Обслуживание покупателей на торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:40, реферат

Краткое описание

Розничная торговля — продажа товаров конечному потребителю. Причём совершенно неважно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через торговый автомат), а также — где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).
В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу , а предназначен для непосредственного использования.
Субъекты процесса розничной торговли — продавец и покупатель. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Основная часть………………………………………………………..3
Организация розничной продажи товаров………………………3
Организация технологии розничной продажи товаров в торговом предприятии……………………………………..3
Методы розничной продажи товаров……………………..5
Внемагазинные формы торгового обслуживания и их
роль на современном этапе. Краткая характеристика…....8
Обслуживание покупателей на торговом предприятии………..12
Теория обслуживания покупателей……………………....12
Что же нужно знать продавцу, чтобы повлиять на покупателя?.............................................................................13
Покупка……………………………………………………..13
Поведение после покупки…………………………………14
Продавец обязан знать все…………………………….......14
Подача себя продавцом……………………………………15
Процесс сделки…………………………………………….18
На всех этапах соблюдайте правила……………………...18
Заключение…………………………………………………………...20
Список используемой литературы………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателей на торговом предприятии.docx

— 322.00 Кб (Скачать файл)

- расчетные  операции.

- упаковка  и выдача покупок. 

3) Продажа товаров по образцам(см. прил. 3) предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Данный метод удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров.

Этот  метод используется при продаже  сложной техники (бытовая техника, музыкальные инструменты, мотоциклы), тканей и крупногабаритных товаров (мебель).

Выставленные  в торговом зале образцы товаров  снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную  помощь.

4) Продажа товаров с открытой выкладкой(см. прил. 4). Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, стендах, в горках, взвешивают на вешалах и т.д. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, помощи в отборе товаров, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.

Продажа товаров с открытой выкладкой  более удобна, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами  товаров, не отвлекая при этом продавцов  на выполнение функций, связанных с  показом товаров и информацией  об их ассортименте. Применение этого  метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов.

Метод применяется  при продаже одежды, галантереи, посуды, письменных принадлежностей.

При продаже  товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и  выкладке их на рабочем месте продавца: чтобы товар было хорошо видно. Выкладывая товары, их группируют по видам и  ценам. Выложенные товары нельзя накрывать  стеклом, скреплять между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.

5) Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Преимущество: экономия времени на покупку товара (в отдаленной местности можно заказать товар, а не ездить за ним).

6) Торговля по почте представляет собой специфическую форму торговли без магазина. Большое удобство для населения при использовании этой формы заключено в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

7) Электронная торговля. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров и может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.

8) Торговля через автоматы(см. прил. 5) производится посредством стационарных автоматических устройств, которые устанавливаются в местах большого скопления людей.

 

 

    1. Внемагазинные формы торгового обслуживания и их роль на современном этапе. Краткая характеристика

 

К внемагазинным  формам продажи товаров относят:

– продажу  товаров через сеть мелкорозничных предприятий;

– розничную  посылочную торговлю;

– продажу  товаров через автоматы;

– продажу  товаров на ярмарках и базарах.

Использование той или иной формы продажи  товаров зависит от численности  жителей в населенном пункте, наличия  торговых предприятий и их ассортиментного  профиля, производственных условий, сезона и других обстоятельств.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предприятий занимает большое место в торговом обслуживании населения.

Мелкорозничная  торговая сеть представлена павильонами, киосками, торговыми автоматами, магазинами на дому, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки и т.д.). Мелкорозничные предприятия, расположенные  в населенных пунктах, где отсутствуют  магазины, имеют самостоятельное  значение. В некоторых случаях  они, не имея самостоятельного значения, служат дополнением сети магазинов (например, в период сезонной торговли). Предприятия мелкорозничной торговой сети могут иметь различный товарный профиль. Так, к числу мелкорозничных предприятий, торгующих продовольственными товарами, относятся: «Продукты», «Кондитерские  изделия», «Сельхозпродукты», «Мясо», «Молоко», «Овощи – фрукты», «Хлеб», «Мороженое», «Соки – воды» и  др. Непродовольственными товарами торгуют: «Промтовары», «Книги», «Хозтовары», «Сувениры», «Канцтовары» и др. К этой же группе относятся бензозаправочные станции. Довольно широко распространены мелкорозничные предприятия, торгующие товарами повседневного  спроса.

Наиболее  распространенным типом мелкорозничных предприятий являются «Продукты». Обычно в их ассортименте не менее пяти товарных групп. При этом на предприятиях, оснащенных холодильным оборудованием, реализуют и скоропортящиеся  продовольственные товары.

Павильоны и киоски типа «Промтовары» торгуют головными уборами, трикотажными изделиями, галантереей, парфюмерией, хозяйственными и некоторыми другими товарами.

В павильонах и киосках «Товары повседневного  спроса» реализуют продовольственные  товары и ограниченный ассортимент  непродовольственных товаров частого  спроса.

Мелкорозничные  торговые предприятия размещают  не только на рынках, вокзалах, в зоне отдыха и других местах наибольшего  сосредоточения населения, но и в  малых населенных пунктах. При их размещении учитывают профиль мелкорозничного  предприятия, наличие других предприятий  торговли и другие факторы. Особую роль мелкорозничные предприятия играют в торговом обслуживании жителей  малых сел и деревень, где отсутствует  магазин и строительство его  нецелесообразно. Здесь чаще всего  распространены павильоны и киоски «Продукты», «Товары повседневного  спроса», а также магазины на дому. Эффективность работы мелкорозничных предприятий торговли во многом зависит  от организации снабжения их товарами, установленного режима работы. Товароснабжение  их должно быть ритмичным, так как  большинство из них не имеют условий  для хранения значительных запасов  товаров. Режим работы павильонов и  киосков должен быть удобным для  покупателей.

