Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 06:52, реферат
Теперь проанализируем ситуацию, когда товаропроизводители имеют возможность мобилизовать дополнительные переменные факторы. Предположим, увеличились цены на определенный продукт. Более высокие цены по сравнению с прежними стимулируют товаропроизводителей организовать сверхурочные работы, работу в выходные дни, перенести работникам отпуска на более поздний период. При этом предприниматель во всех случаях повысит денежное вознаграждение за труд — заработную плату, так как высокая цена позволяет не только перекрыть дополнительные затраты, но и получить дополнительную прибыль.
Реферат на тему : «Механизмы мгновенного,краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на хозяйственную активность предприятия».
Определения:
1. Спрос — это потребности, обеспеченные платежеспособностью покупателей. Согласно закону спроса повышение цены вызывает сокращение спроса, а повышение спроса ведет к росту цен. Поэтому функциональная зависимость между ценой (независимая переменная) и спросом (зависимая переменная) имеет обратный характер.
2. Эластичность спроса
выражает реакцию спроса (покупателей)
на изменение цены. Эластичность
спроса по цене показывает, на
сколько процентов изменится
спрос при изменении цены
3. Предложение — это товары, поступившие на рынок. Зависимость между ценой и предложением прямая: чем выше цены на рынке, тем больше будет предложено данного товара. В этом проявляется экономический интерес товаропроизводителя и суть закона предложения.
Эластичность предложения выражается в изменении предлагаемых к продаже благ при изменении цены на 1%.
4. Равновесная цена указывает на равенство спроса и предложения товара на рынке, т.е. цена спроса равна цене предложения. На графике — это цена, соответствующая точке пересечения кривых спроса и предложения.
5. На рынке действуют
механизмы мгновенного,
При долгосрочном нарушении рыночного равновесия баланс спроса и предложения устанавливается путем наращивания производства на основе инвестиций (вложения капитала в реконструкцию и модернизацию производства, расширение производственных мощностей). В результате устанавливается новая равновесная цена, но по своему уровню она ниже равновесной цены краткосрочного периода.
Механизмы рыночного равновесия
Имея общие представления
о состоянии рыночного
Механизм мгновенного равновесия
Предположим, спрос на какой-то продукт резко увеличился, к чему производство не было готово. Оно не может моментально расширить предложение, а если и может, то в минимальном количестве. Следовательно, в этом случае предложение останется неизменным, фиксированным. На рис. 10.10 кривая предложения (П1 ) принимает вертикальное положение — П2, тем самым подчеркивая неизменное предложение товара в новых условиях.
Рис. Мгновенное равновесие
Как видим, из-за несовпадения между спросом и предложением равновесная цена (Цk ), соответствующая пересечению кривой предложения (П1 ) и кривой спроса (С1 ) в точке К, нарушается. Это связано с тем, что по данной цене в изменившихся условиях желает приобрести данный товар значительно возросшее число покупателей. Однако предложение осталось на прежнем уровне. Возник дисбаланс между платежеспособным спросом и предлагаемым объемом товара. Устранение этого дисбаланса и восстановление нового равновесия на рынке происходит путем повышения цены на данный товар. Резкий рост цен «отсек» тот контингент покупателей, который готов был заплатить обычную цену (Цk ), но не может или не желает совершать покупки по новой цене (Цm ). Это и зафиксировано на рис. 10.10 перемещением кривой спроса из положения С1 в положение С1. Установилась новая цена равновесия (Цm ), соответствующая мгновенно изменившейся рыночной ситуации.
Теперь проанализируем ситуацию,
когда товаропроизводители
Рис. 10.11. Краткосрочное равновесие.
