Показатели качества детских игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества.
С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………...3
1. Литературный обзор……………………………………………………………........7
1.1.Классификация и характеристики детских игрушек………………...............7
1.2.Состояние рынка детских игрушек…………………………………………....22
1.3.Требования к качеству и безопасности детских игрушек…………………..28
2. Практическая часть………………………………………………………………...33
2.1.Характеристики объектов исследования…………………………..………....33
2.2.Показатели качества детских игрушек и методы их определения…………35
2.2.1.Методика оценки развивающих свойств детских игрушек……………….35
2.2.2.Методика оценки психологических свойств детских игрушек…………..37
2.3Оценка потребительских свойств детских игрушек…………………………40
3. Выводы и предложения…………………………………………………………..45
Использованная литература………………………………………………………46
Приложения…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

 

     Игрушки должны удовлетворять требованиям  химической, биологической, механической, конструктивной, акустической, электрической, оптической, пожаро-, взрыво- и другим видам безопасности. Для изготовления игрушек должны применяться материалы, разрешенные органами Госкомсанэпиднадзора РФ. Игрушки и материал, из которого они изготовлены, должны быть чистыми, неинфицированными и не пораженными насекомыми и грызунами.

     Для изготовления игрушек, предназначенных для детей до 3 лет, не допускается применять стекло и ворсованные материалы. В игрушках не допускается применять легковоспламеняемые материалы, набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла и др.), а также гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее.

     Защитно-декоративные покрытия игрушек должны быть стойкими к действию слюны, пота и влажной  обработке. Масса игрушек типа погремушек, предназначенных для детей до 3 лет, должна быть не более 100 г. Надувные игрушки для игры на воде должны быть водонепроницаемыми и герметичными, иметь невозвратные клапаны. Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей должны быть не доступны для ребенка.

     Игрушки должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптические и акустические приборы должны правильно и надежно работать. Конструкция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование. Игрушки, подвергающиеся действию воды, не должны изменять окраски и деформироваться. Химические источники тока должны свободно устанавливаться и выниматься из корпуса игрушки.

     Маркировка  должна быть нанесена или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий игрушку. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой, несмываемой и содержать: наименование и возрастное назначение игрушки, наименование предприятия-изготовителя, его адрес, дату изготовления, предупредительные надписи по безопасной эксплуатации.

     В маркировке игрушек, не предназначенных  для детей в возрасте до 3 лет, должно присутствовать графическое  условное обозначение возраста по ГОСТ Р 51556-99 в виде перечеркнутого (по диагонали слева направо) круга, выполненного красным цветом, на белом фоне которого черным цветом указана возрастная группа 0-3 и контур лица.

     Маркировка  должна содержать следующие сведения:

     ■   название игрушки;

     ■   название страны-изготовителя;

     ■   название фирмы-изготовителя;

     ■   основное назначение игрушки или  область ее применения;

     ■   правила и условия безопасного  использования;

     ■   предупредительные надписи, например: «Не рекомендуется для детей  до 3 лет», «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» и т.д.);

     ■   основные потребительские свойства или характеристики;

     ■   информация об обязательной сертификации;

     ■   адрес изготовителя и (или) продавца;

     ■   товарный знак предприятия-изготовителя и (или) название предприятия-изготовителя или его представителя либо импортера;

     ■   предупреждение о сохранении вкладыша или упаковки с данными предприятия-изготовителя.

     Все реализуемые игрушки обязательно  должны иметь сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение. Реализация может осуществляться со складов и в учреждениях торговли, имеющих необходимые условия хранения и реализации. В организациях, осуществляющих торговлю игрушками, должен проводиться производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил в соответствии с утвержденной программой производственного контроля.

     Работники, непосредственно осуществляющие реализацию игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.  Напоминаем, что прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом, при их демонстрации запрещается. У продавца должен быть демонстрационный образец (1, 2, 3, 4).

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.    Характеристика объектов исследования.

       Мягконабивные игрушки изготавливают из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей. Набивочным материалом служат синтетическая вата, поролон, пластмассовые шарики. Эти игрушки могут иметь заводной механизм и дополнительные украшения (ошейники, медали, ленты, пряжки). Мягконабивные игрушки выпускаются в широком ассортимента, легки, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

       Качество  игрушек оценивают органолептически. Рассмотрим органолептические свойства  нескольких детских мягконабивных игрушек.

