Организация технологии размещения и хранение товаров на торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Что же такое торговля? Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» торговля – это «вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную. По определению того же Государственного стандарта оптовой торговлей является «торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием», а розничной торговлей соответственно называется «торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
Практическая часть………………………………………………………8
Основная схема технологического процесса………………………8
Подготовка товаров к продаже……………………………………...15
Выкладка и размещение товаров в торговом зале…………………19

Практическая часть………………………………………………………25
Характеристика торгового предприятия……………………………25
Продажа товаров и обслуживание покупателей…………………30
Заключение…………………………………………………………………31
Литература…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………….4

  1. Практическая часть………………………………………………………8
    1. Основная схема технологического процесса………………………8
    2. Подготовка товаров к продаже……………………………………...15
    3. Выкладка и размещение товаров в торговом зале…………………19

 

  1. Практическая часть………………………………………………………25
    1. Характеристика торгового предприятия……………………………25
    2. Продажа товаров и обслуживание покупателей…………………30

Заключение…………………………………………………………………31

Литература…………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Торговля в  настоящее время является одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и во всяком другом роде деятельности, связанном с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно с большой уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как обстояло дело с рынком потребительских товаров 10–15 лет назад. Высокая конкуренция в торговле приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.

Естественно, что  «челнок» с вещевого рынка вряд ли составит серьезную конкуренцию  владельцу сети крупных супермаркетов. Но все являются потребителями, и соотношение «цена – качество – обслуживание» каждый определяет для себя сам. Учитывая, что уровень жизни населения очень неодинаков и соответственно различны приоритеты при приобретении товаров: место в торговле есть и для недорогой «оптовки», и для элитного бутика.

Что же такое  торговля? Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» торговля – это «вид предпринимательской  деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг  покупателям». Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную. По определению того же Государственного стандарта оптовой торговлей является «торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием», а розничной торговлей соответственно называется «торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.

Таким образом, видно, что понятия розничной  и оптовой торговли связаны не с количеством единовременно  продаваемого товара, а с целью  его приобретения и последующего использования. Один и тот же товар, проданный в одном и том же количестве, одним и тем же продавцом (в случае если продавец занимается «смешанным» видом торговли, т. е. оптово-розничной) может быть объектом как оптовой, так и розничной сделки купли-продажи.

Розничная торговля, кроме типичной стационарной может быть еще и развозной, разносной, посылочной. Государственный стандарт «Торговля. Термины и определения» определяет эти разновидности розничной торговли следующим образом:

    • развозная торговля: розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством…
    • разносная торговля: розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице…
    • посылочная торговля: розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений».

В настоящее  время появилось немало новых  терминов, связанных с торговлей. Это и оптово-розничная, а также  мелкооптовая торговля, торговля по образцам, торговля через автоматы и т. д. При рассмотрении всех видов торговли отталкиваться следует все же в той или иной мере от определений Госстандарта. Так, например, понятие «мелкооптовая торговля» вообще трудноопределимо. Какая партия товара является «мелкой», а какая «крупной», законодательно не определяется. Это понятие используется скорее как бытовое определение и чаще всего подразумевает продажу товаров частным лицам по тем же ценам, что и оптовикам. Как уже говорилось выше, продажа товара частному лицу независимо от цены и количества является розничной торговлей.

Дистанционная торговля, или торговля по образцам, в сущности, не что иное, как определенная Государственным стандартом посылочная торговля.

Комиссионная  торговля – розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами – комитентами, по договорам комиссии».

Наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей людей цель производства. В решении этой задачи важную роль играет именно организация торговой деятельности.

В системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в продуктах питания и других товарах.

Задача торговли состоит в том, чтобы формировать  ассортимент товаров, соответствующий  спросу населения, рекламировать новые товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

1.1 Основная  схема технологического процесса.


Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов. Он осуществляется без участия покупателей.

Технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства товаров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ростом благосостояния и культурного уровня населения.

Эти факторы  определяют динамичность технологического процесса в магазинах.

В зависимости  от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров  в магазины, применяемых форм продажи  различают три основные схемы технологического процесса.

Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу.

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания.

Применение  какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко. Как правило, в магазинах, одновременно действуют все три схемы.

Основной операцией  торгового процесса в магазинах  является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на решение основной задачи — обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. Поэтому процесс продажи товаров в магазинах, его основные операции. Все остальные операции торгового и технологического процессов магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров. Однако от их выполнения зависит не только качество обслуживания покупателей, но и эффективность торгового и технологического процессов в целом.

Первой технологической  операцией является приемка товаров, поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных средств, для чего используют различные виды механического оборудования. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в крытых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных площадок для одновременной приемки нескольких автомашин. При организации торгового и технологического процессов с использованием тары-оборудования разгрузочные площадки размещают на уровне кузова автомашины. Тару-оборудование с товаром после выгрузки доставляют к местам хранения или непосредственно в торговый зал.

