Понятие и классификация правонарушений в сфере торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы определяется тем, что правонарушения в предпринимательской деятельности являются препятствием для поступательного экономического развития Российской Федерации.
Борьба с произволом и экономическим волюнтаризмом только начинается и правильное определение ее нормативной базы - один из базовых факторов её успеха.
Многие недобросовестные чиновники, пользуясь нормами закона, принуждают предпринимателей к даче взяток с целью сокрытия предпринимательских правонарушений, как в административной, так и в налоговой сфере.
Также данная тема актуальна и в связи отграничением предпринимательских правонарушений от смежных уголовных преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вся.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Оперативно-розыскные  действия выполняются как гласно, так и негласно. В число негласных оперетивно-технических и оперативно-розыскных мероприятий входят: обследование помещении, здании, сооружении, участков местности и транспортных средств, исследование предметов и документов, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических средств связи, контроль почтовых отправлений, опрос граждан с использованием специальных технических средств. Организация и тактика проведения указанных действий регламентированы специальными нормативными актами.

Проведение оперативно-розыскных  мероприятий обеспечивает:

- получение первичной  информации о признаках правонарушениях

- установление источников доказательств;

- установление лиц  совершивших подготавливающих, совершающих  налоговые преступления,

- решение частных задач  оперативно-розыскной деятельности.

Общим итогом проведения оперативно-розыскных действий является выполнение тех задач, которые стоят перед органами внутренних дел - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

     Государственный контроль (надзор) является еще одной формой борьбы с правонарушениями. Под государственным контролем (надзором) понимается осуществление проверки соблюдения юридическими лицами физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, обязательных требований, установленных законами или в установленном ими порядке. Под государственным надзором понимается особый вид контрольной деятельности, связанный с применением к проверяемым юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям мер административного или иных законных форм принуждения с целью пресечения противоправной или иной наносящей ущерб общественным интересам или иным лицам деятельности, устранения и возмещения ущерба от последствий выявленных фактов осуществления юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предприятиями, противоправной деятельности наносящей ущерб юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.

Порядок проведения мероприятий по контролю. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем 

должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица,

осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения

мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем  на один месяц. При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством

Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю над устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения

вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.[11, с.354]

3.2 Меры предупреждения и пресечения, применяемые в борьбе с правонарушениями в сфере торговли.

     Основным  видом административно-правовых  мер предупреждения нарушений  законодательства в сфере предпринимательской  деятельности является  осуществление  соответствующими представителями  органов внутренних дел контроля за соблюдением особого порядка занятия указанной деятельностью. Основной формой  названного контроля является проверка. Основанием для проверки могут служить жалобы и заявления граждан как являющиеся потребителями продукции, произведенной предпринимателями,  лицами, которым оказываются платные услуги,  так и работающих на предприятии по  договору (контракту),  публикации в печати  о ставших известными фактах нарушения законодательства о предпринимательской деятельности, полученные иным путем сведения об указанных фактах нарушения законодательства о предпринимательской деятельности (например, в процессе оперативно-розыскной деятельности),   выполнение ранее принятых планов, проверок и т.д. В процессе ее проведения  рекомендуется проверять у предпринимателей  наличие необходимых документов (государственного свидетельства, паспорта, лицензии или иного документа,  удостоверяющего личность),  сопоставлять наименование производимых товаров или оказываемых услуг, зафиксированных в государственном свидетельстве,  с фактически  производимыми и реализуемыми товарами и оказываемыми услугами, устанавливать наличие товаров,  изготовление и реализация которых предпринимателям запрещена, осуществлять встречные проверки конкретного количества произведенных и реализованных товаров, указанных в отчетных документах, с фактическим их количеством ( как путем снятия остатков сырья и материалов,  так и с помощью анализа приходных  документов магазинов, осуществляющих прием  указанных

товаров от отдельных  граждан, предприятий с целью их последующей реализации),  проверить законность приобретения материалов и сырья, изучать бухгалтерскую и иную отчетность и т.д.

    В процессе  непосредственной проверки предпринимательской  деятельности можно выделить  четыре самостоятельных этапа.

    Первый этап  заключается во взаимной проверке  полномочий проверяемого и проверяющего  лица. Данные полномочия подтверждаются документом, удостоверяющbм личность, и Уставом хозяйственного субъекта для поверяемого предпринимателя. Во избежание возможных недоразумений проверять хозяйственные субъекты рекомендуется только в присутствии и с участием, относящихся согласно Уставу к его руководству (администрации). Предприниматель должен убедиться в полномочиях проверяющего ( и на оборот, т.к. действия проверяющего впоследствии могут быть обжалованы).

    Если знакомство  предпринимателя и проверяющего  произошло без взаимных претензий  и замечаний, наступает второй  этап - документальная проверка.

Используются следующие  приемы и методы:

-   арифметическая  проверка;

-        встречная проверка;

-        формальная проверка;

-   метод взаимного  контроля.

После окончания документального  контроля начинается третий этап - фактическая  проверка. В процессе ее проведения могут приниматься такие меры административного принуждения, которые с достаточной долей условности можно назвать смежными, так как посредством их  достигаются  две цели: обнаружение  признаков правонарушений и закрепление полученных доказательств. 

     Иными   словами, они могут выступать  как в качестве административно-предупредительных мер, так и в качестве мер административно-процессуального обеспечения. Таковыми являются осмотр и досмотр  изготовленной предпринимателем продукции, сырья, материалов. Основное отличие  осмотра от досмотра заключается в том, что первый состоит во внешней (визуальной) оценке проверяемого объекта, а второй - в непосредственном  с ним контакте.

