Показатели качества детских игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества.
С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчиков необходимые навыки для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………...3
1. Литературный обзор……………………………………………………………........7
1.1.Классификация и характеристики детских игрушек………………...............7
1.2.Состояние рынка детских игрушек…………………………………………....22
1.3.Требования к качеству и безопасности детских игрушек…………………..28
2. Практическая часть………………………………………………………………...33
2.1.Характеристики объектов исследования…………………………..………....33
2.2.Показатели качества детских игрушек и методы их определения…………35
2.2.1.Методика оценки развивающих свойств детских игрушек……………….35
2.2.2.Методика оценки психологических свойств детских игрушек…………..37
2.3Оценка потребительских свойств детских игрушек…………………………40
3. Выводы и предложения…………………………………………………………..45
Использованная литература………………………………………………………46
Приложения…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

       Рынок долгие годы остается  непрозрачным, для него по-прежнему  характерна высокая доля нелегального  импорта и контрафактной продукции  (по разным оценкам, до 60-70% от  всего импорта), особенно это характерно для сегмента игрушек, которые в основном ввозятся из Китая и Юго-Восточной Азии.

       При этом, по данным УК "Финам  Менеджмент", на официальный импорт приходится 80-90% рынка. Из этого следует, что доля внутреннего производства игрушек крайне мала – не более 10-20.

       Однако детские игрушки наиболее  успешных российских производителей  являются весьма конкурентоспособными  по качеству на мировом рынке  и успешно экспортируются. В число лидеров среди российских компаний-экспортеров входят ОАО «Звезда», ЗАО «Степ Пазл», ООО «Комета Плюс», ООО «Золушка» и ряд других российских предприятий.

       Структура российского рынка  игрушек по странам-производителям  выглядит следующим образом: 70% игрушек, представленных на рынке, производит Китай, 20% - Европа, 10% - Россия. Европу представляют следующие страны: Польша, Германия, Испания( приложение A). На российском рынке представлены различные виды игр и игрушек, его структура выглядит в настоящее время следующим образом: 40% занимают куклы и мягкая игрушка, 22% - конструкторы, 20% - видеоигры, 8% - технические игрушки (машинки с моторчиком и без и т.п.) и 10% - настольные игры и пазлы (приложение B) .

       Новые тенденции наблюдаются и в выборе ассортимента: теперь закупают простые, более дешевые игрушки, которые не требуют в продаже особого подхода, то есть объяснения продавцом функциональности или той пользы, которую она может принести ребенку потенциального покупателя. В отличие от набора юного химика, к примеру, плюшевого мишку покупатели приобретают не раздумывая.

       Основными покупателями игрушек  являются родители с детьми 3-6 лет (45,3%). Доля родителей с детьми 0-3 года составляет 43,2%, родителей  с детьми 7-9 лет – 34,3%, родителей с детьми 10-12 лет – 23,7%, родителей с детьми 13-15 лет – 12,3% (приложение  C).

     Чаще  всего детские товары покупают в  специализированных детских магазинах. В последнее время они уверенно заняли первое место среди всех каналов  продаж по частоте покупок. В крупных городах там отовариваются почти 90% родителей детей всех возрастов.

       Нецивилизованные каналы продаж  – рынки и ярмарки – постепенно  уступают место организованной  торговле в магазинах. Туда  идет за покупками только каждый  третий родитель (32–37%). В Москве, по всей видимости, долю покупок на рынках и ярмарках увеличивают специализированные детские торговые комплексы «Совенок», «Коломенский» и другие. В региональных столицах – вещевые рынки. Основную конкуренцию специализированным детским магазинам составляют гипермаркеты и универсальные магазины – 76–79%.

     Все большую популярность для детей  в сегменте от 0 до 3 лет приобретают  развивающие игры. Дело в том, что  с одной стороны родители стремятся  выявить способности детей как  можно раньше и начать их развивать, с другой стороны среди них появляется понимание того, что игрушка является предметом формирования мировоззрения и общей культуры подрастающего поколения. Ситуация, когда родители стремятся предложить маленькому ребенку широкий выбор игрушек с целью стимулировать его развитие, является очень привлекательной для производителей и обуславливает высокую перспективность этого сегмента рынка.