Повышение цены до уровня Цm , вызванное ростом спроса, будет подталкивать товаропроизводителей к расширению выпуска товара и содействовать росту его предложения до размера n . Кривая предложения займет положение П3 . Таким образом, благодаря своевременной реакции товаропроизводителей на возросший спрос, установилась новая равновесная цена Цn , в соответствии с которой количество предлагаемого товара стало соответствовать количеству спрашиваемого товара — n . Кривая С2 осталась на прежнем месте, так как увеличение предложения вызвало понижение цены с уровня Цm до уровня Цn
В условиях, когда цена продолжает
удерживаться на относительно высоком
уровне, несмотря на усилия предпринимателей
в области использования
Обратимся к рис. 10.12. Предположим,
что точка N на пересечении кривых
спроса и предложения отражала краткосрочное
равновесие между количеством
Рис. 10.12. Долгосрочное равновесие.
Таким образом, постепенное насыщение рынка данного товара приведет к снижению цены и новое длительное равновесие установится в точке Т, которой будет соответствовать «нормальная цена», или цена долгосрочного равновесия Ц t. . Что касается кривой спроса, то она остается в прежнем положении (С2 ), соответствующем краткосрочному равновесию. Неизменность положения кривой спроса обусловлена тем, что здесь устанавливается функциональная зависимость между спросом и ценой, в которой спрос выступает в качестве зависимой переменной от цены (независимой переменной). Рост величины спроса (скольжение по кривой спроса из точки N в точку Т) связан с понижением цены, вызванным наращиванием предложения данного товара. Одновременно провоцирование расширения спроса связано с понижением цены, поэтому не происходит смещение кривой спроса.
В соответствии с проведенным анализом механизмов равновесия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного действия рыночных сил попытаемся интегрировать их в единый процесс, совместив выявленные тенденции в едином графическом изображении (рис. 10.13).
Рис. 10.13. Совмещение графиков мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия
Итак, первоначальная точка длительного равновесия К соответствовала стабильной «нормальной цене». Следующий этап — резкий всплеск спроса при оставшемся неизменном предложении (что выражено перемещением кривой предложения из положения П1 в положение П2 ) обусловил увеличение цены с уровня Цk до уровня Цm . Как видим, данное перемещение связано со смещением кривой спроса из положения С1 в положение С2.
Высокая цена (Цm ) способствовала вовлечению в производственную деятельность временных переменных факторов, что вызвало увеличение предложения товара с m до n.Данный рост предложения вызвал понижение цены с уровня ЦМ до уровня ЦN. Результатом снижения цены явилось увеличение спроса с товара m до n. Кривая спроса С2 остается в неизменном положении, что свидетельствует о сохранении тенденции на увеличение спроса под воздействием снижения цены.
Наконец, сохранение относительно высокой цены (Цn) по сравнению с первоначальной «нормальной» ценой (Цk ) подтолкнуло предпринимателей к инвестициям, использованию фактора долговременного действия. Расширение производственных мощностей позволило предложить на рынок товар в количестве t, что вызвало снижение цены на него с уровня Цnдо уровня ЦТ. Кривая С2 остается в прежнем положении, выражая тем самым функциональную зависимость спроса от динамики изменения цен под воздействием изменения предложения товара.
Выводы:
Итак, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигрыша покупателя и производителя. Основное достоинство и ценность рыночного механизма, автоматически поддерживающего рыночное равновесие, состоит в том, что он обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с потребностями общества. Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо покупателя, либо продавца (призводителя), а это означает, что соблюдается принцип эффективности или оптимальности по Парето, согласно которому, ресурсы распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось. Если же существует возможность для отдельных участников рынка улучшить свое положение, не нанося ущерба другим, то такое распределение экономических благ неэффективно. Однако, все это относится к совершенно конкурентному рынку. Но последний является скорее научной абстракцией, чем реальностью, и для хозяйственной практики характерна несовершенная конкуренция. В этих условиях рынок автоматически не может обеспечить эффективное распределение ресурсов, и становится необходимым государственное вмешательство. Распределение ресурсов в условиях рыночного равновесия являясь Парето-эффективным, предполагает максимизацию общественной полезности, но это не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между членами общества. Говорят, что "эффективность по Парето является социально нейтральным критерием". Распределение же общественной полезности, достигаемой в условиях рыночного равновесия, зависит от распределения доходов.