Оценка качества и характеристика ассортимента сырокопченых колбас

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование качества вареных колбас поступивших на реализацию в универсам «Гавань» от разных поставщиков.
Исходя из чего нами были решены следующие задачи:
1 Изучено состояние и перспективы потребительского рынка вареных колбас в Российской Федерации и в Челябинской области;
2 Дана подробная товароведная характеристика вареным колбасам;
3 Изучены основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности универсама «Гавань»;
4 Проведен анализ приемки вареных колбас по количеству и качеству в магазине «Гавань»;

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………………….4
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………………………6
1.1 Анализ рынка вареных колбас России и Челябинской области……….…………..6
1.2 Характеристика ассортимента вареных колбас……………………………………..9
1.3 Особенности химического состава, пищевой и биологической ценности вареных колбас………………………………………………………………………………..........11
1.4 Факторы, формирующие качество вареной колбасы………….…………………..14
1.4.1 Характеристика основного и вспомогательного сырья используемого в производстве колбасных изделий………………………………………………………14
1.4.2 Технологический процесс производства вареных колбас, влияние отдельных его операций на качество готовой продукции………………………………………....25
1.5 Факторы, сохраняющие качество вареных колбасных изделий………………….33
1.6 Пищевая безвредность колбасных изделий………………………………………..36
1.7 Дефекты колбасных изделий, причины их возникновения и меры предупреждения…………………………………………………………………….…....41
1.8 Идентификация колбасных изделий………………………………………………..44
Глава 2. Экспериментальная часть……………………………………………………..47
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» и его материально-технической базы…………………………………………………..47
2.1.1 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Гавань»………………………………… ……………………52
2.1.2 Динамика поступления и реализации вареных колбас в магазин «Гавань»…………………………………………………………………………………..55
2.1.3 Анализ договорных отношений с поставщиками (изготовителями). Краткая характеристика поставщиков вареной колбасы в магазин «Гавань»……………...…57
2.1.4 Организация приемки вареных колбас по количеству и качеству в магазине «Гавань»………………… ……………………………………………………………….63
2.2. Анализ ассортимента вареных колбас, реализуемых в магазине «Гавань». Расчет рационализации ассортимента……………………………………………………….....65
2.3 Объекты и методы исследования, их характеристика……………………………68
2.4 Результаты исследований качества вареной колбасы разных производителей и их обсуждение……………………………………………………………………………….72
2.4.1 Результаты органолептических исследований………………………….……….72
2.4.2 Результаты физико-химических исследований………………………………….74
2.4.3 Результаты исследований по показателям безопасности…………………….....76
Выводы и предложения…………………………………………………………….……78
Список использованных источников…………………………………………………...80

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 160.43 Кб (Скачать файл)

     Так как товарооборот и прибыль увеличились, следовательно, налоги, выплачиваемые в бюджет так же увеличились на 24,7%.

     Чистая прибыль предприятия за 2009г  пошла на пополнение основных фондов за счёт покупки нового кассового аппарата и холодильного ларя, несколько стеллажей. Скорее всего товарооборот магазина во втором отчётном периоде увеличился потому, что увеличивались закупки и продажи. 

      Таблица 4– Основные экономические показатели хозяйственной деятельности  магазина « Гавань» за 2009г. 

     
Показатели 2009г. Темп  роста, % Отклонение  (+,-)
1

полугодие 2009

2

полугодие 2009

1 2 3 4 5
1 Товарооборот, тыс.руб. 19258 19796 102,8 538
2 Валовой доход, тыс.руб. 8600 9360 108,8 760
3 Уровень, % к обороту 44,65 47,28 105,89 2,63
4 Издержки обращения, тыс. руб. 5750,7 5799,6 100,8 48,9
5 Прибыль от реализации 2849,3 3560,4 125 711,1
6 Уровень рентабельности, % к обороту 49,6 61,3 123,5 11,7
7 Внереализационные доходы, тыс. руб. 123,7 95,6 77,3 -28,1
8 Внереализационные расходы, тыс.руб. 65 63,5 97,7 -1,5
9 Балансовая прибыль, тыс. руб. 2065,25 2598,3 125,8 533,05
10 Налоги выплачиваемые из прибыли,  тыс. руб. 569,8 712,08 124,7 142,28
11 Чистая прибыль, тыс. руб. 2279,44 2848,32 123,5 568,88
12 Численность работников, всего

в том  числе работников торгового зала

52

38 

52

38 

0

0 

0

0 

13 Общая площадь магазина, кв.м.