Таблица 2 - Товароведная характеристика детских мягконабивных игрушек

Наименование Вид Изготовитель, страна происхождения Материал изготовления Способ изготовления Размер конструкции

(в/ш/д)

Возрастное  назначение
1.Заяц  «Степан» Зверь Китай  (Шанхай) Искусственный мех, текстильные и синтетические  материалы, детали из пластмассы Пошив 43/26/24 Детям от 3 лет
2.Медведь   «Лава» Зверь КНР Синтетические волокна, искусственный волос, обрезки  тканей Пошив 43/26/24 Детям от 3 лет
3. Кот «Васька» Зверь Россия Вата, искусственное  волокно, синтетические волокна Пошив 42/20/39 Детям от 3 лет
4.Собака - подушка Зверь Индонезия 100% полиэстер,  полиэстерное волокно Пошив 30/58/71 Детям от 3 лет
5. Черепашка-развивашка Зверь Китай (Шанхай) Синтетические волокна, искусственный волос, обрезки тканей Пошив 16/39/55 Детям от 6 месяцев

 

     В качестве объектов исследования взяты  мягконабивные игрушки – фигурки  животных, которые приблизительно одного размера ( заяц, медведь, кот, собака, черепашка). Все эти игрушки изготовлены путем шитья из разного материала (искусственный мех, текстильные и синтетические материалы, искусственный волос, обрезки тканей, вата, искусственное волокно, полиэстер, полиэстерное волокно).  Страны производители : Китай, КНР, Россия, Индонезия). В основном, все игрушки предназначены для детей от трех лет, так как мягконабивные игрушки считаются небезопасными, они собирают огромное количество пыли и их трудно продезинфицировать или просто почистить.

 

      2.2 Показатели качества  детских игрушек  и методы их определения.

     2.2.1 Методика оценки  развивающих свойств  детских игрушек.

     Педагогика  предъявляет к игрушке основные требования: содействовать полноценному воспитанию подрастающего поколения.

       Такой показатель, как педагогические свойства детских набивных игрушек является  одним из самых важных. Игрушка воспитывает в ребенке различные положительные и отрицательные качества, я считаю, что  перед  тем, как она попадет в руки ребенка, она должна пройти педагогическую экспертизу.

       Педагогические  свойства классифицируются:

—  игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятие (погремушки, кольца, пирамидки);

— игрушки, знакомящие детей с окружающим миром, с природой (мебель, посуда, куклы, фигурки  животных). Это образно-сюжетные игрушки;

—  игрушки, способствующие физическому развитию детей (каталки, скакалки, мячи);

— технические  игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники (конструкторы, модели машин);

— игрушки, способствующие художественному и  музыкальному развитию детей (кукольный  театр, металлофоны);

—  игрушки-забавы, вызывающие у ребенка восторг, удивление, смех (игрушки заводные);

—  настольные игры, развивающие у детей усидчивость, смекалку, дисциплинированность (игры-головоломки, хоккей, футбол, лото);

— елочные  игрушки (флажки, шары, маски).

       Педагогическая  экспертиза  должна проводиться по следующим номенклатурным свойствам :

  1. развитие восприятия движения
  2. знакомство с окружающим миром
  3. формирование предпочтения к труду
  4. знакомство с науками
  5. развитие умственных способностей
  6. физическое развитие.

     Эти качества способствуют этическому развитию, формированию мировоззрения, логическому  мышлению и  умению общаться с окружающим миром.

   И такие пункты, которые ни в коем случае не должны присутствовать в  детской игрушке. Игрушки не должны провоцировать ребенка на:

   1.   агрессивные действия;

   2.   проявления жестокости;

   3.   безнравственные действия и насилие;

   4. нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;

   5. пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых.

 

    2.2.2 Методика оценки психологических свойств детских игрушек.

Во многих странах наряду с педагогической экспертизой, проводят еще и психологическую экспертизу. Наибольший интерес представляют для нас критерии оценки, связанные с психологическими  характеристиками игрушки.

