Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:27, курсовая работа
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ…………………………………………….5
1.1. Основные понятия……………………………………………………………..5
1.2. Классификация ассортимента товаров……………………………………….6
1.3. Свойства ассортимента………………………………………………………10
1.4. Управление ассортиментом………………………………………………….19
1.5. Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров……………………………………………………………...25
1.6. Современные методы управления ассортиментом в торговле на основе категорийного менеджмента……………………………………………………..26
1.6.1. Предпосылки формирования системы категорийного менеджмента…..26
1.6.2. Категорийный менеджмент: принципы, организация, методы
управления ……………………………………………………………………….29
1.6.3. Этапы внедрения категорийного менеджмента: реорганизация
структуры управления…………………………………………………………….30
Глава 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА МАГАЗИНА «МАГНИТ»…………...34
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………..34
2.2 Анализ ассортимента товаров супермаркета «Магнит»…………………...41
2.2.1.Анализ свойств и показателей ассортимента товаров……………………41
2.2.2. Анализ степени удовлетворения спроса на реализуемые товары………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Приоритеты в формировании базового ассортимента у компании различны. Скажем, «Магнит» делает ставку на быстро оборачивающиеся товары повседневного спроса с раскрученными брэндами, немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.
Магазины «Магнит» на сегодняшний день предлагает более 3000 наименований продукции, причем в разных магазинах данный ассортимент может немного отличаться. Основу (80%) составляют продукты питания, остальное – сопутствующие товары.
Около 50% товара, представленного в сетях, приходит по дистрибутивным каналам и эксклюзивным договорам, что неудивительно, учитывая, что все сети выросли из оптовых фирм. Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибуторских планов.
Поставка товаров.
В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке. Именно они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных торговых и информационных технологий, способствуя, тем самым, развитию современных программных продуктов.
Специалисты выделяют несколько путей концентрации ресурсов, среди них: горизонтальная и вертикальная интеграция, а также диверсификация.
В ходе горизонтальной интеграции происходит объединение нескольких магазинов в рамках одной компании с целью проведения консолидированных закупок товара у поставщиков и сбалансированной ценовой политики.
Логическим следствием горизонтальной интеграции является вертикальная интеграция, поскольку возрастание суммарного валового товарооборота требовало создания распределительного центра (РЦ) и единого звена управления. Таким образом, вырисовывается современная структура управления крупной сетевой компании.
Существенная часть товарных запасов, рассчитанных для конкретного магазина, находится на складе в «Магните», а поставки с РЦ осуществляются большими партиями через каждые два дня (корпоративный приход). Происходит доставка всего необходимого запаса. У компании имеется собственный крупный автопарк, при помощи которого и доставляются товары с РЦ в магазин, рассчитанные авто заказом.
Инструментом регулирования ассортимента товаров в супермаркете служит ассортиментный перечень товаров.
Частью товарной политики предприятия является ассортиментная политика. Она включает все решения по формированию ассортимента. Другими словами, ассортиментная политика - это принципы формирования набора товаров (услуг), которые производит или продает предприятие. Цель этой политики состоит в том, чтобы ассортимент предприятия, с одной стороны, наиболее точно соответствовал спросу покупателей, с другой стороны, позволял оптимально распределить ресурсы предприятия и получить наибольшую прибыль. Чтобы выяснить, насколько ассортимент предприятия соответствует этим целям, необходимо провести его маркетинговый и экономический анализ.
В супермаркете реализуются продовольственные и непродовольственные товары согласно ассортиментному перечню. Наличие данного перечня позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.
Знакомясь с фактическим наличием товаров, можно сделать вывод, что в супермаркете присутствуют все группы товаров, причем имеются их разновидности от трех и более наименований.
Товары, включенные в перечень, присутствуют постоянно и бесперебойно за исключением редких непредвиденных ситуаций.
Но в некоторых случаях неэффективно формировать ассортимент, опираясь на ассортиментный перечень, так как он не ориентирован на гибкое реагирование изменения спроса. В этом случае формируется ассортимент по потребительским комплексам, что позволяет более полно удовлетворить определённые потребности, обеспечивая экономию времени покупателей, облегчая выбор товаров и услуг.
При формировании
нового ассортимента предприятия и
при анализе существующего
Но, перед расчетом названных показателей, необходимо дать общую характеристику ассортимента и ассортиментной политики предприятия.
В табл. 3 представлен основной перечень товаров супермаркета «Магнит».
Таблица 3
Ассортиментные группы товаров
№ п/п |
Наименование ассортиментных групп |
Приблизительное количество позиций |
1 |
Мясные полуфабрикаты |
15 – 20 |
2 |
Колбасы и колбасные изделия |
40 – 45 |
3 |
Пельмени, вареники |
10 – 15 |
4 |
Рыба, пресервы |
25 – 30 |
5 |
Молочные продукты |
20 – 25 |
6 |
Мороженое |
25 – 30 |
7 |
Йогурты, десерты |
2 – 10 |
8 |
Сыры |
5 – 10 |
9 |
Масло, майонез |
20 – 30 |
10 |
Выпечка длительного хранения |
7 – 11 |
11 |
Орешки, чипсы, жевательная резинка, жевательные конфеты |
40 – 60 |
12 |
Печенье, сухари, пряники, вафли |
25 – 35 |
13 |
Конфеты (в коробках, шоколадные, карамель) |
20 – 25 |
14 |
Сухие завтраки |
3 – 5 |
15 |
Пасты, крема |
3 – 5 |
16 |
Шоколад |
25 – 30 |
17 |
Вино - водочные изделия |
80 – 90 |
18 |
Пиво |
40 – 50 |
19 |
Напитки, соки |
40 – 50 |
20 |
Чай, кофе |
60 – 80 |
21 |
Фрукты, овощи |
5 – 15 |
22 |
Мука, крупы |
10 – 15 |
23 |
Соль, сахар |
3 – 6 |
24 |
Птица |
1 – 5 |
25 |
Хлеб, сдоба |
10 – 25 |
26 |
Соусы, кетчупы, горчица, уксус |
5 - 10 |
27 |
Прочее |
20 – 50 |
Товар - основа комплекса маркетинга предприятия. Успешный товар должен удовлетворять потребность покупателей, быть способным продаваться в условиях конкуренции, приносить прибыль предприятию. Чтобы выяснить, насколько товары, выпускаемые предприятием или планирующиеся к выпуску, соответствуют этим условиям, проводится маркетинговый и экономический анализ этих товаров.
