Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Раздел «Информационное обеспечение предприятия»……...5
1. Сущность, значение и особенности информационного
обеспечения предприятия……………………………………………..5
2. Технология информационной деятельности……………………..11
3. Пути совершенствования информационной системы…………...16
4. Формирование комплексной информационной системы……….23
Заключение…………………………………………………………………28
2. Раздел «Определение розничной цены изделия»……………30
Заключение…………………………………………………………………37
3. Раздел «Используемая литература»…………………………...38
Аналогичные проблемы с организацией контроля могут возникать и при выписке документов отгрузки покупателям-дебиторам, задолженность которых может превышать лимиты предоставляемых товарных кредитов, а также при выписке документов оплаты поставщикам-дебиторам, не поставляющим вовремя товарно-материальные ценности, за которые уже осуществлялась оплата.
Таким образом, оптимальным следует считать оперативное взаимодействие подсистем ИСУП. Однако оно возможно только в том случае, когда все взаимодействующие программы одной или разных подсистем функционируют в едином информационном пространстве, то есть либо функционируют на основе интегрированной базы данных, либо могут автоматически распознавать используемые каждой из них форматы данных. На текущий момент организация оперативного взаимодействия подсистем, как правило, возможна только в том случае, когда в качестве основы программного обеспечения ИСУП используются программные продукты одного разработчика, поскольку в этом случае обычно гарантируется их автоматическое взаимодействие (и то не всегда).
В общем случае, взаимодействие
подсистем ИСУП в оперативном
режиме предполагает не только автоматический
обмен данными между
Например, при поступлении оплаты от покупателя в подсистеме управления финансами вводятся данные выписки банка. Одновременно эти данные должны быть отражены в подсистеме логистики для уменьшения дебиторской задолженности клиента, если он должник или увеличения кредиторской задолженности предприятия данному покупателю, если это предоплата. Эти действия могут реализовываться разными программами. Однако они должны выполняться совместно, во взаимосвязи. В противном случае возможно расхождение в данных разных подсистем (покупатель перечислил деньги, но данные о его задолженности не изменились). Одновременно с этим данные об оплате должны быть отражены в подсистеме бухгалтерского учета путем формирования проводок по счетам, соответствующих поступлению денежных средств. Передача готовой продукции на склад должна одновременно отражаться в подсистемах логистики и управления производством. При этом ее себестоимость, определяемая в подсистеме управления производством, должна быть также учтена в подсистеме бухгалтерского учета.
Можно привести и другие примеры, когда хозяйственные операции должны взаимосвязанно отражаться несколькими подсистемами ИСУП. В особенности это касается взаимодействия различных подсистем с подсистемой бухгалтерского учета, поскольку практически все хозяйственные операции так или иначе должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета.
Выполнение взаимосвязанное процедур обработки данных различными подсистемами ИСУП может быть организовано различными способами. Во многих западных программных продуктах, которые могут быть использованы в качестве основы создания прикладного программного обеспечения ИСУП, реализуется принцип полностью интегрированного взаимодействия подсистем. В соответствии с ним все взаимосвязанные процедуры обработки данных осуществляются как единая транзакция.
Транзакция - совокупность взаимосвязанных операций, выполняемых как одно целое.
Либо выполняются все операции транзакции, либо не выполняется ни одной. В системах управления базами данных (СУБД) взаимосвязанные формальные операции над данными выполняются как единое целое. Если выполнение транзакции по каким-либо причинам не может быть выполнено полностью, то СУБД "отменяет" выполнение той части операций преобразования данных, которые уже были выполнены с ее начала. В результате база данных остается в том состоянии, в котором она находилась до начала выполнения этих операций. Это нужно для поддержания логической целостности базы данных.
