Показатели качества детских игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества.
С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………...3
1. Литературный обзор……………………………………………………………........7
1.1.Классификация и характеристики детских игрушек………………...............7
1.2.Состояние рынка детских игрушек…………………………………………....22
1.3.Требования к качеству и безопасности детских игрушек…………………..28
2. Практическая часть………………………………………………………………...33
2.1.Характеристики объектов исследования…………………………..………....33
2.2.Показатели качества детских игрушек и методы их определения…………35
2.2.1.Методика оценки развивающих свойств детских игрушек……………….35
2.2.2.Методика оценки психологических свойств детских игрушек…………..37
2.3Оценка потребительских свойств детских игрушек…………………………40
3. Выводы и предложения…………………………………………………………..45
Использованная литература………………………………………………………46
Приложения…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..………...3

  1. Литературный обзор……………………………………………………………........7

1.1.Классификация  и характеристики  детских игрушек………………...............7

1.2.Состояние  рынка детских игрушек…………………………………………....22

1.3.Требования к качеству и безопасности детских игрушек…………………..28

2.  Практическая  часть………………………………………………………………...33

2.1.Характеристики  объектов исследования…………………………..………....33

2.2.Показатели качества детских игрушек и методы их определения…………35

2.2.1.Методика  оценки развивающих свойств детских игрушек……………….35

2.2.2.Методика  оценки психологических свойств  детских игрушек…………..37

2.3Оценка  потребительских свойств детских  игрушек…………………………40

3.   Выводы и предложения…………………………………………………………..45

Использованная  литература………………………………………………………46

Приложения…………………………………………………………………………47

 

Введение.

       Точное  время начала изготовления игрушек  определить очень трудно, но можно  предположить, что они появились  на ранних ступенях развития человеческого  общества.

     С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

       При раскопках одного из кварталов  древнего Мерва (Туркмения) археологи  обнаружили большую коллекцию глиняных игрушек XI—XIII веков (изящные кувшинчики, чаши, сосуды-водолеи), которые, по мнению специалистов, были своеобразными пособиями для детей, обучавшихся гончарному ремеслу.

Известны  игрушки Древнего Египта: куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи (3-е тысячелетие до н. э.); Древнего Китая — сделанные из глины домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи (III век до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (керамические изделия) в виде кукол, марионеток, предметов кукольного хозяйства, фигурок животных. По свидетельству древнеримского писателя Плиния и древнегреческого писателя-моралиста Плутарха в то время были известны игрушки с заводными механизмами. По заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали их из серебра и мрамора. В Афинах и Риме была развита торговля игрушками—дорогими для богатых и дешевыми (мячи из кожи, деревянные примитивные куклы, бабки, волчки, кукольное хозяйство) — для бедных.

       На  территории России древнейшие игрушки  найдены среди предметов фатьяновской культуры (деревня Фатьяново близ г. Ярославля, где в 1875 г. был открыт первый могильник бронзового века; 2-е тысяче-летие до н. э.) - глиняные топорики и посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушки из астрагалов (косточек) - погремушки, сосуды. Известны скифские игрушки - всадники и повозки из глины (II век до н. э.). Глиняные фигурки конников и погремушки, найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI - VIII века н. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве (X - XVIII века н. э.) подтверждают мысль о том, что долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга «на потеху» детям. При их изготовлении вкладывалось много выдумки, отражалась любовь к детям - красивые, яркие по окраске, четкой формы игрушки были выразительны и доходчивы. Изготовлялись они кустарным способом, отражали труд, быт людей, наиболее любимых животных. Часто животные изображались в очеловеченной форме, в одежде, персонажи повторяли любимые сказочные сюжеты. Многие игрушки разных народов были схожи по своей тематике - труд человека, домашние животные, солдатики, транспорт, погремушки для самых маленьких.