На построение ассортимента в магазине влияют следующие факторы:
Состав и своевременное обновление ассортимента товаров в магазине в значительной мере удовлетворяет спрос, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности супермаркета.
Присутствие в
магазине отдельных товаров, их широкий
стабильный и соответствующий запросам
покупателей ассортимент
Потребители привыкли к постоянному ассортименту и знают наверняка, что, придя в магазин за каким - либо товаром, то они его обязательно найдут в магазине, потому что опытные товароведы достигли стабильности в формировании ассортимента, обеспечивая их бесперебойную продажу.
Ассортимент в магазине сформирован хорошо. Здесь можно приобрести современные товары хорошего качества, товары – новинки и даже товары – эксклюзивного характера, за которыми покупатели приезжают именно в этот супермаркет и знают наверняка, что тут они его приобретут, что положительно, в свою очередь, влияет на доходы предприятия.
Все новинки товаров, которые появляются в г. Рязани можно найти и в супермаркете. Предприятие не несет ущерба за непроданные товары – новинки, так как поставщики поставляют данные товары под реализацию. Новизна ассортимента определяется появлением новых разновидностей и видов товаров за определенный период времени. Она характеризует способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся желания и предпочтения покупателей за счет появления новинок, диверсифицировать предприятие.
Товароведы расширили деятельность предприятия. В супермаркете образовали кулинарный цех, в котором теперь готовят различные салаты, причем их ассортимент постоянно обновляется, кроме того, здесь можно приобрести готовые блюда из свинины, говядины, баранины, куриного мяса и рыбы.
Однако необходимо указать и на негативные явления, которые присутствовали при анализе ассортимента товаров в супермаркете. Стремясь к увеличению прибыли, к удержанию покупателя, предприятие внедряет новые дополнительные товары в свой ассортимент, тем самым, увеличивая его широту и глубину. Однако перенасыщение ассортимента может привести к снижению общей суммы прибыли, так как товары одного производителя начинают конкурировать друг с другом, а покупатель теряется при их выборе. В этих условиях данные по сбыту могут указать на те товары, которые, возможно, следует исключить из ассортимента из-за их убыточности или малой доли в общем объеме реализации. Для этих целей проведем далее анализ ассортимента товаров.
2.2.2. АНАЛИЗ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СПРОСА НА ТОВАРЫ И РЕАЛИЗАЦИЮ
Проведем операционный анализ рассматриваемого ассортимента и выявим наиболее прибыльные группы товаров.
Таблица 4.
Основные экономические показатели по укрупненным товарным группам за 2012 г.
Показатель |
Фрукты овощи |
Молочные |
Мясные |
Напитки |
Хлебобулочные |
Конфеты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Закупная цена за партию[1] |
11,7 |
26,5 |
35,5 |
13,8 |
20,3 |
12,5 |
2. Количество проданных товаров, тыс. ед. |
480 |
980 |
1234 |
834 |
1126 |
554 |
3. Переменные издержки, тыс. руб. |
1,48 |
1,80 |
1,88 |
1,23 |
1,65 |
1,48 |
В том числе: |
||||||
- транспортные расходы |
0,48 |
0,55 |
0,5 |
0,38 |
0,44 |
0,4 |
- оплата труда работников склада |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
- расходы на хранение |
0,3 |
0,45 |
0,48 |
0,35 |
0,41 |
0,38 |
4. Постоянные издержки, тыс. руб. |
4112 |
|||||
В том числе: |
||||||
- амортизация |
67 | |||||
- аренда помещений |
2040 | |||||
- ремонт оборудования |
145 | |||||
- оплата труда АУП |
1860 | |||||
5. Продажная цена изделия, тыс. руб. |
15,82 |
33,96 |
44,86 |
18,04 |
26,34 |
16,78 |
6. Выручка, |
7591,7 |
33280,8 |
55352,3 |
15042,0 |
29658,8 |
9293,9 |
7. Себестоимость товаров, тыс. руб. |
5616 |
25970 |
43807 |
11509,2 |
22857,8 |
6925 |
8. Общие переменные издержки, тыс. руб. |
710,4 |
1764 |
2319,92 |
1025,82 |
1857,9 |
819,92 |
9. Валовая маржа, тыс. руб. (стр.6-7-8) |
1265,3 |
5546,8 |
9225,38 |
2506,98 |
4943,1 |
1548,98 |
10. Постоянные издержки, тыс. руб. |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
685,33 |
11. Прибыль, тыс. руб. (порог рентабельности) (стр.9-10) |
579,97 |
4861,47 |
8540,05 |
1821,65 |
4257,77 |
863,65 |
12. Запас финансовой прочности (пороговая выручка), тыс. руб. |
7011,73 |
28419,33 |
46812,25 |
13220,35 |
25401,03 |
8430,25 |
13. СВОР, раз |
2,18 |
1,14 |
1,08 |
1,38 |
1,16 |
1,79 |