В ИСУП, построенных на основе полностью интегрированного взаимодействия подсистем, реализуются те же принципы. Например, если в подсистеме логистики фиксируется движение товарно-материальных ценностей, то в подсистеме бухгалтерского учета автоматически формируются проводки по счетам, соответствующие данной операции. Однако такой подход не всегда оправдан в силу необходимости разделения полномочий между специалистами системы управления. Прерогатива формирования записей на счетах бухгалтерского учета принадлежит сотрудникам бухгалтерии предприятия и связанные с этими действиями процедуры обработки данных должны инициироваться и контролироваться ими, а при полностью интегрированном взаимодействии подсистем оформление документа движения товарно-материальных ценностей в подсистеме логистики автоматически вызывает формирование проводок по счетам, то есть осуществляется без ведома и должного контроля со стороны бухгалтерии.
Более гибким является подход при котором взаимодействие подсистем ИСУП с точки зрения обмена данными осуществляется в оперативном режиме, но выполнение взаимосвязанных функций обработки данных, относящихся к компетенции разных функциональных отделов, выполняется не автоматически, а по запросу пользователя.
Технология взаимодействия компонент программного обеспечения ИСУП
Наряду с различными
способами разделения содержательных
функций обработки управленческ
Коллективная работа группы пользователей в ИСУП возможна на основе централизованной или распределенной обработки данных.
Централизованная обработка данных - это способ организации работы, при котором все функции обработки данных, необходимые различным пользователям, выполняются одной или несколькими ЭВМ коллективного использования. В этом случае все данные хранятся на ЭВМ коллективного использования и полностью обрабатываются на ней. К такой ЭВМ пользователи подключаются через терминалы.
Терминал - это устройство, обеспечивающее передачу и прием данных от ЭВМ. Терминал не может обрабатывать данные, но имеет клавиатуру, дисплей и блок связи с ЭВМ.
В настоящее время в чистом виде полностью централизованная обработка данных применяется крайне редко и при построении ИСУП, как правило, используются те или иные разновидности распределенной обработки данных.
Распределенная обработка данных - это способ организации работы, при котором данные и функции их обработки распределены между несколькими индивидуально и коллективно используемыми ЭВМ.
Распределенная обработка данных возможна как при автономном функционировании ЭВМ отдельных рабочих мест, так и при их объединении в вычислительную сеть. В простейшем случае может быть построена одноранговая сеть, в которой данные разделены между равноправными компьютерами отдельных рабочих мест. Однако при построении ИСУП (кроме очень простых) этот подход обычно не применяется и создается компьютерная сеть с выделенным сервером. Сетевые системы обработки данных на основе сети с выделенным сервером могут быть построены на основе архитектур файл-сервер и клиент-сервер.
При построении системы обработки данных в архитектуре файл-сервер общие для нескольких пользователей данные хранятся на сетевом сервере, но их обработка выполняется на компьютерах рабочих мест (рабочих станциях). Программа, выполняющаяся на рабочей станции, запрашивает данные нужного ей файла у функционирующей на сервере сетевой операционной системы (ОС). Сервер считывает искомые данные из указанного файла и передает их рабочей станции. На ней эти данные обрабатываются, а результаты обработки могут быть опять переданы серверной ОС, для размещения их в файлах сетевого сервера.
Достоинством архитектуры файл-сервер является то, что прикладная программа включает только клиентскую часть, а обращение к файлам, размещенным на сервере, производится общесистемными средствами обслуживания сети. Однако в этом случае, при необходимости отобрать только определенный фрагмент данных того или иного файла, последний полностью пересылается по каналам сети на рабочую станцию. Если в сети одновременно работает много пользователей, и они интенсивно обращаются к данным, хранящимся на сервере, сеть сильно перегружается и выполнение прикладных программ может очень замедлиться из-за ожидания окончания процедур пересылки данных.
