Организация технологии размещения и хранение товаров на торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Что же такое торговля? Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» торговля – это «вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную. По определению того же Государственного стандарта оптовой торговлей является «торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием», а розничной торговлей соответственно называется «торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью». Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
Практическая часть………………………………………………………8
Основная схема технологического процесса………………………8
Подготовка товаров к продаже……………………………………...15
Выкладка и размещение товаров в торговом зале…………………19

Практическая часть………………………………………………………25
Характеристика торгового предприятия……………………………25
Продажа товаров и обслуживание покупателей…………………30
Заключение…………………………………………………………………31
Литература…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Подготовка  товаров к продаже.

 

В торговый зал  магазина товары должны поступать полностью  подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров.

Операции по подготовке товаров к продаже подразделяют на общие и специальные.

К общим для  всех товаров подготовительным операциям  относят: распаковку, сортировку, проверку правильности маркировки, придание товарного  вида (облагораживание), перемещение  в торговый зал, к местам размещения товаров.

Распаковка –  это освобождение товаров от внешней  транспортной тары, оберточных и увязочных  материалов.

Сортировка –  предусматривает группировку товаров  по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам.

Облагораживание товаров предполагает очистку их от пыли, загрязнений, утюжку, удаление заводской смазки, устранение мелких дефектов и т. п.

Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков  с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены.

Швейные, трикотажные, меховые товары, головные уборы, обувь должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).

Распаковка товаров  включает освобождение товаров от внешней транспортной тары, далее их сортируют, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты, проверяют правильность маркировки, оформляют ценники. Данные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с оборудованными рабочими местами. В крупных магазинах могут быть предусмотрены распаковочные, фасовочные, разрубочные, мастерские по мелкому ремонту товаров. Так, швейные изделия подбирают по размерам и ростам, устраняют мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильным оборудованием. Наряду с этим некоторые производители поставляют швейные изделия на вешалках в зачехленном виде, что практически устраняет необходимость осуществления операций по утюжке.

Ответственность за качество подготовки товаров к продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала.

Специальные операции по подготовке товаров к продаже  осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т. п. Они характерны только для отдельных товаров.

В частности, технически сложные товары и товары сложного ассортимента требуют осуществления  специальных операций для подготовки их к продаже. Например, при подготовке электротоваров к продаже проводится проверка наличия инструкций по эксплуатации, паспортов или гарантийных талонов и комплектности изделий, сборка, настройка и регулировка приборов. Каждая товарная единица должна иметь ярлык с указанием краткой технической характеристики и аннотацией. При этом рабочее место для подготовки технически сложных товаров к продаже оборудовано сетевыми электрическими розетками, антеннами и другими необходимыми устройствами. Велосипеды и мотоциклы очищают от антикоррозийных смазочных средств, собирают, комплектуют и проверяют работу их основных механизмов.

В соответствии с правилами продажи реализация технически сложных товаров, не прошедших  предпродажную подготовку, запрещается.

Значительная  часть продовольственных товаров  поступает в розничную сеть неподготовленными к продаже. Учитывая особую трудоемкость этих операций в магазинах, следует их оптимизировать с организационной и технологической позиций. Для этого оборудуют специальные помещения (зоны) площадью не менее 6 м2, где размещаются фасовочное оборудование, инвентарь и упаковочные материалы. Рабочее место фасовщика располагается рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу.

В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты.

Дозирование отвесов  производится с учетом спроса населения, сроков реализации, цены. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.

Безусловно, при  торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей.

С позиции минимизации  затрат общественного труда наиболее целесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, которая, однако, пока с этой задаче не справляется. На долю промышености приходится в настоящее время лишь 35-40% общей массы фасованных продуктов. Поэтому приходится организовывать фасовку продуктов в различных звеньях оптовой и розничной торговли, в том числе и в магазинах. Однако фасовка товаров в магазинах не дает должного эффекта. Если она ведется вручную, то требует больших затрат труда. Оснащение же магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно небольшого объема работы. Поэтому фасовка продуктов должна осуществляться наряду с предприятиями промышленности централизованно на складах оптовых предприятий. В магазинах же целесообразно фасовать некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу. Размер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и других факторов.

Подготовка  товаров к продаже должна выполняться  до открытия магазина или в свободное  от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Выкладка  и размещение товаров в торговом  зале.

 

Размещение  товарных групп для каждого типа магазина учитывается еще при  составлении его технологической  планировки.

Размещая товары в торговом зале, исходя из ассортимента реализуемых в магазине товаров  и применяемых методов продажи  каждой товарной группы. Учитывают также конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн. Кроме того, на размещение товаров в магазине оказывают влияние определенные правила установки различных видов торгово-технологического оборудованию, необходимость соблюдения правил пожарной безопасности.

