Маркировка продовольственных товаров на примере творога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение механизма организации и осуществления маркировки продовольственных товаров.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- рассмотрение маркировки как средства информации о товаре.
-выявление основных функций маркировки, ее структуры .
- определение требований к маркировке продовольственных товаров .
- проведение экспертизы маркировки творога.

Вложенные файлы: 1 файл

сам курсач.docx

— 516.51 Кб (Скачать файл)

 

а

б

в


 

Рис 1.2.4 экологические знаки продукции

а — знак «Белый лебедь»; б — знак «Голубой ангел»; в — экознак Японии

[14 с.319]

Вторая подгруппа экологических  знаков содержит призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой, сдавать  ее на вторичную переработку или  складировать в специальные мусоросборники, а также может содержать информацию, что данная упаковка из вторичного сырья. К этой группе относятся знак «Ресайклинг». Он встречается на изделиях США, Великобритании, скандинавских и других стран. Им обозначаются как предметы, поддающиеся переработке, так и те, что уже получены из вторичного сырья (бутылки, баки, контейнеры из полимеров).

 

Знак «Ресайклинг» — призыв не сорить, а собирать и сдавать использованную тару на приемные пункты для последующей переработки (рис 1.2.5)

а

 

б

в


 

Рис 1.2.5 Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки:

а -  знак «Ресайклинг»; б — знак с призывом «Не сорить»; в — знак «Зеленая точка»

[14 с.320]

Наиболее распространенным экологическим  знаком является немецкий знак «Зеленая точка». Он стал транснациональным. Он размещается на упаковке и означает, что на эту упаковку распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки. Производитель или продавец маркированного товара подписал с фирмой DSD(немецкая компания) контракт на использование знака «Зеленая точка» и вносит соответствующую лицензионную плату; упаковка, маркированная знаком «Зеленая точка», после использования является собственностью одной из организации, действующих в рамках DSD.От имени немецкой компании местные организации осуществляют сбор использованной упаковки, ее сортировку по виду материала и отправку организациям по переработке вторичных ресурсов.

Третья подгруппа содержит знаки, которые характеризуют опасность  продукции для окружающей среды.

Информация потребителей о том, что данный товар безопасен для  потребления, отражается соответствующим знаком безопасности (рис 1.2.6)

Впервые такие знаки были введены в странах Европейского экономического сообщен (ЕЭС) и поэтому на изделиях, выпущенных в этих странах и отвечающих требованиям безопасности, может дополнительно ставиться знак «СЕ».

 

 

Италия

 

Норвегия

 

Австралия

 

Франция

       

 

Рис 1.2.6 Знаки безопасности

[14 с.321]

Потребитель начал отдавать предпочтение пищевой продукции, изготовленной  без использования экологически опасных компонентов, требуя ее маркирования соответствующими надписями (типа «изготовлено по экологически безопасной технологии»).

Аналогичную позицию занимают европейские  потребители по отношению к сельскохозяйственной продукции.

Известно, что применение химических и ядовитых веществ, пестицидов и  минеральных удобрений повышает урожайность, но часто приносит двойной вред: создавая при нарушении нормопользования опасность и для природы, и для здоровья людей. В результате было принято разумное решение: сельскохозяйственная продукция, выращенная без применения опасных химических веществ по биотехнологиям, должна маркироваться надписью «выращенная по биотехнологии» или соответствующим знаком.

Биологические технологии предполагают отказ от химических средств защиты растений и минеральных удобрений, которые являются продуктами химического  синтеза, обеспечивают высокое качество грунта и существенное сохранение ресурсов по сравнению с интенсивным ведением сельского хозяйства.



В настоящее время  широкое применение при маркировке пищевых продуктов получил знак «Е» (Europa), информирующий потребителя о пищевых добавках.

Кодирование

Технология штрихового кодирования  основана на распознавании закодированных комбинации штрихов и пробелов определенных размеров. Существует множество способов кодирования информации в форме штрихового кода, называемых символиками. Одной из таких символик является EAN/UPC. Правила, регламентирующие перевод знаков в комбинации штрихов и пробелов и Другие необходимые показатели каждой символики, называются спецификацией символики.

Символы штрихового кода EAN/UPC зарезервированы исключительно для кодирования идентификационных номеров. Использование этой символики ограничено и подлежит согласованию с правилами и регистрационными процедурами EAN International (ЕАН Интернешнл — далее EAN) и Uniform Code Counkil, Inc. (Совета по унифицированному коду — далее UCC (Юсиси)). Управление системной нумерации, осуществляемое EANв Беларуси и UCC, обеспечивает между, народную уникальность и согласованность в определении идентификационных кодов, присваиваемых конкретным предметам. Главное преимущество для пользователей системы EAN/UCC состоит в наличии однозначно установленных идентификационных кодов для использования в торговых трансакциях (ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001).

Штриховой код — знак, который наносится на транспортную или потребительскую тару многих импортных и отечественных товаров типографическим способом или с помощью приклеиваемой этикетки, или ярлыка и является обязательным условием экспорта. Товар не принимают к реализации без штрихового кода.

В качестве кода могут использоваться различные знаки: цифры, черточки и  т.д., которые несут в себе конкретную информацию о товаре.

Штриховое кодирование выполняет следующие функции:

- информация о товаре;

- автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

- автоматизированный  учет и контроль товарных запасов;

- оперативное управление процессом товародвижения; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей ;

- информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Наиболее известны следующие кодовые  системы:

 -европейская EAN (EuropeanArtileNumbering);

-германская BANBundeseinheitlicheArtikelnummer);

 -американская URS (UniversalProductCode);

- японская CarlaCode.