     Интересны отличия в выборе игрушки в  зависимости от пола ребенка, его  психического развития и особенностей эмоционально-нравственной сферы. Специалисты Центра игры и игрушки МГППУ считают, что между игрушкой и ребенком существует двухсторонняя связь. Не только игрушка способствует формированию определенных личностных качеств ребенка, но и сам ребенок выбирает игрушки определенного вида, от которых зависит содержание организуемых им сюжетно-ролевых игр. Дети обычно выбирают героев мультфильмов, являющихся носителями противоположных эмоционально-нравственных качеств: Чебурашка, доктор Айболит, крокодил Гена, Том и Джерри, Телепузик, Бармалей, Человек-паук, Бэтмен. Проведенное исследование также позволило выявить, что девочки предпочитают большее количество игрушек для своих игр (7 видов их 9 предложенных), а мальчики – меньшее (4 вида из 9).

       Одними из крупнейших зарубежных производителей и поставщиков игрушек на российский рынок являются компании: Barbie As Rapunzel, Bratz Salon 'N' Spa, Cabbage Patch Kids, Chicken Dance Elmo, FurReal Friends, LEGO Harry Potter Chamber of Secrets, Yu-Gi-Oh! Trading Game Booster Pack Collection Tin (по данным сайта http://www.4p.ru/main/research/31314).

       А теперь рассмотрим наиболее популярные сегменты игрушечного рынка.

       Совокупный размер рынка мягкой  игрушки и кукол составляет  около 40% от емкости российского  рынка. При этом объем рынка кукол занимает одну четверть от объема всей мягкой игрушки. Таким образом, мягкие составляют наибольший сегмент рынка игрушек. Во многом это объясняется тем, что игрушка востребована потребителями всех возрастов и любого достатка, являясь универсальным подарком.

       Мягкие игрушки - это хорошая  возможность порадовать детей.  Самое главное свойство мягкой  игрушки - дарить нежность и  утешать. Из всех видов игрушек  мягкая родилась позже многих. Первый игрушечный медведь, стоящий  на двух лапах, был запатентован в 1902 г. в Германии, затем на ярмарке кустарной промышленности в Лейпциге он получил главный приз.

       С точки зрения педагогики  мягкие игрушки положительно  влияют на развитие детей. И  пусть плюшевый мишка не развивает  логическое мышление и координацию движений, дети все равно засыпают в обнимку с набитым мягким материалом зверем, потому что мишка остается для малышей островом любви и защиты. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность. И взрослые люди неравнодушны к плюшевым медвежатам, часто берегут своего задушевного друга всю жизнь, не мыслят расстаться с ним.

       Рынок мягкой игрушки чрезвычайно  чувствителен к росту рождаемости  и "демографическим волнам". Это связано с тем, что дети младшего возраста являются наиболее активными потребителями игрушек. Но по соображениям безопасности мягкие игрушки не рекомендуют давать детям до 3-х лет, поэтому принято считать, что ее активное потребление начинается после достижения этого возраста. Однако 29% родителей покупают мягкую игрушку и детям до 3-х лет, соответственно, 71% мягкой игрушки малышам не покупали. Вероятно, такие показатели связаны с тем, что данная возрастная группа является самой быстрорастущей. Основными популярными брендами мягкой игрушки считаются: Semo, Aurora, ZinaToys и т.д.

       Ассортимент нынешних магазинов,  торгующих товарами для детей,  может насчитывать от 10 000 до 100 000 позиций. Тут игрушки на любой  вкус и кошелек. У каждой  игрушки есть авторы и своя  история создания. Кроме того, торговля игрушками - в большинстве сезонный бизнес. Оживление рынка игрушек начинается в августе, достигая своего пика к Новому году. Уровень продаж в этот период достигает астрономических высот, на прилавках появляются интересные новинки, каждая из которых находит своего покупателя. После Нового года начинается спад. Особо тяжелыми месяцами считаются май и июнь. Это как раз то время, когда производители могут всерьез заняться разработкой новинок и модернизацией существующей продукции. Для нейтрализации такой сезонности производители активно разрабатывают новые продукты, привязанные к определенному сезону (зима-лето), т. е. игры подвижного характера.

       В условиях финансового кризиса  производители игрушек серьезно  задумываются над тем, чтобы не оказаться в проигрыше в период падения спроса на их продукцию. Игроки игрушечного рынка учитывают, что понятие бренда тесно связано с детской психологией. Специалисты отмечают, что дети достаточно восприимчивы к рекламе и склонны верить ей. Наибольшей популярностью у них пользуется реклама продуктов питания и игрушек.

       Однако привлекательность российского  рынка игрушек обусловленная  такими факторами, как актуальность  игрушечной продукции, и ее  социальная значимость, сможет перерасти  все опасения родителей и производителей игрушек перед временно усложнившейся экономической ситуацией.