Его устанавливают  с учетом места расположения предприятий  и контингента обслуживаемых  покупателей. Например, режим работы мелкорозничных торговых предприятий, расположенных у кинотеатров, на рынках, вокзалах, в зонах отдыха, должен быть увязан с режимом работы этих предприятий, с интенсивностью покупательских потоков, а режим  работы предприятий, расположенных  в малых населенных пунктах, должен быть удобным для их жителей.

Для продажи  товаров по месту работы сельских жителей, а также жителям населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть, используют передвижные средства торговли. К ним относятся автомагазины, автоприцепы и разные развозки.

Автомагазины выпускаются на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и др.

Салон автомагазина оснащают изотермическим шкафом, горками, шкафами и подшкафниками со съемными дверцами с запорами и прижимами, предохраняющими товары от смещения при транспортировании. Для демонстрации готового платья и других товаров  служат вешала, свободная площадь  под которыми может быть использована для перевозки крупногабаритных товаров, доставляемых по заказам покупателей, или товаров в таре-оборудовании.

В зависимости  от ассортимента реализуемых товаров различают следующие типы автомагазинов: «Продукты», «Промышленные товары», «Товары повседневного спроса», «Книги». Ассортимент товаров в автомагазине «Продукты» состоит из следующих важнейших товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; бакалейные товары; консервы; гастрономические продукты; безалкогольные напитки; табачные изделия и спички; сопутствующие непродовольственные товары.

В автомагазинах  «Промышленные товары» реализуют  ткани, одежду, головные уборы, белье, обувь  массового пошива, галантерейные  и парфюмерно-косметические товары, некоторые культтовары и хозяйственные  товары.

Продовольственными  и непродовольственными товарами примерно тех же групп торгуют и автомагазины «Товары повседневного спроса», но ассортимент товаров в них  отличается от ассортимента автомагазинов  первых двух типов как по широте, так и по глубине.

Автомагазины  «Книги» имеют в своем ассортименте литературу различных направлений, а также периодические издания  и сопутствующие (в основном канцелярские) товары. Торгово-технологический процесс  в автомагазине состоит из следующих  основных операций: отборка и приемка  товаров на оптовой базе; размещение и укладка товаров в салоне автомагазина; выезд автомагазина в  пункты обслуживания; подготовка автомагазина к торговле; предложение и продажа  товаров, включая расчетные операции; прием предварительных заказов  и оказание других услуг; возвращение  автомагазина на стоянку и его  осмотр; санитарная обработка кузова; опломбирование автомагазина и сдача  его под охрану; составление отчета и сдача выручки.

Товароснабжение автомагазинов осуществляют оптовые  базы и другие поставщики. При этом они должны обеспечивать выделение  автомагазинам максимального количества фасованных товаров и первоочередную их загрузку, возможность предварительной  отборки и комплектования товаров  по заявкам водителей-продавцов.

Оптовые базы и склады, снабжающие автомагазины, должны беспрепятственно принимать  от них товары, не нашедшие покупателя.

Хранение  товаров в автомагазине должно осуществляться с соблюдением товарного соседства, закрепления за товарами постоянных мест. Своевременно должно проводиться  санитарное обслуживание автомагазина.

В автомагазинах  самообслуживания особое внимание уделяют  предварительной подготовке товаров  к продаже, рациональному их размещению в салоне и выкладке на торговом оборудовании.

Торговля  через автомагазины все более  широкое распространение получает в крупных городах, чему способствовало развитие сети автомагазинов при  предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные  товары.

Это современные, хорошо оснащенные холодильным и  кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют  покупателям беспрепятственно ознакомиться с ассортиментом продаваемых  товаров. Они ведут торговлю в  наиболее оживленных местах.

К числу  услуг, предоставляемых автомагазинами сельским покупателям, относятся: информация о времени приезда автомагазина в пункт обслуживания и о наличии  в нем товаров; прием заказов  на товары; комплектование I подарочных наборов товаров; упаковка товаров; доставка I заказанных крупногабаритных товаров на дом покупателя; сбор стеклотары. Для упорядочения движения и работы автомагазин составляют маршруты и графики работы. Это позволяет покупателям заранее подготовиться к приезду автомагазина. Маршруты и графики могут меняться в зависимое от изменения климатических условий, особенностей проведения сельскохозяйственных работ и с учетом других факторов.

Торговля через автоматы является одной из прогрессивных форм продажи товаров. Чаще всего с помощью автоматов продаются жидкие и мелкоштучные продовольственные товары (напитки, растительное масло, мороженое кондитерские, табачные изделия), а также видеокассеты, газеты, журналы, почтовые открытки и др.

Размещение  торговых автоматов вне магазинов (на площадях, улицах, вокзалах и т.п.) позволяет осуществлять торговлю в  любое время суток.

Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечней товаров в местном почтовом отделении. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.

Продажа товаров на ярмарках и базарах(см. прил. 6) позволяет приблизить места реализации товаров к покупателям, расширить продажу товаров.

Ярмарки представляют собой периодические  крупные торги. Они проводятся традиционно, в них участвуют различные  предприятия и организации торговли, культурно-просветительные учреждения.

Базары  тоже представляют собой периодические  торги, организуемые торговыми предприятиями  и организациями накануне каких-либо знаменательных событий (праздников, начала нового учебного года и т.д.).

Проведению  ярмарок и базаров предшествует большая подготовительная работа: выбирается место и определяется время их проведения, благоустраивается территория, возводятся необходимые сооружения, проводится рекламная работа, комплектуется ассортимент товаров, подбираются соответствующие работники. Необходимо также предусмотреть возможность посещения ярмарок и базаров жителями отдаленных сел и деревень.

Информация о работе Обслуживание покупателей на торговом предприятии