     Многие  игрушки переходят границы государств, обретают новые формы. Например, идею нашей русской матрешки подсказал  смешной «человечек» Фукурума, привезенный  из Японии в Россию в 90-х годах  позапрошлого века. Фигурка деревянного  добродушного лысого старика-мудреца, с вытянутой вверх головой от постоянных раздумий, раскрывалась, и там находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. В игрушечной мастерской А. Мамонтова «Детское воспитание» по эскизам художника С. Малютина токарь В. Звездочкин выточил первую матрешку. Она состояла из восьми фигур: девочка в сарафане и платке с черным петухом в руках, затем мальчик и опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. В начале 1900-х годов мастерская закрылась и производство матрешек перекочевало в Сергиевский посад (теперь г. Загорск). В 1900 г. русские матрешки появились на Всемирной выставке в Париже и очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз этой игрушки за границу.

     В России еще в XVII веке широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Содержание ее составляют темы труда и быта народа, сказочные, былинные сюжеты, она отличается художественностью образов, выразительностью форм и расцветок.

       Постепенно  возник игрушечный промысел, появились  артели. В исторических документах 1663 г. впервые упоминается о крупном  таком промысле в селе Богородском  под Москвой.(7 c 122)

     Игрушки - это особый вид товаров, предназначенных  для воспитания детей. Они способствуют их умственному и физическому развитию, помогают познавать окружающий мир, приучают к труду, формируют характер. Потребительские свойства игрушек проявляются при их использовании детьми в процессе игры.

       Врачи и педагоги еще в XIX веке заговорили о развитии ребенка посредством стимуляции его двигательной и умственной активности, и важнейшую роль в этом процессе отводили именно играм и игрушкам, но, пожалуй, лишь к концу ХХ века этими идеями прониклись и производители игрушек. И сейчас любой продавец в магазине обязательно просветит вас - расскажет, что игрушка должна быть развивающей и функциональной, и продемонстрирует, какие навыки должна формировать и развивать заинтересовавшая вас игрушка. Часто соответствующие надписи есть и на этикетках (вы можете, например, прочитать, что эта погремушка способствует быстрому развитию рук и глаз, общей координации движений, повышению внимательности, а та развивает мелкую моторику). А способов развивать все эти умения современная наука знает немало, им соответствует и оригинальность и остроумие технических, конструктивных решений, одним словом, современные - яркие, красивые, неожиданные (и полезные!) игрушки несказанно вас удивят. Выбирая игрушку, необходимо ориентироваться на возраст ребенка. Все продающиеся в магазине игрушки обязательно снабжены возрастной маркировкой - указанием на то, с какого возраста рекомендуется использовать данное изделие.

Игрушки обладают волшебной силой для  детей любого возраста. Неудивительно, что многие родители, стремясь превратить жизнь своего ребенка в сплошной праздник, буквально заваливают игрушками детскую комнату (конечно, если позволяют средства). Но им следовало бы задаться вопросами: “Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша? Присутствует ли в ней какой-либо намек на насилие, превосходство по признаку пола или иной отрицательный аспект?” и т.п.

       В последнее время рынок игрушек  стал чрезвычайно динамичным. Как  правило, продолжительность их “жизни” около года, и лишь пятая часть удерживается на рынке дольше. Игрушки из области мультимедиа, не устаревшие за 3 месяца, и подавно считаются “долгожителями”.

       Нельзя  не заметить явную тенденцию: производителей игрушек больше всего воодушевляет электроника. Микросхемы внедряются почти во все традиционные игрушки: современный волчок работает на светодиодах, старый добрый паровоз оборудуется настоящей видеокамерой, конструктором можно управлять через персональный компьютер, а плюшевые зверушки, снабженные сенсорными датчиками, реагируют интерактивно - их даже можно “обучать”! Правда, стоят такие забавы недешево, а потому большинству российских покупателей не по карману.

       Другая  тенденция сопряжена с лицензиями. Все больше изготовителей обращаются к героям телевизионных сериалов, кинофильмов, а также к известным фирменным маркам, спортивной тематике и т.п. Это ставит игрушки в зависимость от лицензии, получить которую бывает не так просто.

     Наконец, еще одна важная тенденция - высокие  требования к качеству и безопасности современных игрушек, а также контроль за соблюдением соответствия характеристик игрушек определенному возрасту детей.