В настоящее время штриховой  код EANнаиболее распространен на международном потребительском рынке.

Система EANявляется универсальной системой штрихового кодирования и может быть применена практически к любому виду товара и использована в любой точке цепи производитель — оптовое предприятие — предприятие розничной торговли. В рамках системы EANразработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными (EANGOM).

Коды EANподразделяются на три типа EAN-8, EAN-13 и EAN-14. Последний тип кода предназначен только для транспортной тары.

Код EANне классифицирует товар, а только идентифицирует его, чтобы никакой другой товар, обращающийся на международном рынке, не имел такого кода.

Код EAN— это 13- или 8-разрядный цифровой код, состоящий из сочетаний штрихов и пробелов. Каждая цифра кода представляет сочетание двух штрихов и двух пробелов.



13-разрядный код  включает:

-код страны, где произведен  товар;

-код предприятия-изготовителя;

-код самого товара;

-контрольное число для  считывания (сканирования) информации.

8-разрядный код включает:

-код страны;

-код изготовителя;

-контрольное число.

Исключение составляет Финляндия, где код EAN-8 — код страны и регистрационный номер

продукта.

Порядок расчета контрольной цифры EAN-13:

  1. складываем цифры, стоящие на четных позициях кода;
  2. результат умножаем на 3;
  3. складываем цифры, стоящие на нечетных позициях кода;
  4. складываем результаты 2-го и 3-го действий;
  5. контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней высшим числом, кратным 10.

 

Вывод: Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или групповых характеристик.

Товарные знаки (знаки обслуживания) – специальное обозначение, по которому можно отличить товары и услуги одних фирм от других.

По назначению и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки.

В зависимости от статуса  собственника, товарные знаки могут  быть идентифицированные  и коллективными.

Знаки  наименования мест происхождения  товара -  название страны, населенного пункта, местности, историческое название объекта.

Знаки соответствия подтверждают соответствие маркированной продукции  установленным требованиям  стандарта, других нормативных документов

Технология штрихового кодирования  основана на распознавании закодированных комбинаций штрихов и пробелов определённых размеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Требования  к маркировке продовольственных  товаров

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь приняло постановление  от 07.10.2010 № 131, которым утверждена Инструкция о порядке согласования надписей на маркировке пищевых продуктов, содержащих информацию о специальных питательных  свойствах, лечебном, диетическом или  профилактическом назначении пищевых  продуктов, о показаниях и противопоказаниях  к применению при отдельных видах  заболеваний (далее — Инструкция).

Согласно § 1.4 «Общие требования к маркировке пищевых продуктов» Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе»^ маркировка пищевых продуктов должна соответствовать национальному законодательству государств — членов таможенного союза.

Республики Беларусь по стандартизации от 12.04.2007 № 23 (далее — СТБ 1100-2007), изготовитель (продавец, упаковщик) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация для потребителя  должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно сведений, характеризующих качество и безопасность пищевого продукта. В частности, использование термина «витаминизированный» допускается только при наличии подтверждения данной информации органа-ми Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Согласно п. 4.6 СТБ 1100-2007 любая информация о специальных питательных свойствах, лечебном, диетическом или профилактическом назначении продукта, о противопоказаниях и показаниях к применению допускается к нанесению на этикетку только при наличии подтверждения указанной информации.

Пунктом 4.7 СТБ 1100-2007 дополнительно  установлено, что для продуктов  диетического и лечебно-профилактического питания необходимо указывать содержание биологически активных веществ, витаминов и минеральных веществ.

Исходя из п. 4.8.2 СТБ 1100-2007 не допускается давать пищевым продуктам наименования, вводящие в заблуждение относительно их состава, происхождения, способа изготовления, а также приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми они не обладают.

Анализ ст. 1 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» в редакции Закона от 20.06.2008 № 363-3 позволяет сделать  вывод о том, что лечебные свойства продукта пред-полагают устранение заболевания, то есть расстройства здоровья человека, нарушения нормальной жизнедеятельности его организма, а профилактические — снижение вероятности его возникновения.

Государственная гигиеническая  регламентация и регистрация пищевых продуктов включает в том числе согласование надписей на маркировке пищевых продуктов, содержащих информацию о специальных пита-тельных свойствах, лечебном, диетическом или профилактическом назначении пищевых продуктов, о показаниях и противопоказаниях к применению при отдельных видах заболеваний.

Порядок согласования таких надписей теперь определен соответствующей Инструкцией.

Под пищевыми продуктами согласно Закону Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-3 «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» подразумеваются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, в том числе продукты детского питания и продукты диетического питания, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также алкогольная продукция, пиво.

Инструкцией установлено, что согласование информации осуществляется в соответствии с Положением и п. 23 Перечня административных процедур, совершаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь и подчиненными ему государственными организациями, территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2007 № 1430 в редакции постановления от 22.12.2009 № 1678 (далее — Перечень).

Перечень предусматривает  несколько групп пищевых продуктов, в отношении которых производится согласование надписей на маркировке (отечественного производства, зарубежного производства и т.д.). Перечень документов, представляемых для согласования надписей, зависит от отнесения пищевого продукта к той или иной группе. Для согласования представляются те же документы, что и для получения удостоверения о государственной гигиенической регистрации, предусмотренные Перечнем. Таким образом, перечень и количество представляемых документов остаются прежними.

Информация о работе Маркировка продовольственных товаров на примере творога