При построении систем в архитектуре клиент-сервер часть функций обработки данных выполняется на сетевом сервере, а часть - на рабочей станции сети. Если прикладной программе, выполняющейся на рабочей станции, нужны данные, удовлетворяющие определенным критериям, то она только выдает запрос серверной части программы на их выборку. Серверная компонента программы отбирает данные по этому запросу и пересылает по сети только их. За счет этого становится возможным существенно уменьшить объем пересылаемых по сети данных. Специально отметим, что при использовании архитектуры файл-сервер такой отбор не производится, по сети пересылается весь информационный массив и отбор выполняется на рабочей станции.
При использовании архитектуры
клиент-сервер, помимо доступа к
данным, серверная часть программы
может выполнять еще и
Построение систем обработки данных в архитектуре клиент-сервер возможно на основе моделей "толстого" и "тонкого" клиентов. В модели "толстого" клиента сервер выполняет только функции отбора данных, а их прикладная обработка выполняется на рабочей станции. В модели "тонкого" клиента сервер выполняет отбор данных и их обработку, а на рабочую станцию пересылаются только результаты обработки.
Различают также двух-, трех- и многоуровневую архитектуру клиент-сервер. При двухуровневой архитектуре система обработки данных включает клиентскую и единую серверную компоненты. При трехуровневой архитектуре серверная компонента делится на сервер базы данных и сервер приложений. В качестве сервера базы данных обычно выступает система управления базами данных (SQL-сервер). Сервер приложений выступает в роли промежуточного уровня программного обеспечения сетевой системы обработки данных (middleware). Обычно в его функции входит реализация наиболее сложных и общих процедур прикладной обработки данных, требующих постоянного взаимодействия с большими информационными массивами, управляемыми сервером базы данных.
Сервер базы данных и
сервер приложений могут выполняться
на одном или на разных компьютерах.
Трехуровневая архитектура
В настоящее время при создании ИСУП наиболее перспективной признается трех- и более уровневая архитектура клиент-сервер, при которой вычислительная нагрузка при решении сложных задач обработки данных может быть равномерно распределена между несколькими серверами и рабочими станциями.
Контрольные вопросы
1) Охарактеризуйте основные требования к ИСУП.
2) Сформулируйте и объясните принципы построения ИСУП.
3) Охарактеризуйте назначение
основных функциональных и
4) Какими факторами
определяется конкретное
5) Приведите примеры,
подтверждающие наличие
6) Объясните различия
между оперативным и
7) Какие проблемы возникают при взаимодействии подсистем ИСУП в отложенном режиме? Поясните их на соответствующих примерах.
8) Дайте определение понятия "транзакция" и объясните его содержание.
9) Приведите примеры
взаимосвязанного отражения
10) Объясните суть проблем,
возникающих при
11) Объясните различия
между централизованной и
12) Объясните порядок функционирования ИСУП, реализованной на основе архитектуры файл-сервер и охарактеризуйте возникающие при этом проблемы.
13) Объясните порядок функционирования ИСУП, реализованной в архитектуре клиент-сервер и различия моделей "толстого" и "тонкого" клиента.
14) Объясните различия двух- и трехуровневой
архитектуры клиент-сервер.
Создание ИСУП
Создание интегрированной ИСУП, соответствующей требованиям, изложенным в предыдущей главе, является сложным, длительным и многоэтапным процессом, требующим значительных финансовых и трудовых затрат. Для достижения поставленных целей реализация проекта требует постоянного контроля со стороны высшего менеджмента и значительных усилий со стороны сотрудников системы управления предприятием.
Создание ИСУП осуществляется в несколько этапов. На первом производится стратегическое планирование - определение целей и задач проекта и порядка его реализации. На втором этапе осуществляется выбор специализированных пакетов прикладных программ, которые должны быть положены в основу прикладного программного обеспечения ИСУП. На третьем этапе осуществляется обследование предприятия, выбор способа развертывания и внедрения системы в эксплуатацию, а также разработка порядка организации бизнес-процессов в условиях комплексной автоматизации. И, наконец, на четвертом этапе осуществляются пусконаладочные работы, обеспечивающие развертывание системы и ее ввод в промышленную эксплуатацию.