в том  числе, торгового зала

750,8

82

750,8

82

0

0

0

0

14 Товарооборот на одного работника,  тыс. руб. 370,3 380,6 102,78 10,3
15 Товарооборот на 1 кв.м. общей площади  магазина, тыс. руб. 25,65 26,4 102,9 0,75
16 Товарооборот на 1 кв.м. торговой  площади, тыс. руб. 234,8 241,4 102,8 6,6
17 Стоимость основных фондов тыс.  руб. 62480 67045 107,3 4565

     Соответственно, увеличился валовой доход предприятия  за счёт увеличения продаж. В связи  с увеличением этих показателей, конечно, увеличилась данные, отражённые на балансе предприятия, т.е. балансовая прибыль. Это говорит также о том, что в настоящее время предприятие имеет достаточно стабильное положение с положительными значениями рентабельности, основные статьи доходов используются эффективно.

     Несмотря  на кризис показатели универсама «Гавань» растут, но это не удивительно, продукты питания всегда будут пользоваться спросом. Также из таблицы видно, что увеличилась стоимость основных фондов  предприятия. Мы можем заметить, что увеличился товарооборот, но площадь  магазина и количество работников осталось прежним. Из-за этого увеличились  такие показатели как товарооборот на одного работника торгового зала и товарооборот на 1 кв.м. торговой площади. Это повлияло на прибавку к заработной плате продавцов.

     Баланс  факторов соответствует размеру  полученной прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов.

     Таким образом, анализ финансово-хозяйственной  деятельности  универсама «Гавань» показал, что предприятие ориентировано  на максимизацию прибыли путем увеличения товарооборота и уменьшения издержек обращения. Главной задачей универсама «Гавань» сейчас является: оправдание вложенных средств, потраченных на введение новых товарных групп, на покупку нового оборудования, и повышению уровня продаж по некоторым товарным номенклатурам. 
 

      2.1.2 Динамика поступления  и реализации вареных  колбас в магазин  «Гавань» 

      Рассмотрим  динамику поступления и реализации вареных колбас в универсаме «Гавань», поступающего от различных поставщиков. При  этом  будем использовать стоимостные показатели, так как это позволяет  с  большей   глубиной проанализировать выполнение плана  поступления  товаров, а также определить  влияние ценового  фактора на  стоимость поступивших товаров.

      Для  анализа и оценки динамики источников поступления и реализации товаров в универсам  «Гавань» рассмотрим таблицу 5. 

Таблица 5- Динамика поступления и реализации вареных колбас в магазине «Гавань»

Наименование  поставщика Поступило Отклонение  в динамике по поступлению товаров, тыс. руб. Темп  роста (снижения) поступления товаров  в динамике, % Темп  роста (снижения) розничной реализации товаров в динамике, %
Фактически  за 1 полугодие 2009 г., тыс. руб. Фактически  за 2 полугодие 2009 г., тыс. руб.
1 2 3 4 5 6
1 ООО Торговый дом «Мясная душа» 3173 4796 +1623 151,1 155,4
2 ОАО «Ариант» 2008 2312 +304 115,1 118,3
3 ООО  «Калинка Торг» 3382 4295 +913 127 129,3
4 ООО  «Грот» 2583 2687 +104 104 107
Всего 6620 8662 +2944 130,8 127,5

       Из  данных таблицы 5 следует, что магазин «Гавань»  обеспечил высокие темпы роста поступления вареных колбас. Поступление товаров увеличилось во втором полугодии  отчетного 2009  года  по  сравнению с первым полугодием на 2944 тыс. руб. за счет  увеличения  розничного  товарооборота. Так, темп роста розничной реализации вареных колбас во втором полугодии по сравнению с первым вырос на 27, 5%.