При продаже  товаров через прилавок обслуживания покупателям предлагаются только образцы  товаров, находящиеся за прилавком. Поэтому для покупателей не имеет  значения, как расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранные ими товары.

С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь, отводимая для  их выкладки, приобретают самостоятельное  значение и оказывают прямое влияние  на товарооборот.

В магазинах, ассортимент  которых состоит из продовольственных и непродовольственных товаров, для размещение этих товаров рекомендуется выделать отдельные зоны. Если не удается освободить эти зоны, то на участке соприкосновения продовольственных и непродовольственных товаров размещают нейтральные по своим свойствам товары, например, мелкие галантерейные изделия.

Важную роль в совершенствовании организации  процесса продажи товаров играет правильные выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. Сначала определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале с учетом площади, необходимой для их выкладки.

При самообслуживании всю необходимую информацию о  товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь  с выложенным товаром, поэтому особенно большое значение приобретает обозреваемость всех находящихся в зале товаров.

Размещая товары, руководствуется принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного  соседства.

Движение покупательского  потока начинается от входа в торговый зал магазина и направляется чаще всего против хода часовой стрелки. Следовательно, размещать товары необходимо так чтобы обеспечить равномерное  распределение потока покупателей  по всему торговому залу.

При размещении товаров в торговом зале их стремиться подбирать по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости или  по назначению. Это дает возможность  покупателям совершать комплексные  покупки, сокращает время их пребывания в магазине.

Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям магазина легко ориентироваться в торговом зале. Это имеет большое значение, поскольку именно постоянные покупатели приносят наибольшую прибыль магазину. Создание благоприятных условий для приобретения товаров, в том числе и за счет сокращения времени на их выбор при правильном размещении, позволяет увеличить число таких покупателей.

Если какой-либо товар временно отсутствует в  продаже это место должно быть заполнено другим, заменяющим его, товаром.

При закреплении  за товарными группами постоянных зон  размещения учитываются следующие  требования:

    • Зона товарных групп, подготавливаемых к продаже непосредственно в магазине, должна примыкать к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров;
    • Для товарных групп, требующих длительного ознакомления  с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала где нет основных покупательских потоков;
    • Крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около контрольно-кассового узла или близко к выходу из торгового зала;
    • Товары, требующие частого пополнения, размещают в близи кладовых помещений;
    • Выложенные товары должны обеспечивать свободный проход и доступ к ним покупателям.

Товары дорогостоящие  и в мелкой упаковке располагают в близи рабочего места контролера-кассира на специальных горках, в передвижных тележках или контейнерах.

Родственные, взаимозаменяемые или сопутствующие товары располагают  рядом с основными. Если размещение однородных товаров в одном месте создает неудобство при отборе, задерживают покупательский поток, то можно расположить его в нескольких местах торгового зала.

Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешивания  и упаковки (мясные, рыбные, молочные продукты, овощи и другие), размещают за прилавком обслуживания.

Все товары, особенно продовольственные, размещают с  соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в  одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты. Отдельно на торцах островных горок или в специально изолированных от основной массы товары корзинах надо размещать стиральные порошки, товары бытовой химии и другие, в сули своих физико-химических свойств вредно влияющие на остальные товары.

При распределении  товаров на площади торгового  зала важно также создать условие для его хорошего обзора работниками магазина с тем, чтобы они могли оперативно следить за своевременном пополнении товаров.

При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать каждый квадратный метр его площади под выкладку товаров.

Эффективное использование  площади выкладки и емкости оборудования способствует размещению в торговом зале основной массы товаров и  сокращению запасов товаров в  кладовых магазина.

Наиболее продуманным  размещение товаров должно быть в  торговых залах магазинов самообслуживания. Здесь следует выкладывать товар максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. При этом должен быть облегчен доступ покупателей ко всем товаром, обеспечено быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента.

Выкладка товаров  должна производиться по определенным правилам, соблюдение которых позволяет  показать не только весь имеющиеся  ассортимент, на и каждый товар в  отдельности.

При выкладке товаров  в упаковке рекомендуется поместить  один образец без нее или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о ее содержимом.

Все товары выкладывают  этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателю. Запрещается выкладавать товары в загрязненной деформированной  упаковке.

Существует  два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный  способ выкладки товаров предусматривает  расположение однородных товаров в  несколько рядов на всех полках горки  сверху вниз. Этот способ удобен тем, что  обеспечивается хороший показ товаров, свободный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну-две полки. Горизонтальный способ широко применяется для выкладки крупногабаритных товаров, а также мелких а кассетах.

Информация о работе Организация технологии размещения и хранение товаров на торговом предприятии