       Тем более что сейчас государство  уделяет пристальное внимание  к социальным и демографическим  вопросам населения, заинтересованно  и принимает активные усилия  в создании благоприятного климата для инвестиций, усиливает свою роль в борьбе с производством, поставками и продажей некачественной, опасной для здоровья детей и несертифицированной продукции. Основной тенденцией российского производства остается постепенное наращивание мощностей, переход на современные технологические процессы, расширение ассортимента, ввод линий иностранных брендов, а также своевременное реагирование на изменения потребительского спроса.

     Весь  объем российского субрынка игрушек (в розничных ценах) составляет менее 1% мирового объема продаж данного вида продукции, что позволяет сделать предположение об еще неиспользованном существующем потенциале для данного рынка в России.

     На  официальный импорт приходится наибольшая часть рынка игрушек. Из этого следует, что доля внутреннего производства игрушек крайне мала. 70% игрушек, представленных на рынке, производит Китай, 20% - Европа. Европу представляют Польша, Германия, Испания.

     Среди российских производителей игрушек  ведущие позиции занимают компании: ОАО АК "Весна", ОАО "Звезда", ЗАО "Кругозор", завод игрушек "Огонек. Одними из крупнейших зарубежных производителей и поставщиков игрушек на российский рынок являются компании: Barbie As Rapunzel, Bratz Salon и другие (18, 20).

 

1.3. Требования к качеству и безопасности детских игрушек.

     Игрушки должны отвечать педагогическим, эстетическим, техническим, эргономическим, санитарно-гигиеническим  требованиям, требованиям безопасности, а также требованиям соответствия возрастным особенностям детей.

     Педагогические требования направлены на духовно-интеллектуальное развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, защиты от негативных воздействий. В целях защиты детей от вредного влияния подобных игрушек и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" введена обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Приказом Министерства образования России от 26 июня 2000 г. № 1917 "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей" введен Временный порядок проведения экспертизы и определен перечень критериев оценки детских игр и игрушек. В соответствии с Временным порядком производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения, не допускаются. Экспертизу игрушек осуществляют Федеральный экспертный совет Минобрнауки России и государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

     Игры  и игрушки не должны провоцировать  ребенка на агрессивные действия, вызывать проявление жестокости по отношению  к персонажам игры (людям и животным), провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за пределы интересов детского возраста, провоцировать на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

     Педагогические  требования к игрушкам заключаются  в том, чтобы соответствовать  задачам воспитания детей: воспитывать  патриотизм, формировать нравственные и духовные основы поведения, такие  черты характера, как выдержка, инициатива, самостоятельность, чувство товарищества и взаимопомощи, вызывать у детей интерес к знаниям, предметам и явлениям окружающего мира, развивать познавательные процессы, содействовать усвоению и закреплению знаний, эстетическому и физическому развитию, приучать к труду, учить понимать и ценить достояния человеческой культуры.

     Эргономические  требования характеризуют соответствие конструкции игрушек физиологическим  особенностям детского организма —  возрасту, антропометрическим данным тела ребенка, определяют удобство их использования, степень утомляемости ребенка при игре.

     Все игрушки должны соответствовать  санитарно-гигиеническим требованиям  и требованиям безопасности (ГОСТ 25779-90, ГОСТ Р 51555-99, ГОСТ Р 51557-99, ГОСТ Р  ИСО 8124-1-99, ГОСТ Р ИСО 8124-2-99, ГОСТ Р ИСО 8124-3-99, СанПиН 2.4.7.007-93, СанПиН 42-123-4240-86) и иметь сертификат соответствия.

Таблица 1 - Оценка соответствия игрушек требованиям безопасности

п/п

Наименование  показателя Наименование  метода испытания
1 2 3
1 Стойкости защитно-декоративных покрытий игрушек к поту, слюне, влаге ГОСТ 25779-90 п.2.27.1 Химический  метод по ГОСТ 25779-90 п.3.68
2 Устойчивость 2.14.2 Наклоном под  углом 10°
1 2 3
3 Прочность к  удару (для детей грудного возраста ГОСТ 25779-90, п.2.23.2) Методом исследования прочности материалов из пластмасс
4 Масса, не более 100 гр. ГОСТ 25779-90, п.2.23.5 ГОСТ 25779-90
5 Уровень запаха ГОСТ 25779-90 Органолептическим методом по ГОСТ 22648
6 Соответствие  маркировки ГОСТ 25779-90, п.2.36 Визуальным  изучением
7 Соответствие упаковки ГОСТ 25779-90, п.2.37 Визуальным  изучением

Информация о работе Показатели качества детских игрушек