      Особенно  высоким приростом отличились два  поставщика: ООО Торговый дом «Мясная душа» (+1623) и ООО «Калинка Торг» (+913). Это обусловлено большей популярностью среди потребителей и активной рекламной кампанией данных поставщиков. На динамику поступления и реализации вареных колбас оказывают влияние такие факторы, как сезонность, конъюнктура рынка, конкуренты, ценообразование, законодательство и др.

      При этом из таблицы 5видно, что динамика потребления колбас в первом полугодии  значительно меньше, чем во втором. Так, известно, что потребление вареных  колбас снижается в летний сезон  и повышается в зимний. Также меньшее  потребление колбасных изделий  в 1 полугодии обуславливается выпадением на этот период православного поста.

      Также непосредственное влияние оказывает  на динамику реализации и поступления  вареных колбас экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления – конъюнктура рынка. Так, в первом полугодии общая рыночная ситуация в Челябинске и в России была нестабильна из-за финансово-экономического кризиса, тогда как во втором полугодии и по сегодняшний день ситуация заметно улучшается. Сокращается уровень безработицы, доход потребителя растет – повышается потребление.

      Таким образом, анализ динамики поступления  и реализации вареных колбас в универсаме «Гавань» позволяет сделать вывод о том, что к началу 2010 года предприятие подошло с положительной динамикой, и этот факт дает основание предполагать, что произойдет увеличение ресурсов как минимум на 25%, при непосредственном увеличении ассортимента вареных колбас.  

      2.1.3 Анализ договорных отношений с поставщиками. Краткая характеристика поставщиков вареной колбасы в магазин «Гавань» 

     Поставщики  универсама «Гавань» являются производителями, что значительно упрощает закупку товаров (напрямую), позволяет закупать товар по низкой стоимости (без наценок посредников).

       При выборе поставщиков-изготовителей  важную роль играет не только то, какие  товары они производят и продают в настоящее время, но и их возможности по усовершенствованию, а также выпуску новых товаров. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. Конкретные поставщики универсама  «Гавань» приведены в таблице 6

      В состав поставщиков вареной колбасы универсама «Гавань» входят только отечественные поставщики, которые являются юридическими лицами. 

Таблица 6– Поставщики вареной колбасной продукции универсама  «Гавань» 

Наименование  поставщика, организационно-правовая форма Вид поставляемой продукции Форма договорных отношений
1 2 3
1 ООО Торговый дом «Мясная душа» Мясная продукция Договор поставки
2 ОАО      «Ариант» Мясные и  колбасные изделия Договор купли-продажи
3 ООО  «Калинка Торг» Колбасные изделия Договор поставки
4 ООО  «Грот» Колбасные изделия, мясные деликатесы в ассортименте и  полуфабрикаты Договор поставки

 

      Выбор поставщиков это ответственный  процесс, он является одним из самых  важных. Предприятие должно выбрать  поставщика с наиболее приемлемыми  ценами, условиями поставки, качеством  товара в соответствии с покупательским спросом и покупательской способности. Также важными критериями является репутация поставщика на рынке, его надёжность, ответственность и удалённость от торгового предприятия.

                Универсам «Гавань» сотрудничает  с поставщиками вареных колбас, наиболее полно соответствующими  вышеперечисленным критериям. Рассмотрим  этих поставщиков, а также дадим  им краткую характеристику:

    1. ООО Торговый дом «Мясная душа». ООО Торговый дом «Мясная душа» известен производитель мясной, колбасной продукции «Ромкор». Адрес поставщика - 454000 Челябинск, Троицкий тракт, 52б. Взаимоотношения с данным поставщиком вареной колбасы осуществляются на основании договора поставки, который представлен в Приложеии Л. ООО Торговый дом «Мясная душа» зарекомендовал себя как надежный поставщик качественной продукции, договорные отношения с данным поставщиком составляют 3 года. При этом «Гавань»  сотрудничает напрямую с крупным производителем без участия коммерческих посредников, что снижает уровень издержек обращения и является наиболее рациональной и экономически целесообразной формой организации хозяйственных связей.
    2. ОАО «Ариант» - дата образования 2000г., месторасположение: Челябинск, Копейское шоссе, 48.  Поставки: изделия колбасные, мясные деликатесы. Осуществление закупок у данного предприятия осуществляется на протяжении 3,5 лет. Отношения между центром пищевой индустрии «Ариант»  и магазином носят характер длительной хозяйственной связи и стоятся на долгосрочном договоре поставки.
    3. ООО «Калинка Торг» - дата образования 2003 год, месторасположение: Челябинск, ул. Калинов, двор 24. Поставщик колбасной продукции собственного производства. ООО «КалинкаТорг» сотрудничает с универсамом «Гавань» на протяжении 2 лет. Хозяйственные отношения между ООО «Калинка Торг» и магазином «Гавань» также регулируются договором поставки (Приложение М) сроком на 1 год, договор автоматический продлевается на последующий год, если ни одна сторона не заявила о его расторжении не менее чем за 15 дней до его окончания.. Поставщик удивляет приятными ценами, а также поставкой продукции в срок. В течение времени партнёрства с компанией, она успела себя зарекомендовать как добросовестный поставщик.
    4. ООО «Грот» - образовавшееся в 2005 году, сотрудничает с магазином на протяжении 3 лет. Месторасположение: Челябинск, ул. Водосточная, 100. Поставляемая продукция: колбасные изделия, мясные деликатесы в ассортименте и полуфабрикаты «Кантри». Взаимоотношения на основе договора поставки (Приложение Н). Договор считается пролонгированным на следующий год, если не одна из сторон до окончания срока его действия не направила предупреждение о его прекращении.

      Регулирование отношений между поставщиком  и универсамом «Гавань» осуществляется с помощью заключения договоров  поставки. Договор поставки - один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в предпринимательстве. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей.[8]

       Договор поставки это основной документ, определяющий права и обязанности сторон и  регулирующий хозяйственные отношения, связанные с поступлением товаров  в торговые предприятия. Договор поставки заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) поставщика и ее акцепта (принятия предложения) универсамом «Гавань». Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

      В договоре определяются порядок и  условия поставки, которые устанавливаются  в каждом случае по усмотрению сторон при соблюдении норм действующего законодательства. Правовые основы договора поставки регулируются в соответствии с главой 30 Гражданского Кодекса.

      Со  всеми  поставщиками магазина «Гавань» заключены договоры в письменной форме.

      Договоры  существует в двух экземплярах. Один находится у поставщика, другой у  покупателя универсама «Гавань».

      Проанализируем  договор поставки  поставщика вареных колбас универсама «Гавань» ООО Торговый дом «Мясная душа» (Приложение Л).

      Договор поставки ООО Торговый дом «Мясная душа» №0648491209 от 23 декабря 2009 года. Договор предусматривает минимальную партию заказа – для колбасных изделий и деликатесов в совокупности 10 кг. В стоимость продукции включена стоимость упаковки, НДС и транспортные расходы. Также договор включает подробное описание условий оплаты товара и срок - в течение 14 суток. В пункте 3 «Качество продукции, тара и упаковка» прописано, что качество продукции должно соответствовать действующим на момент  поставки нормативным документам, подтверждаться соответствующими документами о качестве. Однако существенным недостатком данного пункта договора является отсутствие условий о сроке годности колбасных изделий на момент поставки. Поэтому на практике при приемке товаров иногда поставляют колбасы с исходящим сроком годности.

      В пункте 4 настоящего договора подробно описаны условия поставки и приемки  продукции, согласно которому поставка продукции осуществляется в течение  двух календарных дней с момента  согласования заявки, в случае несоответствия поставляемой продукции условиям договора и сопроводительным документам при  приемке составляется двусторонний акт расхождений. В этом случае на недопоставленную продукцию оформляется  новая заявка. Также в данном пункте описаны основания и условия  возврата продукции, основания для  проведения независимой экспертизы, условия и сроки ее проведения.

Информация о работе Оценка качества и характеристика ассортимента сырокопченых колбас