    После окончания  фактической проверки начинается  четвертый этап - документальное  оформление результатов проверки. Для проверяющего наиболее приемлемой формой является  протокол. Во избежание последующих недоразумений  рекомендуется составлять его в двух экземплярах, один из которых остается  предпринимателю. Протокол должны подписать все лица, участвовавшие в проверке. Если же в процессе ее проведения правоприменитель (лицо, непосредственно осуществляющее проверку) обнаружит признаки состава преступления, то он обязан немедленно доложить об этом начальнику органа внутренних дел, и "только после того, как он в качестве начальника органа дознания убедится  в том, что представленные материалы (рапорта, акты, протоколы и т.д.) содержат сведения о наличии обстоятельств, попадающих под признаки преступления,  появляется повод к возбуждению уголовного дела.  Если начальник органа дознания придет к выводу, что для констатации наличия этого повода  необходимо провести дополнительную проверку по материалам, она осуществляется в рамках не уголовно-процессуальной, а  оперативно-розыскной или административной деятельности.

     Проверки  должны быть направлены на тщательное выявление всех  фактов несоблюдения действующих общеобязательных правил, регулирующих процесс предпринимательской деятельности, установление всех виновных лиц,  точное определение характера и размера причиненного ущерба, глубокий и всесторонний анализ причин и условий, способствующих подобным нарушениям. В то же время  деятельность проверяющих по осуществлению контрольных функций должна осуществляться  в установленном законодательством порядке.

       В  случае выявления в процессе проверки или при иных обстоятельствах  признаков конкретного нарушения законодательства о предпринимательской деятельности сотрудник органов внутренних дел имеет право применять меры административного  пресечения, т.е. принудительное прекращение противоправных действий.

       Существуют  следующие  виды мер административного  пресечения:

-        прекращение выпуска и реализации  недоброкачественной продукции  или оказания  низкокачественных бытовых и социальных услуг;

-         прекращение деятельности  всего  хозяйствующего  субъекта или конкретного индивидуального предпринимателя, если нарушение  установленных правил может повлечь тяжкие последствия (например, пищевые  отравления или  существенный ущерб от самовольного использования  гражданином  в корыстных целях  электрической и тепловой энергии );

-        лишение права пользования землей, которое существенно снижает ее плодородие;

-        прекращение действий по отправке  или получению незаконно добытого  сырья,  материалов, инструментов,  оборудования, временное приостановление ( до выяснения всех необходимых обстоятельств ) финансовых операций в различного рода банках, временное отстранение от управления автомобилем гражданина, занимающегося незаконным частным извозом,  изъятие у предпринимателя изготовленной продукции, сырья, материалов ( с целью последующего снятия их остатков );

-        временное изъятие у коммерсанта  бухгалтерских и иных документов, с помощью которых можно подтвердить  факт совершения  конкретного   административного правонарушения в рассматриваемой сфере, временное изъятие государственного свидетельства и лицензии на право занятия

предпринимательской деятельностью;

-        доставление в органы внутренних  дел предпринимателя, допустившего  административное правонарушение (в  случае, если  исчерпаны другие способы установления личности правонарушителя и обстоятельств совершения правонарушения);

-        административное задержание предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании данной курсовой работы можно сделать выводы:

-  стремление провести идею: "разрешено все, что не запрещено законом" государство предоставляет возможность новым хозяйственным структурам действовать самостоятельно, что объективно создает условия для злоупотреблений, мошеннических операций со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов. Эти общественно опасные деяния (проявления монополизма, недобросовестной конкуренции, обман кредиторов, ложное банкротство и др.) затрагивают интересы всех хозяйствующих субъектов: и государства и частного предпринимателя, мешая поступательному развитию новых экономических отношений;

- нарушения  в сфере предпринимательской деятельности - это умышленные или неосторожные деяния (действия или бездействия) хозяйственного субъекта, непосредственно занимающегося предпринимательской деятельностью, или должностного лица государственного органа при решении вопросов, связанных с осуществлением субъектами указанной деятельности, состоящие в несоблюдении юридических предписаний, содержащихся в законодательстве о предпринимательской  деятельности;

- в зависимости от вида юридической ответственности правонарушения делят на административные проступки, гражданско-правовые проступки и преступления;

- юридическая ответственность  – правовая связь государства  (в лице уполномоченных органов)  и правонарушителя, находящая выражение в санкциях, применяемых к правонарушителю в виде возложения на него дополнительных обязанностей и (или) лишения принадлежащего ему права.

- общественные отношения, складывающиеся в области торговли и финансов,

охраняются нормами уголовного, гражданского и административного права;

- в настоящее время рыночные отношения и различные формы предпринимательства находятся под постоянным присмотром со стороны сотрудников органов внутренних дел;

-  административное правонарушение в области предпринимательской деятельности и торговли - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, нарушающие нормативно закрепленные правила осуществления предпринимательской

деятельности  и торговли, за которое установлена административная ответственность;

- в отличие от административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1. КоАП РФ, преступление налицо только при наступлении последствий, указанных в законе, - причинении крупного ущерба гражданам, организациям или государству или извлечении дохода в крупном размере;

- борьба правоохранительных органов с правонарушениями в сфере предпринимательства и торговли происходит в формах оперативно - розыскной деятельности, государственного контроля (надзора).

Информация о работе Понятие и классификация правонарушений в сфере торговли