Порядок и сроки  приемки товаров по количеству и  качеству в магазине определяется особенностями  отдельных групп товаров, их физико-химическими свойствами.

Поступающие в  магазин товары принимают материально  ответственные лица. При приемке  товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.

Принимая товары по количеству и качеству, одновременно проверяют их комплектность и маркировку, правильность цен в соответствии с сопроводительными документами.

После приемки  товары перемещают в охлаждаемые  камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота  магазина, но и от избранной стратегии управления запасами товаров. Для обеспечения эффективности работы магазинов хранение товаров должно быть рациональным, что достигается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для продажи виде. Этому способствует широкое использование тары-оборудования. Практика подтверждает, что применение тары-оборудования в магазинах дает возможность на 60-65% уменьшить площадь кладовых и соответственно увеличить торговую площадь.

При организации  хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых.

Наиболее сложной  и трудоемкой операцией торгового  и технологического процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей.

Подготовленные  к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, в таре-оборудовании, корзинах.

Для обеспечения  благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. Эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Размещение зависит от частоты спроса на товары. Так, в универсамах товары наиболее массового спроса размещают в глубине торгового зала, в непосредственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запасов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродовольственные товары, следует размещать в центральной части торгового зала.

Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. Нельзя забывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости товаров. Поэтому, например, мясные продукты следует размещать недалеко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром.

Непродовольственные товары периодического и частого  спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообразно размещать в торговом зале по принципу потребительского назначения.

При размещении товаров в торговом зале важную роль играют приемы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров навалом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить композицию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на горках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу.

Проходя мимо оборудования, покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на высоте 110-160 см от пола следует размещать товары-новинки, а также товары, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупательским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования.

Одновременно  с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой правильности работы кассовых машин, весовых и измерительных приборов, обеспечением кассиров разменной монетой.

Повышение эффективности  организации торгового и технологического процессов достигается разработкой технологических карт. Технологическая карта — это форма документации, которая включает пооперационную разработку того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты необходимы крупным магазинам с универсальным ассортиментом товаров. В первую очередь целесообразно разрабатывать технологические карты приемки товаров с указанием в них графиков поступления товаров в течение дня, последовательности выполнения операций, количества работников, занятых разгрузкой и приемкой товаров, норм затрат времени на выполнение операции. Необходимы также технологические карты размещения и выкладки товаров в торговом зале.

Технологические карты помогают более рационально использовать рабочее время, механизмы, применять более эффективные приемы и методы труда, обеспечивать сохранность качества товаров, создавать наилучшие условия для обслуживания покупателей.

Дальнейшее  внедрение достижений научно-технического прогресе в торговлю выдвигает в качестве одной из важнейших задач оптимизацию торгового и технологического процессов в магазинах. Решение этой задачи даст возможность улучшить обслуживание покупателей, снизить затраты труда на перемещение, хранение и продажу товаров, сократить товарные потери, облегчить труд работников.

Требования  современной технологии заключаются  прежде всего в том, что подготовку товаров к продаже, включая фасовку, упаковку и комплектование ассортимента, нужно проводить на конечных стадиях производства или на складах оптовых предприятий. Полностью подготовленные к продаже товары должны быть уложены в специализированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны, тележки-этажерки) и доставлены в магазин на автомашине с грузоподъемными устройством. При этом значительная часть товаров может поступать непосредственно в торговый зал и продаваться из тары-оборудования.

Отечественная и зарубежная практика торговли подтверждает, что широкое внедрение прогрессивной  технологии доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования дает возможность:

    • устранить излишние звенья на пути движения товаров от производства до торгового зала магазина,
    • максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы в промышленности, на транспорте и в торговле, что позволит улучшить условия труда и резко сократить численность работников, занятых на этих работах;
    • значительно уменьшить объем несвойственных магазинам работ по подготовке товаров к продаже;
    • сократить расходы на производство и эксплуатацию транспортной тары;
    • повысить эффективность использования автотранспорта;
    • уменьшить расходы на изготовление оборудования для выкладки товаров в торговых залах магазинов;
    • обеспечить экономию капиталовложений на строительство магазинов;
    • сократить потребность в хранении больших запасов товаров;
    • повысить эффективность использования торговой площади, гак как тара-оборудование является более емкой по сравнению с обычными видами торгового немеханического оборудования.

Технология  доставки и продажи товаров, особенно продовольственных, с использованием тары-оборудования уже успешно применяется во многих городах нашей страны.

 

 

Информация о работе Организация технологии размещения и хранение товаров на торговом предприятии