     Родители  зачастую покупают игрушки в различных  магазинах и ларьках но , иногда, они даже не представляют, что могут  нанести большой вред ребенку. Поэтому мы и рассмотрим очень актуальную проблему нашего времени: качество детских игрушек (12 ) .

 

    1. 1 Классификация и характеристика ассортимента детских игрушек

     Классификация детских игрушек.

     Игрушки являются сложной группой товаров. Они отличаются по материалу, из которого изготовлены, художественному оформлению, а также по тому влиянию, которое они оказывают на развитие тех или иных способностей детей. Поэтому подразделить их по какому-то одному признаку не представляется возможным.

     Ассортимент игрушек делят по трем определяющим признакам: возрасту детей, педагогическому  назначению и материалу изготовления.

     Классификация игрушек по возрасту детей

     Роль  игрушек в воспитании детей огромна. Но нельзя рассматривать значение игрушек  в отрыве от возрастных особенностей детей. Дети разных возрастов резко отличаются уровнем своего развития, у них по-разному проявляются интересы к окружающим их предметам и явлениям. Они с интересом играют в те игрушки и игры, которые им понятны, т. е. соответствуют их подготовленности.

     По  возрасту детей игрушки делят  на три основные группы: для детей  ясельного возраста - до 3 лет; для  детей дошкольного возраста - от 3 до 7 лет и для детей школьного  возраста - от 7 до 17 лет.

     Игрушки для детей ясельного  возраста (до 3 лет). Для детей раннего ясельного возраста (до года) игрушка является предметом первой необходимости, с помощью которой у них развиваются зрение, слух, восприятие цвета, хватательные движения. Детям этого возраста необходимы погремушки, подвески, шары, которые подвешивают над кроваткой, резиновые и пластмассовые игрушки небольшого размера. Игрушки должны быть яркими, легкими, простыми по форме. Ребенок часто берет игрушку в рот, следовательно, они должны быть гигиеничными и безопасными.

     Игрушки для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Наиболее сложным считается дошкольный период воспитания детей. Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к окружающим предметам и явлениям, любят фантазировать.

     В этом возрасте дети очень подвижны и любознательны. Их игры носят творческий характер.

     Дети  в возрасте от 3 до 4 лет много времени  проводят на воздухе и отличаются большой подвижностью. В связи  с этим им необходимы спортивные игрушки - трехколесные велосипеды, обручи, мячи, каталки, санки.

     Большое значение приобретают тематические наборы - группы игрушек, объединенных одной темой. Например, детский сад, школа, завод и т. д. Такие игрушки развивают чувство коллективизма и товарищества.  Ассортимент игрушек для этого возраста очень разнообразен: музыкальные, дидактические, спортивные, трудовые, образные игрушки, настольные игры, книжки-ширмочки, игрушки-забавы, театральные игрушки. Среди них особое место занимают игрушки и игры, подготавливающие детей к занятиям в школе,- наборы букв и цифр, азбука, счетные палочки и др.

     Игрушки для детей школьного  возраста (от 7 до 17 лет). Наряду со спортивными игрушками (городки, кегли, лыжи, санки) возникает потребность в познавательных, технических играх. Это различные конструкторы, сборно-разборные игрушки, мозаики, наборы для выпиливания, вырезания, детские инструменты и т. п. Многие из этих игрушек служат для закрепления знаний, полученных в школе.

     Дети  школьного возраста играют в шахматы, шашки, домино, увлекаются настольным теннисом, конструированием приборов, радиотехникой, фотографированием, любят ставить различные опыты. Для этих игр рекомендуются технические игрушки, радиоконструкторы, электроконструкторы, наборы по физике, химии, оптике, а также наборы для выжигания, вырезания, выпиливания. Все эти игры помогают усвоению школьного материала, развивают любознательность, прививают интерес к различным отраслям науки и техники. 
 
 

     Классификация игрушек по педагогическому  назначению

     В основу классификации игрушек по педагогическому назначению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.

     Педагогическую  ценность имеют те игрушки, которые  правильно подобраны с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и склонностей ребенка.

     По  педагогическому назначению игрушки подразделяют на следующие группы.

Информация о работе Показатели качества детских игрушек