  1. Первым критерием оценки является пригодность игрушки для игры. Игра рассматривается как свободная, самостоятельная  и самодостаточная деятельность ребёнка, не направленная на получение другого результата (учебного, познавательного или практического). «Игра и игрушка должны побуждать, возбуждать  фантазию, а не стеснять ее, как это делают, например, говорящие куклы   их скудными заученными выражениями. Каждый ребенок без труда изобретет слов больше и лучше для всего, что должна сказать его кукла». Чем  многообразнее игровые возможности, тем более побуждающей  становится игрушка и тем дольше остается интересной.
  2. Ещё одно требование к игрушке – она должна приносить радость детям. Игра невозможна без ярких положительных эмоций. Если ребёнок с радостью играет, это обеспечит ему правильный жизненный тонус, психическое и физическое здоровье.
  3. Важнейшее качество игрушки - дать ребёнку переживание своего успеха, почувствовать свою компетентность. Эти переживания дают уверенность в себе, побуждают продолжать и развивать игру. Главная задача при этом – определить,  для какого возраста подходит игрушка. Она не должна быть слишком сложной для ребёнка (это  в т.ч. вызывает отрицательные чувства – неумелости, некомпетентности), и в то же время требовать определённых усилий, поиска решения, не допускать автоматических действий.
  4. Хорошая игрушка должна обеспечивать ребёнку возможность продолжительной и самостоятельной игры. Она не должна наскучить ему через час, а должна развлекать и привлекать его в течение долгого времени.
  5. Очень интересный критерий – возможность игрушки отражать «связь ребёнка с миром». Ребёнок постигает мир во многом через игрушку, через практические действия с ней. Поэтому игрушки должны быть по возможности реалистичными и не искажать реальности. На этом основании авторы решительно отвергают многие образцы современной игрушечной индустрии (куклы типа Брац, трансформеры, роботы и пр.). Эти изделия грубо искажают человеческий облик и пропорции тела. Однако, некоторые персонажи детской субкультуры, обладающие привлекательностью и позитивным этическим зарядом (Крот, Карлсон, Пиноккио), признаются вполне реалистичными.
  6. Игра воспроизводит повседневный опыт,  способствует полноценному и глубокому проживанию  окружающего мира и в особенности переживаниям значимых для ребёнка впечатлений, (включая телевизионные!).  Так, например, строительство дома дает толчок дальнейшей игре;  отпуск, проведенный в кемпинге делает особо интересом жилой автофургончик.
  7. В то же время, игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность. Мера условности и реалистичности игрушки – очень важный и тонкий критерий, который нуждается в оценке опытных экспертов.   Причём это относится не только к образным, но и ко всем другим  игрушкам (конструкторам, транспортной игрушке, настольным играм и пр.). Они должны передавать детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр.
  8. Особо подчёркивается открытость механизма движения в игрушке. Если в игрушке заложена способность к движению (как например в динамических – волчки, кувыркунчики, кугельбаны и пр.), происхождение и причина этого движения должны быть понятны и открыты для детей. Играя  с такими игрушками, дети сами на практике постигают законы движения и учатся управлять им.  Конструкция и механика должны быть для маленького ребенка особенно просты.  В игрушках для более старших  детей устройство игрушки, даже самые сложные, должны быть открыты и понятны.
  9. Комплектность, мера, количество состава игрового набора – важная характеристика, обеспечивающая разворачивание игры. Достаточное количество деталей конструктора, полнота набора предметов мебели для кукольной комнаты или кукольных персонажей для сюжетной игры позволяют ребёнку  разнообразить и развивать игру. Для каждой игрушки есть правильная мера. Большой набор строительного материала побуждает, стимулирует строительство, много рельсов делает железную дорогу интереснее. Но одна кукла с различными принадлежностями лучше, чем много кукол без принадлежностей.
  10. Важной является также величина игрушки. Маленький ребенок лучше строит из больших строительных блоков, но гигантский плюшевый медведь не годится как сопровождающий всюду друг.
  11. Материал и прочность (надежность, добротность) должны   соответствовать назначению.
  12.  
    1. Оценка потребительских свойств детских игрушек.

Информация о работе Показатели качества детских игрушек