Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 02:32, курсовая работа
Объектом курсовой работы явились общественные отношения, возникающие по поводу последствий продажи товаров ненадлежащего качества в свете требований Закона РФ «О защите прав потребителей».
Целью курсовой работы является раскрытие основных последствий продажи товаров ненадлежащего качества.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава1.Теоретические аспекты последствий продажи товаров ненадлежащего качества…………………………………………………………………………...5
1.1.Общее понятие товаров ненадлежащего качества…………………5
1.2.Последствия продажи товаров ненадлежащего качества……..….11
Глава 2. Анализ практики защиты прав потребителей………………………18
2.1.Анализ осведомленности потребителей о своих правах г.Тольятти………………………………………………………………………..18
2.2.Пути совершенствования осведомленности потребителей о своих правах…………………………………………………………………………….25
2.3.Пример-решение ……………...……………………………………...26
Глава 3. Рекомендации по защите прав потребителей……………...………..28
3.1.Вопрос-ответ………………………………………………….……….28
3.2.Рекомендации по составлению искового заявления……………… 35
Заключение………………………………………………………………….……42
Список использованной литературы и источников…………………………...46
Приложение……………………………………………………………………....48
5) продавец (изготовитель), уполномоченная
организация или
6) отсутствие у потребителя
кассового или товарного чека
либо иного документа,
7) продавец (изготовитель), уполномоченная
организация или
8) в отношении товара,
на который установлен
9) доставка крупногабаритного
товара и товара весом более
пяти килограммов для ремонта,
уценки, замены и (или) возврат
их потребителю осуществляются
силами и за счет продавца (изготовителя,
уполномоченной организации
1.2. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества
Статья 475 ГК предусматривает последствия передачи товара ненадлежащего качества. Они наступают, если покупатель в течение срока законной гарантии или срока годности либо срока договорной гарантии обнаружил в товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом. Продавец обязан предупредить покупателя обо всех известных ему недостатках. Такое предупреждение может явствовать из характера продажи, например продажа в специальной секции магазина уцененного товара. Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе по своему выбору предъявить ему одно из следующих требований:
а) соразмерного уменьшения покупной цены. Это требование предъявляется, в случае, когда товар может использоваться без устранения в нем недостатков по прямому назначению, но при определении его цены не было учтено снижение качества;
б) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется, когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, замены комплектующих деталей, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанных изделий производятся за счет продавца. Требование об устранении недостатков может быть предъявлено, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, характер продуктов питания не позволяет устранить в них имеющиеся недостатки, а из обязательства по продаже некондиционных товаров следует, что такие товары изначально имеют недостатки, наличие которых учтено в цене;
в) возмещения своих расходов на устранение недостатков. Покупатель может устранить недостатки сам либо поручить это третьим лицам. Тогда ему полностью возмещаются расходы на устранение недостатков, однако они должны быть разумными, во всяком случае, не превышать цену самого товара.
Иные последствия предусмотрены п.2 ст. 475 ГК для случаев существенных нарушений требований к качеству товара. При таких нарушениях покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать либо возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо замены товара на тот, который будет соответствовать договору, а если качество договором не определено - требованиям, предусмотренным п.2 ст.469 ГК.
Требования об устранении недостатков товара, так же как и требование о замене товара ненадлежащего качества, может быть предъявлено покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, индивидуально-определенная вещь, сделанная в единственном экземпляре, в силу своего характера, не может быть заменена. Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупатель с учетом правил не лишается права вместо требований, указанных в п.2, предъявить продавцу иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 475 ГК.
Последствия передачи товара ненадлежащего качества применяются к товару, входящему в комплект, если покупатель обнаружит в нем недостатки, не оговоренные продавцом. Гражданским кодексом или другими законами могут устанавливаться иные последствия передачи продавцом товара ненадлежащего качества, чем предусмотренные ст. 475 КГ. В этом случае к отношению сторон будет применяться не ст.475, а положение о других последствиях. Так, к отношениям по договору иные последствия розничной купли - продажи применяются ст. 503 и ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», предусматривающие иные последствия розничной продажи товаров ненадлежащего качества.
Имущественная ответственность продавца за ненадлежащее качество переданного товара наступает по общему правилу в форме убытков, а также в форме неустойки, если ее уплата предусмотрена законом или договором купли – продажи. [2] Убытки, причиненные покупателю вследствие продажи товаров ненадлежащего качества, подлежат возмещению продавцом в соответствии со ст. 15 и 393 ГК в полном объеме. Неустойка в размере 50% стоимости продукции ненадлежащего качества предусмотрена Законом о поставках продукции для государственных нужд за передачу продукции, не соответствующей обязательным требованиям и условиям договора.
Действующее законодательство «О защите прав потребителей» предусматривает соответствующие положения продажи товаров с недостатками, продажи отдельных видов товаров, а также особенности обмена товара надлежащего качества. Для характеристики последствий продажи потребителю товаров с недостатками, необходимо указать на закрепленные в Законе «О защите прав потребителей» (п.1 ст.18) требования, которые может предъявить потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.
По отношению к характеристике
данных сроков можно применять другую
формулировку, названную законодателем
в ст. 477 ГК РФ: сроки обнаружения
недостатков переданного
Срок годности товара определяется
периодом, исчисляемым со дня изготовления
товара, в течение которого он пригоден
к использованию, или датой, до наступления
которой товар пригоден к использованию.
Продолжительность срока
Следует отметить, что для сезонных товаров (обуви, одежды и прочего) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей. При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
По общему правилу гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар. При этом указанные сроки считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар. [3]
Важно помнить, что, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Для удовлетворения некоторых требований потребителя законодатель указал специальный срок в ст. 22 Закона "О защите прав потребителей": требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение определенных сроков и требований потребителя устанавливается ответственность контрагента, которая заключается в следующем: за нарушение сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.