присвоении экознаков  принимает компетентный орган стран-членов ЕС.

Все экознаки можно разделить на три подгруппы знаков, информирующих:

-об экологической чистоте товаров  или их безопасности для окружающей  среды; 

-об экологически чистых способах  утилизации товаров или упаковки;

-об опасности продукции для  окружающей среды.

 

Первая подгруппа экологических  знаков информирует о безопасности продукции для жизни, здоровья, имущества  потребителей и окружающей среды. К  этой группе относятся «Белый лебедь», принятый в скандинавских странах; «Голубой ангел», принятый в Германии. Экологический знак японской ассоциации по охране окружающей среды информирует о том, что данный продукт меньше загрязняет окружающую среду. Этим знаком могут быть маркированы японские изделия (рис 1.2.4).

Информация о работе Маркировка продовольственных товаров на примере творога